Арктический рубеж
В декабре 2023 года Президент РФ Владимир Путин вновь подчеркнул, что освоение Арктики является для России неоспоримым приоритетом из-за ее стратегического значения. Президент отметил, что с регионом напрямую связаны укрепление российского энергетического потенциала, расширение логистики и обеспечение обороны.

На фоне конфронтации со странами НАТО тема освоения Арктики еще больше актуализировалась. Напомним, что в октябре 2023 года администрация президента Джо Байдена опубликовала план реализации стратегии в Арктическом регионе (NSAR). В документе отмечается, что США «будут углублять сотрудничество с союзниками и партнерами для управления рисками дальнейшей милитаризации или непреднамеренных конфликтов, в том числе обусловленных геополитической напряженностью в отношениях с Россией и Китаем». А в марте 2024 года российские СМИ со ссылкой на Business Insider опубликовали информацию о том, что американская армия активизировала подготовку солдат к условиям Арктики. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, комментируя новость, отметил, что Арктический регион остается территорией напряженной конкуренции.

Что нам стоит Север освоить?

По оценке Высшей школы экономики (ВШЭ), на территории субъектов, входящих в Арктическую зону, сегодня производится 80% российского природного газа, 17% нефти, 90% никеля и кобальта, 60% меди и почти 100% алмазов, редких и редкоземельных металлов. На регион приходится 10% российского ВВП и 20% всего экспорта из России. Освоение именно арктических запасов нефти и газа началось только в новейшей истории, но уже признано перспективным. В 2014 году Россия первой в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике. А 8 декабря 2017 года на полуострове Ямал состоялось открытие первой очереди завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ».

По итогам прошлого года объем грузопотока по Северному морскому пути превысил 36 млн тонн, в 2024 году ожидается рост до 72 млн тонн. В дальнейшем Министерство развития Дальнего Востока и Арктики прогнозирует рост до 200 млн тонн к 2030 году. В то же время на развитие социальной инфраструктуры в арктических регионах страны только в 2023 году было выделено более 2,5 миллиарда рублей. Среди крупных объектов — реконструкция портов в Архангельске и Мурманске, а также строительство железных дорог.

Одним из решений, направленных на дальнейшее освоение региона, согласно Государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», должно стать развитие региона через опорные пункты за счет дополнительного госфинансирования. В утвержденный правительством перечень вошли 16 агломераций, расположенных в девяти регионах, относящихся к Арктической зоне. В составе агломераций в список вошли и крупные города, такие как Воркута, Новый Уренгой и Архангельск.

Активно идет создание арктического флота, как для торгово-логистических, так и оборонных целей. Самыми передовыми и современными судами из тех, что строятся и спускаются на воду в России, называют шесть новых ледоколов проекта 22220 — это «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия», «Чукотка» и «Ленинград».

На сегодня это самые мощные в мире атомные ледоколы. Головное судно «Арктика» сдано в 2020 году, «Сибирь» — в 2021-м, «Урал» — в ноябре 2022 года. Следующий ледокол — «Якутию» — планируют сдать уже в этом году, «Чукотку» — в 2026-м. А в январе 2024 года Президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт строительству универсального атомного ледокола «Ленинград», который станет шестым по счету атомным ледоколом проекта 22220. По оценкам отраслевых экспертов, их локализация должна достигнуть 96%. Ледокол данного проекта сможет покорять льды до трех метров.

В составе национальной группировки сейчас 41 ледокол, в том числе 34 дизель-электрических и 7 атомных. Под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства на российских верфях находятся 8 ледоколов в разной стадии постройки. Среди них заложенный в 2021 году будущий мировой чемпион «Россия» — головной сверхмощный атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» мощностью 120 МВт. Кроме того, в мае 2024 года первый заместитель директора — руководитель Пограничной службы ФСБ РФ генерал армии Владимир Кулишов сообщил, что сегодня также ведется строительство двух пограничных сторожевых кораблей ледового класса.

Отметим, что в строительстве северного флота принимает участие и наш регион. В частности, в 2022 году на «Буммаше» изготовили кессоны для ледокола «Якутия». А в мае 2024 года стало известно, что ЧМЗ изготовил уникальные титановые трубы для ГАЛ «Россия», который должен будет открыть уже новую страницу в истории освоения Арктики.

Большое значение в развитии Арктики сегодня придается и научным исследованиям. Так, Минприроды РФ работает над созданием первой в мире государственной системы фонового мониторинга многолетней мерзлоты.

Уже в 2023 году были введены в эксплуатацию первые 20 пунктов, самый северный из которых расположился на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

А до конца 2025 года планируется организовать сеть из 140 пунктов. Также Минприроды создает систему государственного экологического мониторинга в акватории Северного морского пути, которая позволит собирать актуальную информацию об изменениях окружающей среды и прогнозировать ее состояние.

В октябре 2023 г. президент страны подписал климатическую доктрину, разработанную Минприроды. В ее основу положены исследования изменения климата в нашей стране и других странах и регионах мира, а также его влияние на различные секторы экономики, население и окружающую среду.

Один из основных принципов доктрины – равнозначность государственных мер по сокращению выбросов парниковых газов и по увеличению их поглощения. Для этого планируются меры по повышению энергетической эффективности во всех отраслях экономики и реализация климатических проектов.

Территория будущего

По данным Росстата, за последние три года в расчете на одного жителя Арктической зоны России (АЗРФ) создавалось валового регионального продукта в 3,5 раза, а на одного работающего (включая вахтовиков) – в 2,7 раза больше, чем в других регионах страны.

Согласно исследованию Северного Арктического федерального университета, в регионах Арктической зоны РФ в 2024 году требуются более 66 тысяч работников. Наибольшая потребность в кадрах ощущается по инженерным и рабочим специальностям. Согласно исследованию, наибольший дефицит кадров в 2024 году испытывают Ямало-Ненецкий округ, Мурманская и Архангельская области.

Для привлечения кадров на Север в августе 2023 года Владимир Путин поручил утвердить льготную программу для молодых семей, которые покупают жилье в российской Арктической зоне. Ставка по такому ипотечному кредиту не должна превышать 2% годовых. Ипотекой можно воспользоваться при приобретении или строительстве жилья в Мурманской области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в части территории Архангельской области, Красноярского края, Карелии и Коми.

Сейчас в регион активно привлекается частный бизнес. Только с 2020 по 2023 год в Арктической зоне были реализованы 100 инвестиционных проектов. По соглашениям с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) общий объем частных вложений в них составил 10 млрд рублей, работу получили 2,3 тысячи человек. По данным КРДВ, больше всего проектов – 28 – реализовано в социальной сфере и сфере услуг. Она же лидирует и по числу созданных рабочих мест (522). На втором месте – туризм и рекреация (14 проектов, 396 рабочих мест). А самая капиталоемкая отрасль, в которой работают арктические резиденты, – логистика и транспорт. Таких проектов всего 9, но общая сумма инвестиций превысила 4,5 млрд рублей.

В условиях повышенного внимания зарубежных стран к российскому северу только такой комплексный подход может гарантировать защиту экономических и территориальных интересов нашей страны.

По данным: РБК, ТАСС, Ведомости, РИА Новости, Российская газета, официальные правительственные ресурсы.

Дмитрий Горбунов