Наша Арктика: перспективы и вызовы
Активная борьба за Арктику развернулась еще в начале ХХ века, когда приарктические государства начали заявлять свои права на территории, примыкающие к Северному полюсу. Уже к середине 1920-х годов край снега и льда был поделен между СССР, США, Канадой, Норвегией и Данией по секторальному принципу. Последующее столетие заинтересованные стороны принимали повторные попытки перераспределить и окончательно закрепить за собой спорные пограничные участки.

И тем не менее интерес к Арктике резко возрос именно в последние годы, когда стало известно, что вследствие глобальных климатических изменений воды Северного Ледовитого океана стали более благоприятными для судоходства и разработки природных ресурсов.

Да, продолжающиеся процессы глобализации и цифровизации во многом решили вопросы дефицита квалифицированных кадров и координации работы производственных предприятий, а вот ограниченность запасов полезных ископаемых, напротив, становится все более актуальной проблемой. А ведь именно в Арктике расположено около 22% мировых неразведанных запасов углеводородного сырья, в том числе 13% нефти и 30% природного газа.

Неудивительно, что освоение региона внесено в число национальных приоритетов. Так, еще в 2017 г. Президент РФ Владимир Путин отметил: «Арктика – важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России. Сила и мощь нашей страны будут прирастать арктическим регионом». Президент обозначил и историческую перспективу: «…Россия и в этом столетии, и в следующем будет прирастать Арктикой».

Актуальные вопросы освоения территории активно обсуждались и в рамках деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2021». Так, 24 августа на площадке конгрессно-выставочного центра «Патриот» состоялся круглый стол «Арктические технологии как основа реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Отметим, что заявленная тема согласуется с указом Президента РФ от 26.10.2020, где обозначены основные цели и задачи государственной политики в регионе.

Успеть «до весны»

Вместе с новыми возможностями по добыче ископаемых и развитию трансфертных путей по северному морскому пути потепление несет за собой и вполне реальные и уже ощутимые угрозы. Прежде всего, под ударом находятся территории, включенные в арктическую зону. В нее полностью или частично входят 8 субъектов РФ, включая Мурманскую область; Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также значительная часть республик Саха-Якутии, Коми, Карелии и Красноярского края.

Актуальной проблемой для этих территорий стало таяние вечной мерзлоты. Жилые здания, промышленные сооружения и объекты инфраструктуры возводились здесь, исходя из предположения, что многолетне-мерзлые породы останутся неизменными. Однако процесс таяния сегодня является объективным фактом и, более того, идет впечатляюще быстрыми темпами. Так, проседание грунта в разных районах Якутии происходит в среднем со скоростью 10-12 сантиметров в год. Минвостокразвития уже оценило возможный прямой ущерб от глобального потепления в арктической зоне в сумму от 2 до 9 трлн рублей до 2050 года, в зависимости от интенсивности потепления. Одной из ключевых мер снижения ущерба от «подземной оттепели» в Правительстве РФ и в среде ученых видят в расширении наблюдений и создании единой межведомственной системы мониторинга.

В рамках форума необходимость такого решения еще раз подчеркнул и доцент МГТУ им. Баумана Александр Таранов:

– Нет статистики по техногенным и природным авариям в Арктической зоне, что важно для расчета рисков. Из-за особенностей региона нет четкого понимания прогнозирования ущерба в зависимости от типа ЧС. Повысить эффективность вложений в мероприятия по защите от различных аварий в Арктической зоне поможет эффективное расходование вложенных финансов. С этим помогут новые технологии управления принятием решений.

Доктор технических наук МГТУ им. Баумана Николай Сидняев, в свою очередь, также отметил, что обеспечение безопасности уже построенных и строящихся военных и гражданских объектов во многом зависит от правильного расчета динамики таяния мерзлоты. Спикер особо подчеркнул, что из-за усиливающегося внимания других стран к арктической зоне в будущем потребуется наращивать присутствие вооруженных сил в регионе, что усилит российские возможности по устранению гипотетических угроз и предупреждению спорных ситуаций.

Отметим, что о наличии активности иностранных сил в Арктической зоне еще в апреле этого года заявил и министр обороны РФ Сергей Шойгу. Руководитель ведомства озвучил информацию о том, что США и их союзники по блоку НАТО наращивают морские и сухопутные группировки в регионе. В свою очередь, Минобороны России регулярно проводит мероприятия по укреплению обороноспособности государства и защиты ее национальных интересов в Арктике, включая «планомерную работу по повышению боевых возможностей Северного флота».

