• 01 июня 2021 10:43
  • 213
  • Время прочтения: 5 мин

МАКС-2021 готовит премьеры мирового масштаба

МАКС-2021 готовит премьеры мирового масштаба
Подготовка к проведению юбилейного, 15-го, Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 в самом разгаре. На прошедшем под председательством министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова первом заседании организационного комитета утверждена новая концепция мероприятия. МАКС сохранит широкое международное участие, однако акцент будет сделан на партнерстве в рамках ЕАЭС. На выставке будет представлена самая современная аэрокосмическая техника, но при этом приоритетное внимание уделяется взгляду в будущее – перспективным разработкам и подготовке кадров.

XXI век уже приучил нас к стремительным переменам. Но начало нынешнего десятилетия изменило мир до неузнаваемости в считанные месяцы. Рост объемов пассажирских перевозок сменился обвалом: авиаиндустрия недосчиталась в 2020 году почти каждого второго пассажира. При этом спрос на доставку грузов специализированными транспортными самолетами взлетел до небывалого уровня. Вместо очередей на поставку новейших пассажирских лайнеров мировые авиапроизводители отмечают перенос сроков поставок и отказ от сделок. Четырехмоторные гиганты уходят в историю, зато во всем мире как грибы после дождя появляются проекты летающих автомобилей и воздушных такси.

На фоне этих событий МАКС не может оставаться прежним. Поэтому при подготовке к проведению юбилейного авиасалона организаторами и устроителем выставки была разработана новая концепция, отражающая перемены и в аэрокосмической индустрии, и в конгрессно-выставочной деятельности.

Представленный в конце марта на оргкомитете проект концепции получил одобрение и был принят в работу не только дирекцией выставки, но и ключевыми компаниями, которые будут участвовать в МАКС-2021. Это Объединенная авиастроительная корпорация, холдинг «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация, Корпорация «Радиоэлектронные технологии», холдинг «Технодинамика», Концерн ВКО «АлмазАнтей», Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Госкорпорация «Ростех» и другие.

МАКС и международное сотрудничество

Перечень экспонентов не ограничится российскими производителями: большое внимание уделяется формированию международной экспозиции. На фоне отмены крупнейших европейских авиационно-космических салонов именно МАКС становится главным событием года мирового масштаба.

– Наши зарубежные партнеры, невзирая на ковид, заявляют о планах показать последние достижения и направить в Россию свои делегации, – подчеркнул Денис Мантуров. Сегодня получены заявки на участие официальных и торговых делегаций, компаний из 40 стран мира.

Неконструктивная риторика ряда западных политиков, санкционные войны, развернутые против России, заставляют нашу страну уделить самое пристальное внимание формированию новых партнерств и альянсов в области аэрокосмической деятельности. Именно поэтому акцент в рамках МАКС-2021 будет сделан на взаимодействии со странами-участниками, а также наблюдателями Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Будут представлены проекты, реализуемые совместно с Республикой Казахстан в области авиации и космонавтики, в частности: по локализации производства гражданских вертолетов семейства Ми-8; по организации центров техобслуживания и ремонта вертолетной техники; по крупноузловой сборке и ремонту самолетов ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44; по совместной эксплуатации и развитию космодрома «Байконур»; по научному сотрудничеству.

Широко будут представлены международные проекты в деловой программе, одним из ключевых мероприятий которой станет четвертый Евразийский аэрокосмической конгресс. Масштабное событие, которое будет включать пленарное заседание, девять конференций и ряд круглых столов, пройдет в Москве накануне открытия МАКС-2021. Тематика конгресса отражает мировые тренды в отрасли.

Планируется провести конференции по вопросам формирования научно-технического задела в области сверхзвуковых деловых и пассажирских самолетов, авиационных двигателей нового поколения; обсудить проблемы интеграции беспилотников в единое воздушное пространство; осветить вопросы инновационного развития аэрокосмических регионов. В космической сфере будут обсуждаться вопросы развития многоспутниковых группировок, космических сервисов, научного космоса, пилотируемой космонавтики, космической биологии, борьбы с космическим мусором.

К участию в конгрессе приглашены заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Борисов, главы профильных ведомств России, Казахстана, руководство Евразийской экономической комиссии, представители Госдумы, главы научных и образовательных организаций. В свою очередь, Денис Мантуров поддержал проведение конгресса и потребовал обеспечить максимально высокий уровень участников.

