– Андрей Геннадьевич, в интервью почти двухгодичной давности вы прогнозировали дальнейшее развитие систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS. Прогноз подтверждается?
– Безусловно. ГЛОНАСС/GPS сегодня – это почти повсеместная реальность, а специальные навигационные приборы становятся все более совершенными и разнообразными по своему функционалу. Одновременно с этим и мы расширяем набор и повышаем качество наших услуг, делаем их все более выгодными и привлекательными для наших клиентов.
– Хорошо бы привести какой-то пример.
– Наша система «видит» транспортное средство с помощью разных датчиков: навигационного контроля, уровня и расхода топлива, угла наклона, моточасов, температуры, идентификации водителя, чтения CAN-шины ТС и т.д. До недавнего времени связь между этими датчиками и питание оборудования были проводными. Но провода во время работы транспортного средства могут рваться, перетираться, выпадать из зажимов. А это потеря части данных, без которых общая информационная картина оказывается неполной. Поэтому сегодня мы оснащаем технику беспроводными датчиками уровня топлива, которые намного надежнее и долговечнее. И работаем над тем, чтобы все датчики были беспроводными.
– Другое условие бесперебойной работы системы – постоянная уверенная связь?
– Совершенно верно. Связь с транспортным средством терялась, когда техника выезжала из зоны действия одного оператора в зону действия другого. Поэтому теперь мы переходим на мультисимкарты, благодаря которым нашими операторами одновременно стали МТС, Мегафон, Теле2 и Билайн. Но должен предупредить читателей: мультисимкарта не панацея, потому что не вся территория России покрыта сотовой связью. Но там, где она есть, такая карта обеспечивает бесперебойную работу системы.
– Для клиента эта услуга стала дороже?
– Нет. В деньгах наши клиенты ничего не потеряли. Цены на наши услуги не изменились. Наоборот, за дополнительное подключение техники мы их снижаем.
– Вместе с ростом числа ваших клиентов растет и количество техники, работу которой вы контролируете. А это огромный массив самой разнообразной информации. Как вы ее обрабатываете и передаете?
– Тут у нас произошли, я бы сказал, революционные изменения. Первое время, передавая данные, мы получали от наших клиентов массу телефонных звонков с самыми разными вопросами по работе ГЛОНАСС/GPS. Чтобы подготовить исчерпывающий ответ на каждый из них, приходилось тратить много времени. И тогда мы решили оптимизировать этот процесс. Теперь мы, во-первых, расширили список позиций, по которым контролируем технику (перерасход топлива, размер обработанных площадей, поля, на которых работало то или иное транспортное средство), а во-вторых, сами эту информацию систематизируем, обрабатываем и выдаем. Специалистам – развернутую и подробную, руководителям – более лаконичную. И в любом случае с обязательными пометками о том, на что им следует обратить внимание.
Что касается способов передачи информации, то и тут появилась очень удобная новинка – в дополнение к уже имеющимся способам доставки мы запустили для наших клиентов «чат» в популярных мессенджерах Viber и WhatsApp. И теперь они получают обработанную нами информацию в онлайн-режиме. В рамках абонентского обслуживания наши клиенты могут узнать о работоспособности техники за определенный период, сливах топлива. За дополнительную плату клиентам доступны результаты сравнения нормы и фактического расхода топлива по каждому транспортному средству, сведения о количестве обработанных площадей, маршруте передвижения транспортного средства, весе перевезенного им груза и т.п. Главное – чтобы клиенты использовали эту информацию в полном объеме, тогда и результаты будут более зримыми и ощутимыми.
– Информация о площадях, на которых было занято транспортное средство, может быть обработана и упакована в какой-то отдельный продукт?
– Не может, а должна. У нас есть несколько новых программ, которые позволяют учитывать площади, обрабатываемые сельхозтехникой. С нашими клиентами в сфере АПК мы прорисовали границы всех их полей с указанием культуры, которая посеяна или посажена на том или ином поле, с графиками обработки и уборки, скоростями, на которых должны вестись все технологические операции. Наши базы данных границ и площадей земель сельхозназначения – хороший задел для цифрового картографирования всех земельных угодий республики. Из бесед с министром сельского хозяйства Удмуртии Ольгой Викторовной Абрамовой я понял, что дело это крайне важное, объем работы огромный. И мы готовы за нее взяться.
Тут есть еще одна существенная деталь. Как правило, информация системы мониторинга по каждому транспортному средству хранится 400 дней. С помощью наших новых программ подобную информацию мы храним до 10 лет, и любой наш клиент может увидеть карту своих полей в динамике: где и что он сажал или сеял год, три или пять лет назад, какой урожай собрал, сколько и какой техники ему для этого понадобилось, сколько израсходовано тонн семян и горючего. С агротехнической и экономической точек зрения это очень нужная и полезная информация. То же касается и Министерства сельского хозяйства, которому необходимо знать, как меняется республиканская карта обрабатываемых полей, где проходят их границы, кто является собственником того или иного поля.
– Традиционный вопрос: как с кадрами? В нашем случае: есть ли у ваших клиентов специалисты, способные квалифицированно работать на вашем уровне?
– Да, это проблема, которую мы решаем с активным и заинтересованным участием наших клиентов – делимся с их сотрудниками своими знаниями и в большинстве случаев добиваемся хороших результатов. Чаще всего сбои в работе датчиков, установленных на транспорте, связаны с тривиальными механическими поломками – где-то сорвали пломбу, где-то разъединили контакты или оборвали провод. Устранить такие поломки – дело довольно простое, его можно и нужно доверить специалистам на местах. Тут главное – обеспечить бесперебойную передачу данных.
Кстати, в том же разговоре с Ольгой Викторовной Абрамовой я обмолвился о кадровых проблемах, и она подала прекрасную идею – знакомить с основами работы систем мониторинга транспорта учеников республиканских агроклассов. И мы этот проект запустили.
– Информация, которую вы передаете клиенту, носит рекомендательный характер. Как они к ней относятся?
– По-разному. Кто-то принимает ее как руководство к действию. Кто-то – как повод к размышлениям. Радует то, что наши рекомендации и предупреждения игнорируют лишь считаные единицы руководителей. И дело не только в нашей настойчивости и скрупулезности. По моим наблюдениям, дело прежде всего в том, что сельское хозяйство республики и экономика в целом стремятся к постоянному росту эффективности производства. А без цифрового учета и контроля этот рост сегодня крайне затруднителен, если вообще возможен.
Виктор Чулков
Россия, Удмуртская Республика,
г. Ижевск, ул. Азина, 1, офис 712
+7 (3412) 240-420,
info@global-glonass.ru,
www.global-glonass.ru