Противопожарный вертолет Ка-32А11М
Для опытного образца модернизированного противопожарного вертолета Ка32А11М от холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию «Ростех») МАКС-2021 станет первой официальной демонстрацией.
Глубокая модернизация вертолета позволила существенно расширить диапазон условий его применения, а также эффективность выполнения работ по тушению пожаров. За счет использования в составе силовой установки новых двигателей ВК-2500ПС-02 повышенной мощности улучшены летные характеристики в жарких условиях, на высокогорье, что позволяет применять вертолет с максимальной взлетной массой на высотах более 2 км. Также двигатели имеют улучшенные ресурсные характеристики. Новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования расширяет возможности по пилотированию в сложных метеоусловиях, снижает нагрузку на летные экипажи. Благодаря адаптации к использованию очков ночного видения стала возможна круглосуточная эксплуатация вертолета.
Новая система пожаротушения СП-32, разработанная НЦВ «Миль и Камов» и Кумертауским авиационным производственным предприятием (КумАПП) позволяет сбросить на очаг возгорания 4 тонны воды с добавлением до 400 литров пеноагента. Забор воды осуществляется в автоматическом режиме, сброс воды производится через систему створок с цифровым управлением. Запатентованная система створок позволяет сбрасывать воду из четырех баков либо попарно, либо поочередно, при этом углы открытия створок регулируются, что позволяет увеличить время сброса воды. Возможно и тушение пожаров в высотных зданиях с использованием водяной пушки. Впервые в мире обеспечивается применение противопожарного вертолета при температурах до -20 °С благодаря электрическому обогреву систем СП-32.
Холдинг «Вертолеты России» готов приступить к поставкам модернизированного Ка-32А11М в 2022 году. Выпуск будет развернут на КумАПП. Вертолеты семейства Ка-32 пользуются высоким спросом на мировом рынке: они эксплуатируются более чем в 30 странах мира. На сегодня выпущено свыше 240 машин данного типа.
Ударный вертолет Ми-28НМ
Еще одна новинка от «Вертолетов России», на этот раз военного назначения, – Ми-28НМ. На авиасалоне МАКС-2021 модернизированный «Ночной охотник» примет участие как в групповом пролете российской вертолетной техники, так и в индивидуальной программе с элементами сложного пилотажа, применимыми в реальном воздушном бою.
– Наработки по Ми-28НМ в будущем будут внедряться и в его экспортную версию, к которой проявляют высокий интерес как наши традиционные заказчики, такие как страны Ближнего Востока, Африки и Азии, так и новые потенциальные партнеры, ведь экспортная версия вертолета уже подтвердила высокую надежность, – рассказал глава Минпромторга России Денис Мантуров.
– Ми-28НМ – один из самых высокотехнологичных и современных вертолетов в линейке холдинга, и в авиасалоне МАКС он примет участие в новом для себя качестве серийной машины. Безусловно, вертолеты лучше всего смотрятся именно в небе, и я уверен, что выдающиеся летные характеристики модернизированного «Ночного охотника» будут по достоинству оценены не только специалистами, но и всеми зрителями и гостями авиасалона, – подчеркнул генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
Контракт на поставку Минобороны РФ 98 ударных вертолетов Ми28НМ до конца 2027 года был подписан в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2019». Модернизированные «Ночные охотники» производятся на предприятии «Роствертол» холдинга «Вертолеты России». В 2020 году Министерству обороны РФ была поставлена первая серийная партия новейших вертолетов Ми-28НМ.
Облик модернизированных «Ночных охотников» в значительной степени отличается от базовой версии вертолета. Ми-28НМ приобрел новое очертание фюзеляжа, модернизированные двигатели и вспомогательную силовую установку, новый бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования, перспективные виды вооружения. В связи с установкой новой обзорно-прицельной системы изменена компоновка носовой части фюзеляжа, на которой размещена аппаратура сопряжения с беспилотными летательными аппаратами.
При модернизации «Ночного охотника» конструкторами НЦВ «Миль и Камов» также был учтен опыт разработки учебно-боевого Ми-28УБ. В передней кабине нового вертолета установлен второй комплект управления. Кроме того, модернизации подверглась кабина экипажа. Командир и летчик-оператор теперь будут получать информацию об окружающей обстановке и работе всех систем машины в большем объеме и в более доступной форме, что повысит ситуационную информированность экипажа, облегчит взаимодействие и повысит быстроту принятия решений в сложной боевой обстановке.
На вертолет также был установлен новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, оснащенный вычислительными средствами увеличенного быстродействия. Кабина экипажа надежно бронирована, что обеспечивает защиту от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм. Установленные на вертолете новые системы ночного видения позволяют выполнять боевые задачи круглосуточно и распознавать цели на больших дистанциях, придавая дополнительные преимущества боевому вертолету.
