Удмуртия на связи
В IT-сфере Удмуртия лидирует сразу по нескольким позициям – это и качество оказания электронных госуслуг, и успехи в e-коммерции, и количество компаний-лауреатов всероссийских конкурсов, и выход на IT-экспорт. Естественно, эти достижения были бы невозможны без доступа населения, предприятий и госорганов к современной и качественной связи. Но насколько все хорошо и с чем еще предстоит работать правительству республики? Состояние и перспективы отрасли мы обсудили с министром информатизации и связи УР Тимуром Меджитовым.

– Тимур Ришатович, возглавляемое вами министерство неслучайно носит двойное название – информатизации и связи. В области IT Удмуртия в числе регионов-лидеров, а как сегодня в республике обстоят дела со связью?

– Мы подвели итоги за три года совместной работы правительства и операторов. Что касается волоконно-оптических линий связи, то на сегодня в 440 населенных пунктах есть возможность подключения. Таким образом, доступ к проводному Интернету имеют 93% населения. Инвестирование в оптику только за прошлый год составило 543 млн рублей.

Итоговые значения по охвату населения Удмуртии голосовой сотовой связью на сегодня составляют 99,4%, по мобильному Интернету 3G – 95,4%, 4G – 93,1%. Отмечу, что базовые станции, которые строятся сегодня, рассчитаны только на 2G (голосовая связь) и 4G (мобильный Интернет), а 3G – это уже менее эффективный и не востребованный формат.

С 2017 года количество населения, подключенного к сотовой связи и Интернету, увеличилось почти на 10%. При этом наибольший рост произошел по направлению высокоскоростного мобильного Интернета, он составил 9,3%; по голосовой связи соответственно – 0,7%. Объем инвестиций в объекты мобильной связи только за 2020 год составил более 1,138 млрд рублей.

– Каких показателей вы планируете достичь в обозримом будущем?

– Мы ставим перед собой цель к 2024-му достичь показателей (KPI) по доступности населения оптикой в 94%, по связи в стандарте 2G – 99,5% и 97% по 3G/4G. Это означает, что за период с 2021 по 2024 год мы должны обеспечить связью порядка 70 тысяч жителей Удмуртии.

– Достижение текущих и будущих показателей реализуется за счет федеральных проектов, или в Удмуртии действуют и свои региональные программы?

– Сегодня работа ведется по трем основным направлениям – это региональный проект «Сельсовет», федеральная программа устранения цифрового неравенства и инвестпрограммы самих операторов. На этот год у нас запланировано строительство 99 базовых станций, без учета федеральных программ. Из них 61 по проекту «Сельсовет», 20 – собственные инвестпланы операторов.

Кроме того, начиная с прошлого года, мы пилотируем проект NaaS, в рамках которого в 2021 году будет построено 18 базовых станций. Здесь министерство выступает посредником между компанией ПАО «Ростелеком» и другими операторами, что дает последним возможность подключиться к готовой инфраструктуре и приобрести оборудование для организации точки доступа с меньшими затратами.

В рамках проекта NaaS объекты связи появятся на территории 12 сельских районов республики, это Глазовский (дер. Курегово, Удмуртские Ключи, Кочишево), Воткинский (с. Пихтовка), Кизнерский (дер. Старая Бодья), Игринский (дер. Лонки-Ворцы), Можгинский (дер. Залесный), Граховский (с. Новогорское), Каракулинский (с. Вятское), Киясовский (с. Первомайский), Селтинский (дер. Новая Монья и с. Халды), Сюмсинский (с. Орловское), Юкаменский (с. Пышкет) и Шарканский (дер. Нижний Казес, Вортчино, Мувыр, Ляльшур).

– А если идти от обратного, какие точки на карте республики до сих пор остаются не охваченными связью?

– Это населенные пункты с численностью около 200 жителей, где экономика операторов не сходится. Также на сегодня остается ряд удаленных поселений, где доступна только голосовая сотовая связь. Дело в том, что зона покрытия 2G связи от базовой станции порядка 15 километров, а 4G – в пределах 1-5 километров. Плюс помехи и зависимость от естественного рельефа. Отсюда более высокие показатели по покрытию «голосом». Аналогично вне зоны покрытия остается ряд участков дорог, проходящих сквозь лесополосу и в холмистой местности.

Все это точки роста, и именно на решение данных задач рассчитаны федеральные и региональные проекты. До конца года, в крайнем случае, до апреля 2022 года, планируется закрыть все населенные пункты 250+ человек и по голосу, и по мобильному Интернету.