Однако в планах Правительства РФ наращивать в регионе не только морские, но и сухопутные силы. Следовательно, прогнозирование таяния мерзлотных пород имеет и стратегическое оборонное значение, позволяя обеспечить безопасность строящихся объектов на десятилетия вперед. При этом Сидняев подчеркнул, что даже малейшие отклонения в полученных данных могут уже сегодня привести к серьезным последствиям для инфраструктуры региона.

Спикер рассказал и о практических методах борьбы с последствиями таяния мерзлоты. Сегодня для искусственного охлаждения земли широкое применение получили специальные термосифоны. Докладчик рассказал об опыте расчета места размещения данных устройств с учетом сложных условий арктической зоны. Здесь также требуется точный расчет динамики таяния пород для выбора оптимального места размещения охлаждающего элемента.

Поставки с «материка»

Представитель АО «НИЦ» Екатерина Кривцун подробнее осветила тему организации информационного обмена в арктическом регионе. Поскольку прокладка оптоволоконных сетей экономически нецелесообразна, основной упор предлагается делать на развитие беспроводных технологий и локальных телекоммуникационных сетей.

Дополнительным решением может стать создание передислоцируемых средств передачи данных, которые могут размещаться в специальных кузовах-контейнерах, защищенных от внешних условий, а также аккумуляторных батарей, устойчивых к низким температурам. Разработки в обоих направлениях сегодня уже ведутся на площадке АО «НИЦ».

Наряду с этим, по мнению докладчика, должны развиваться системы громкоговорения, контроля поисковых объектов, мониторинга сетевой инфраструктуры и состояния оборудования. Особое внимание должно быть уделено и энергетической составляющей региона. В качестве приоритетных технологий спикер выделила автоматизированное управление, телефонию и видеоконференцсвязь.

Естественно, не менее остро для Арктики стоит и вопрос транспорта. Главный конструктор АО «Русская механика» Александр Пучков отметил среди проблем эксплуатации техники в регионе экстремальный холод, нередко приводящий к отказу оборудования, а также большой вес оборудования при отсутствии доступа к ремонтным мастерским.

Спикер сообщил, что АО «Русская механика» готовит к выпуску технику повышенной проходимости – арктический снегоход мощностью 130 л.с. Новая модель сможет развивать скорость до 130 км/ч и иметь моторесурс в 40 тысяч километров, а также будет обладать функциями подогрева сидений, руля и шлемов.

Отметим, что в рамках выставки «Армия-2021» также был представлен огромный спектр новейшей техники военного, промышленного и двойного назначения для эксплуатации в сложных арктических условиях, включая роботизированные системы, беспилотные транспортные средства и медицинские агрегаты. В частности, МГТУ им. Баумана представила 23-тонного подводного робота-кабелеукладчика. В задачи аппарата входит формирование траншей, укладка кабелей и проведение ремонтных работ на глубине до двух километров.

Среди образцов военной техники, представленных на форуме в рамках отдельной экспозиции, можно отметить модернизированные версии зенитных ракетных комплексов «Тор-А» и «ПанцирьСА», а также санитарную машину ДГТ-С на базе транспортного тягача. Для обеспечения максимальной проходимости армейские машины были оснащены двухзвенным гусеничным шасси. На стенде также были размещены армейские снегоходы А1 и ТТМ 1901-40 с отапливаемой кабиной и шестиколесный снегоболотоход ТРЭКОЛ-39294 на шинах сверхнизкого давления. Кроме того, там же был представлен и мобильный ветроэнергетический комплекс (МВК), предназначенный для обеспечения электрической энергией автономных объектов, включая мобильные.

Совместная работа научного сообщества, частных инвесторов, предприятий ОПК и правительства в разработке решений для перспективного освоения Арктики, безусловно, являются залогом сохранения лидирующих позиций в регионе. Уже сегодня можно говорить как минимум об одном положительном следствии, связанном с реализацией стратегии развития арктической зоны, – это появление новых научных разработок, производство высокоточного и высокотехнологичного отечественного оборудования. И здесь важно, что наряду с нацеленностью на перспективу, повышенное внимание со стороны правительства и ученых сегодня уделяется вопросам предотвращения и минимизации ущерба от таяния вечной мерзлоты.

Глобальное потепление в Арктике является объективной и в целом неизменной данностью. Сегодня от своевременности и точности расчетов и выработки практических решений зависит, сможем ли мы использовать климатические изменения с максимальной пользой или же они, напротив, обернутся колоссальным ущербом для северных территорий России.

Дмитрий Грбунов