Пассажирский лайнер МС-21-310
Программа МС-21 стартовала в «нулевые» годы, когда в Инженерном центре им. А.С. Яковлева, являющемся основным конструкторским подразделением корпорации «Иркут», приступили к разработке нового семейства среднемагистральных узкофюзеляжных лайнеров. Создатели МС-21 поставили перед собой амбициозную задачу – построить самолет, который займет достойное место на мировом рынке. Это можно было сделать, только создав по-настоящему инновационный продукт, обладающий характеристиками, которые позволят ему превзойти своих «одноклассников». Ключевыми направлениями инновационного поиска были выбраны передовая аэродинамика, мощная и эффективная силовая установка, соответствующая международным экологическим нормам, широкое применение композитов в силовой конструкции, новейшие системы управления, улучшенная эргономика кабины и повышенный комфорт для пассажиров.
8 июня 2016 года на Иркутском авиационном заводе, филиале Корпорации «Иркут», состоялась торжественная церемония выкатки первого летного экземпляра нового пассажирского самолета МС-21, одного из ключевых проектов в гражданской авиации новой России. Лайнер сконцентрировал новейшие технологии современного мирового авиастроения, в том числе и те, которые еще никто не использовал при производстве узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров.
Церемония выкатки прошла в специально подготовленном для этой цели ангаре, где собрались более 700 гостей и участников программы. Показанный на церемонии самолет представлял собой базовую модификацию МС-21-300 с вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Торжественному моменту предшествовали годы напряженного труда тысяч людей: над проектом работали специалисты Инженерного центра им. А.С. Яковлева, обеспечивающего разработку МС-21 и координирующего всю научно-промышленную кооперацию, в составе которой были ведущие научные институты России, центры компетенции, созданные в рамках ОАК, инжиниринговые компании, создающие для программы МС-21 принципиально новые разработки. В едином информационном пространстве с Инженерным центром вели разработку конструкции и систем самолета МС-21 специалисты филиалов Корпорации «Иркут» в Ульяновске и Воронеже.
Выкатка является важной вехой в истории создания каждого нового самолета. Ее можно сравнить с рождением: позади долгие годы «вынашивания» проекта от зарождения самой идеи до разработки конструкторской документации и создания первого опытного летного образца. Сама торжественная церемония первого явления нового самолета публике – это всегда шоу, одинаково волнующее и его создателей, и приглашенных гостей, да и все мировое авиационное сообщество. Тайна «рождения» заключается в том, оправдает ли новый самолет надежды и ожидания его разработчиков? Будет ли соответствовать заявленным в проекте характеристикам? Разработчики поставили перед собой весьма амбициозную задачу: создать самолет, лучший в своем классе. Одним из главных конкурентных преимуществ МС-21 в сравнении с его аналогами от Boeing и Airbus являлось полностью композитное крыло с рекордным удлинением 11.5, что позволило увеличить аэродинамическое качество и, как следствие, повысить экономичность машины. В серийных моделях этой размерности так еще никто в мире не делал.
Андрей Николаевич Туполев однажды сформулировал кратко и емко суть авиаконструкторского искусства: «Не красиво – не полетит». Явленный во время выкатки публике самолет МС-21-300 был фантастически красив! Позже его первые полеты убедительно доказали: заложенные конструкторские решения оказались верными.
Авиасалон МАКС остается главной площадкой, на которой авиационное сообщество знакомится с основными вехами развития проекта. Презентация проекта разработки двигателя ПД-14 прошла на авиасалоне МАКС-2009. Пилотажный процедурный тренажер экипажа самолета МС-21 был впервые представлен на МАКС-2013, а в 2015 году посетители салона увидели его обновленную версию. Мировая премьера МС-21-300 состоялась на МАКС-2019 и без преувеличения стала главным событием салона. Опытный лайнер с бортовым номером «002» выполнил демонстрационные полеты, а еще две машины были показаны на статической стоянке. Один из самолетов был представлен с отделкой пассажирского салона, дающей возможность оценить высокий уровень комфорта лайнера.
На МАКС-2021 будет представлено четыре опытных самолета семейства МС-21. И, пожалуй, самым грандиозным событием авиасалона станет тот момент, когда в небо над Жуковском поднимется новый МС-21-310 с российским двигателем ПД-14.
Пятнадцатый Международный авиационно-космический салон МАКС2021 пройдет в городе Жуковском Московской области с 20 по 25 июля 2021 года. Организаторами мероприятия назначены Министерство промышленности и торговли РФ и Государственная корпорация «Ростех». Устроитель МАКС2021 – АО «Авиасалон».
Дмитрий Горбунов