Неудивительно, что сегодня он используется в органах управления имущественных отношений различного уровня в 76 регионах России, включая Краснодарский край, Московскую и Ленинградскую области. Подробнее о возможностях, которые открывает программный комплекс, мы поговорили с директором «ЦИТ БАРС» Александром Корепановым.
– Александр Валерьевич, рынок IT характеризуется высокой конкуренцией. За счет каких преимуществ вам удалось выйти на федеральный уровень. Много ли у вас конкурентов и по каким качествам вы выигрываете?
– На рынке специализированного программного обеспечения для госорганов конкуренция есть, и в последнее время она даже растет как за счет новых компаний, так и крупных игроков, которые пытаются адаптировать свои продукты под специфику нашей ниши.
Но мы по-прежнему сохраняем ведущую позицию – входим в тройку лидеров. Если говорить о полном охвате, когда все уровни в регионе работают на единой платформе, то это Краснодарский край и Удмуртия. На очереди Белгородская и Оренбургская области. На сегодня общий охват рынка у нашей компании составляет порядка 20%.
На нас работает комплекс преимуществ. Прежде всего, «ЦИТ БАРС» пришел на рынок госимущества одним из первых – в 2002 году. Поэтому мы хорошо изучили предметную область, осведомлены о потребностях наших клиентов, знаем, с какими проблемами они сталкиваются в разных регионах и соответственно непрерывно совершенствуем наш продукт, исходя из поступающей информации. То есть мы даем не только конечный продукт, но и сервис.
– Какие возможности дает ваш программный комплекс, и какие процессы затрагивает автоматизация деятельности госорганов?
– Основное назначение программы – это управление государственным и муниципальным имуществом. Надо понимать, что бюджет формируется не только из налогов, но и от пользования имуществом – это и земля, и доля предприятий, и недвижимость. Это все источники дохода. В задачи программного комплекса входит учет этого имущества и эффективное его использование (продажа либо арендные отношения), фиксация всех изменений.
Причем в процессе участвуют не только наши клиенты, то есть органы управления имуществом, но и Росреестр, Налоговая служба, казначейство и т.д. Поэтому еще одной задачей нашей программы является упрощение взаимодействия ведомств.
Что касается автоматизации процессов, прежде всего, это учет. Наш программный комплекс позволяет вести реестр имущества. Это исходная точка, от чего уже муниципальные и федеральные органы могут отталкиваться в принятии решений. Можно сказать еще об одном важном аспекте, программа также решает задачу получения государственных услуг в электронном виде.
Следующий этап – это ведение договоров – взаимодействие с покупателями, арендаторами, балансодержателями. Это не только расчет стоимости, но и учет платежей, начисление пени. Это рутинный процесс, немного бухгалтерский, немного управленческий, немного аналитический, в котором просто необходимо современное программное обеспечение, позволяющее производить все операции в одном месте с максимальной автоматизацией.
Возможности программы очень широкие. Имущество, контрагент, договор и все, что вокруг этого складывается, связывается в одном месте и позволяет производить оценку эффективности и принимать управленческие решения.
– И, в конечном итоге, какие выгоды получает клиент?
– Основные преимущества – это ускорение работы, структурирование данных, включая возможность получения комплексной информации для аналитики, сокращение издержек. Сегодня есть тренд на сокращение штата муниципальных и государственных служащих, от чего объем работы, соответственно, увеличивается. Поэтому инструментарий, который позволяет повысить эффективность работы, просто необходим.
Программа очень гибкая. Казалось бы, земля везде одинакова, но везде есть свои нюансы: региональные, исторические. Постоянно выходят новые законы. Программа предусматривает возможность включения всех этих дополнительных данных.
Гибкие настройки позволяют подстроить программу под конкретного клиента, с учетом специфики расчетов, отчетности и так далее. То есть речь идет о продукте, который не теряет актуальности, решая весь комплекс задач здесь и сейчас.
– Одним из результатов внедрения программного комплекса «БАРС-Имущество» является повышение неналоговых сборов от 2 до 10 раз. Что сыграло здесь ключевую роль?
– Наведение порядка и учет. Процесс заключения и ведения договора, внесения изменений достаточно трудоемкий. И у нас есть уже не один пример того, что после внедрения программы обнаруживаются неучтенные задолженности на десятки миллионов рублей. Люди просто не успевали отслеживать должников по договорам.