Главные темы конференций

МАКС-2021 позиционируется не только как выставочная и переговорная площадка, но и как крупное конгрессное мероприятие. На конференциях и круглых столах будут обсуждаться вопросы стимулирования продаж отечественной гражданской авиатехники на внутреннем рынке, развития системы послепродажного обслуживания, проблемы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС. Пристальное внимание будет уделено реализации программ импортозамещения в гражданском секторе и вопросам стимулирования авиационной мобильности в труднодоступных регионах России.

Пятнадцатый по счету салон сохранит преемственность с предыдущими мероприятиями и разовьет успех нескольких форматов, впервые апробированных в 2017 и 2019 годах. Так, новое развитие получит формат коллективных экспозиций, организованных ведущими аэрокосмическими регионами страны. Эффективность этого подхода подтверждена всеми экспонентами: делегации субъектов федерации, в ряде случаев возглавляемые главами регионов, проводили десятки деловых встреч, итогами которых становились запуск новых проектов, в том числе с международным участием, привлечение инвестиций. Формируются специальные экспозиции по темам авиации общего назначения, беспилотным авиационным системам. Ведущие мировые производители самолетов деловой авиации выразили намерение представить свои разработки, что позволит сформировать на статической стоянке раздел бизнес-джетов.

Будущее авиации

Международный авиационно-космический салон в 2021 году в большей степени, чем когда бы то ни было, нацелен в будущее. Его будет отличать масштабная и предельно насыщенная новациями экспозиция научных центров, академических и отраслевых институтов. В центре внимания такие научные направления, как создание сверхзвуковых гражданских самолетов нового поколения; развитие технологий полностью электрических и гибридных силовых установок; силовых установок, использующих водородное топливо; беспилотные авиационные системы. Так, на статической стоянке можно будет увидеть летающую лабораторию на базе самолета Як-40, предназначенную для отработки гибридной силовой установки с электродвигателем, использующим принцип высокотемпературной сверхпроводимости. А летающая лаборатория на базе самолета «Сигма-4» продемонстрирует наработки по созданию полностью электрической силовой установки, а также по применению топливных элементов.

Возможность для нашей страны удержаться в числе ведущих аэрокосмических держав и укрепить позиции на высококонкурентном рынке сегодня не в меньшей степени, чем от научных организаций, зависит от образовательных учреждений, точнее – от новых партнерств, формируемых на стыке науки, образования и производства. Поэтому на МАКС первоочередное внимание будет уделено теме подготовки кадров будущего. Одной из инициатив, которая будет представлена на выставке Московским авиационным институтом, станет программа индивидуальных образовательных траекторий. Предприятия, выступая заказчиками молодых специалистов, будут участвовать в формировании учебных программ, делая в них акцент на важных для себя дисциплинах и направлениях. По традиции состоится «День студента», когда учащиеся вузов смогут бесплатно посетить выставку, ознакомиться с кадровыми программами ведущих предприятий отрасли, принять участие в ярмарках вакансий.

Традиции и новинки

Для многочисленных любителей авиации Международный авиационно-космический салон является главным событием года, грандиозным воздушным праздником. Именно здесь можно насладиться полетами прославленных авиационных групп высшего пилотажа, оценить мастерство летчиков-испытателей, демонстрирующих уникальные возможности боевой техники. Представитель Воздушнокосмических сил Российской Федерации подтвердил участие в программе полетов четырех авиационных групп высшего пилотажа: «Русские Витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Беркуты».

МАКС-2021 продолжит традицию радовать своих гостей новинками. Безусловно, ключевым экспонатом станет самолет МС21-310, оснащенный двигателями отечественного производства ПД-14. Помимо него, на статической стоянке и в летном показе будет задействовано еще несколько самолетов МС-21-300. Гостям будет представлен новый региональный самолет Ил-114-300. Мировой премьерой станет показ легкого самолета ЛМС-901 «Байкал». Вертолетостроители представят новейшую модификацию легендарной «восьмерки» – Ми-171А3, предназначенной для обслуживания офшорных платформ. Впервые гости салона увидят глубоко модернизированные вертолеты «Ансат-М», а также Ка-32А11М – многоцелевой вертолет с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием и модернизированной силовой установкой. Двигателестроители в нынешнем году займут отдельный павильон, ведь им предстоит показать передовые разработки. В виде полноразмерных макетов будут представлены двигатель большой тяги ПД-35, новейший двигатель ПД-8 для Superjet 100 и Бе-200, вертолетные двигатели ВК-1600В и ВК-650В.

На официальном сайте авиасалона идет обратный отсчет дней до открытия выставки. Это время будет использовано для того, чтобы решить оставшиеся организационные вопросы и подготовить выставочную площадку, а 20 июля юбилейный салон встретит своих первых участников и гостей.