– Как расставляются приоритеты, если, например, два населенных пункта приблизительно с одинаковым числом жителей, что закрывается вперед?

– Это два параметра: локальная экономика района, в частности, наличие сельхозпроизводителей, и туристическая привлекательность. Когда в 2020 году запускался проект «Сельсовет», основная ориентация была как раз на места, пользующиеся спросом у туристов. Например, мобильная связь и Интернет появились в резиденции Бабы-яги в деревне Котловка Граховского района. А первый проект по NaaS – в деревне Сеп Игринского района, где расположен Музей исчезнувших деревень. На сегодня все известные туристические объекты обеспечены связью.

– А какая работа ведется по обеспечению населения проводным Интернетом?

– В 2020 году был запущен проект «Информационная инфраструктура» – появление проводного Интернета в социально значимых учреждениях. Что, в свою очередь, дает возможность уже для подключения населения. В рамках проекта в прошлом году проводной Интернет появился у 280 социально значимых объектов, среди которых фельдшерско-акушерские пункты, образовательные учреждения, органы государственной власти и пожарные части. В 2021 году планируется подключить еще 367 соцобъектов.

Кроме того, сегодня ведется работа по вовлечению так называемых «малых» операторов с целью достройки совместно с крупными операторами связи «последней мили» волоконно-оптических линий связи в малых населенных пунктах и коттеджных поселках. Это когда «малый» оператор подключается к ранее созданной магистральной инфраструктуре и доводит Интернет до домохозяйств за счет своей распределительной сети. Такие проекты запускаются, когда в населенном пункте собирается более 25 заявок от домохозяйств. Но в ряде малонаселенных пунктов собрать даже такое количество сложно, это не позволяет сделать проект окупаемым. Поэтому мы подготовили меру поддержки, предусматривающую субсидии для операторов с целью достройки «последней мили» проводного Интернета для подключения домохозяйств.

– Такой формат, как классическая (медная) телефонная связь, он сегодня уже не востребован? По этому направлению сегодня ведутся какие-то работы?

– Идет оптимизация, на сегодня планируется изъятие таксофонных аппаратов с населенных пунктов с числом жителей свыше 1000 человек. Там уже есть и мобильная сеть, и домашний Интернет, поэтому аппаратура остается не задействованной.

Что касается стационарной телефонной связи, то в крупных населенных пунктах Удмуртии она сейчас также переходит в сеть – на виртуальные АТС. Такую услугу в регионе предлагает целый ряд операторов. Это выгоднее и удобнее, особенно для бизнеса. Например, можно настроить переадресацию звонков на смартфон.

– Госорганы республики и непосредственно ваше ведомство уже перешли на новый формат?

– Мы всем составом правительства работаем на виртуальных АТС. У нас есть прямые номера, но по факту звонки поступают через Интернет. Это удобнее как для абонента, то есть госслужащих, так и для звонящего: функции голосового меню, автоответчик, возможность идентифицировать номер и так далее. Все это обеспечивает повышение качества обслуживания. А еще виртуальные АТС обходятся дешевле в среднем на 12%, что, учитывая повсеместное внедрение в госорганах, дает ощутимую экономию бюджета.

– Получается, правительство выступает здесь положительным примером.

– Да, мы стараемся по максимуму использовать современные технологии. И здесь я бы хотел остановиться еще на одном важном моменте – это радиофобия. Когда связь недоступна, это вызывает понятное недовольство граждан. Но когда оператор устанавливает в населенном пункте новую базовую станцию, нередко жители окрестных домов выступают резко против. Это, в свою очередь, замедляет темпы расширения зоны покрытия и улучшения качества связи. Причем подобное явление характерно не только для удаленных деревень, но даже для Ижевска.

Подчеркну, что каждая станция проверяется целым рядом контролирующих организаций, включая Роспотребнадзор, проводятся все необходимые замеры. Излучение, которого так боятся некоторые жители, на порядок меньше, чем от обычной бытовой микроволновки, то есть не представляет вреда для здоровья. Качественная связь – это основа успешности региона, но темпы роста зависят не только от действий правительства и операторов, но и от понимания важности и безопасности внедряемых технологий населением.

Также, пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех работников связи с профессиональным праздником. 126 лет назад российский ученый Александр Сергеевич Попов изобрел радио, и именно это стало точкой отсчета для новой телекоммуникационной эры. Технологии меняются, но удаленная коммуникация, а значит, и ваш труд – работа связиста – всегда будут играть ведущую роль в экономической и социальной жизни. Желаю вам здоровья, профессиональных успехов и удовлетворенности от работы!

Дмитрий Горбунов