Еще один источник учета и последующего дохода – это неиспользуемые объекты и земельные ресурсы. Здесь внедрение программного комплекса также показало свою эффективность. Плюс можно назвать ряд дополнительных инструментов, которые понемногу, но тоже пополняют бюджет. Например, система для розыска платежей. Допустим, арендатор ошибся и неправильно указал код муниципального образования – данная функция поможет его найти и своевременно перебросить.
– Программный комплекс «БАРС-Имущество» предлагается в различных конфигурациях. Почему выбрана такая система, и что это дает клиенту?
– Детально изучив запросы клиентов, мы сформировали три конфигурации: стандарт, плюс и максимум. Благодаря чему клиент изначально получает набор необходимых инструментов, исходя из стоящих перед ним задач. Здесь мы используем двойную градацию: уровень самой организации (сельское поселение, район, министерство) и объем работы, проводимой с имущественным комплексом.
Если речь идет о работе с несколькими десятками объектов или ведомство находится на стадии учета имущества, то нет необходимости в мощном аналитическом блоке, получении полной сводки данных, взаимодействии с внешними информационными системами. И, соответственно, мы даем возможность не переплачивать за лишний функционал.
Начинать нужно с того, что делается сегодня. Клиенты тоже развиваются, если решена первоочередная задача – навести порядок в документации, то они идут на следующий шаг – подключение аналитического блока. Что не потребует значительных вложений и конвертации данных.
Есть тестовая версия, которая ставится на вычислительные мощности заказчика. А также существует возможность подключения к нам через Интернет для ознакомления с демонстрационной программой для проверки функционала, насколько это удобно, насколько информативно.
– Как и на каких условиях осуществляется сопровождение ПК «БАРС-Имущество»?
– После покупки предусмотрен гарантийный период сопровождения. В рамках сопровождения наша служба технической поддержки решает все вопросы, касающиеся настроек, консультаций и обновлений.
Интерфейс самой программы типовой, то есть, изучив один из базовых аспектов работы с программой, пользователь сможет легко ориентироваться во всем комплексе. Но тем не менее вопросы, естественно, возникают. Здесь тоже подключается служба технической поддержки.
У нас есть система обучения посредством дистанционных семинаров и тематических вебинаров, причем мы проводим их абсолютно бесплатно, без ограничений по времени. Это удобно, поскольку сотрудники меняются, кто-то уходит в декрет и так далее. Для госучреждения это еще одна графа в экономии финансов и времени.
Кроме того, сейчас мы запускаем портал, где предусмотрена система тестирования. Это, в том числе, позволяет руководству ведомства оценить уровень знаний своих сотрудников, исключает возможность обучения для галочки.
Послегарантийное сопровождение продукта осуществляется по подписке, но она не является обязательным условием покупки. От нее также впоследствии можно отказаться, а через некоторое время, при необходимости, подключиться снова.
Если вдруг требуется доработка продукта, то у нас есть собственный штат разработчиков.
– Над чем сейчас работает ваша компания? Какие перспективы развития?
– У нас два основных драйвера развития продуктов: первое – это совершенствование законодательства и, в рамках этого процесса, мы предлагаем нашим клиентам актуальные продукты, находящиеся в реестре отечественного ПО и поддерживающие работу с продуктами из данного реестра.
Второй драйвер – улучшение функциональности самого продукта и повышение эффективности для наших пользователей. И одно из основных направлений развития программного комплекса – это создание модуля GIS (геоинформационная система). Модуль позволяет отображать картографическую информацию из различных источников для принятия управленческих решений. Данный модуль за счет использования искусственного интеллекта обрабатывает ортофотопланы для определения границ сооружений, их классификации, определение границ земельных участков, расчет площадей и так далее. После этого выполняется сравнение с данными Росреестра, а по результатам выявленных расхождений будет формироваться пакет документов и перечень задач для специалистов организации.
– И в заключение снова вернемся к деньгам. Как соотносятся затраты на покупку комплекса и получаемая выгода?
– Финансовые результаты зависят от уровня организации, выполняющей функции управления имуществом и землей, и, конечно, конкретного региона. Но в любом случае клиенты получают в разы больше от автоматизации. Это просто несоизмеримые цифры. Даже повышение собираемости на 10% для не самого большого региона – это сотни миллионов рублей в год. Экономическая целесообразность приобретения налицо.
Дмитрий Горбунов