• 25 апреля 2019 10:43
  • 4 768

Новый инструмент для муниципалитетов

Новый инструмент 
для муниципалитетов
В Удмуртии создана уникальная система оценки работы муниципалитетов, к которой уже проявили интерес другие субъекты Российской Федерации. Об особенностях и преимуществах новой системы рассказывает первый заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Александр Свинин.

– Александр Александрович, расскажите о представленной в этом году двухуровневой системе оценки эффективности муниципалитетов. С какой целью она вводится?

– В настоящее время существует большое количество систем оценки работы органов местного самоуправления, принятых как на региональном, так и на федеральном уровнях. Мы их проанализировали и сделали вывод, что поскольку деятельность муниципалитетов оценивается по факту, то понимание того, что там происходит, появляется уже после того, как все случилось. В связи с этим глава республики Александр Владимирович Бречалов поручил экономическому блоку разработать систему оценки, которая, с одной стороны, даст нам возможность принимать управленческие решения непосредственно в процессе, а с другой – оценивать работу муниципалитетов более объективно, учитывая, что у каждого своя ситуация, свои стартовые позиции, разное количество населения, разные территории и экономика. Решая эту задачу вместе с коллегами из Аналитического центра Правительства РФ, мы провели серьезную работу и вместо четырех больших срезов документов разработали достаточно простую, на наш взгляд, двухуровневую систему оценки.

Первый уровень – оперативный. Каждый квартал мы будем получать данные, сводить их в Минэкономики УР и представлять Главе и Председателю Правительства Удмуртии оперативный отчет о том, что происходит в муниципалитетах. Второй контур – стратегический. В нем представлено 52 показателя, на основании которых мы будем ежегодно принимать решения по оценке деятельности глав муниципальных образований и в целом органов местного самоуправления. Эти показатели нужны для того, чтобы понимать, как работа в муниципалитетах отражается на жизни населения.

– Что могут извлечь для себя из этого сами муниципалитеты?

– Из оперативного контура – информацию о том, на что нужно обратить внимание в первую очередь, что исправить. А из стратегического контура… Есть такое высказывание, что если вы не знаете цифру, то вы этим не управляете. А когда вы видите, например, что за год количество субъектов малого бизнеса в расчете на душу населения в муниципалитете снизилось, что отчисления от малого бизнеса сократились, и при этом еще и миграционный отток выше, чем в среднем по республике, вы получаете сигнал о том, по каким направлениям требуется провести усиленную работу.

Правительство республики, помимо всего прочего, увидит вклад каждого муниципалитета в реализацию нацпроектов. Если у нас есть задача по увеличению продолжительности жизни, то она распространяется на всю республику. Цифрами по региону мы владеем. Но мы не знаем, от каких факторов зависит продолжительность жизни в каждом муниципалитете, почему в одном она выше, а в другом ниже. Этими цифрами мы пока не управляем. А когда такое понимание возникнет посредством новой системы оценки, мы сможем находить лучшие практики и транслировать их менее успешным муниципалитетам.

Мы приняли решение включить в систему оценки те показатели нацпроектов, которые можно спустить до уровня каждого муниципалитета. В стратегический контур – более статичные, например, ту же продолжительность жизни.

А в оперативный – то, на что можно повлиять в настоящее время, например, количество предприятий МСП, рабочих мест в малом бизнесе, наличие второй смены в школах, количество мест в дошкольных учреждениях и другое.

Ни в одном субъекте РФ мы не увидели такую систему оценки, когда учитывается вклад каждого муниципального образования в достижение национальных целей. А сегодня у нас уже четыре региона запросили ее в качестве образца для применения у себя. Мы этой системой активно делимся и надеемся, что коллегам будет полезен наш опыт.

– Если по итогам оценки окажется, что по определенным показателям муниципалитет отстает, это будет поводом для того, чтобы принять меры по отношению к его главе? Или, наоборот, чтобы помочь ему разобраться в вопросе?

– Именно помочь. Это ключевой момент. Если показатели муниципалитета недостаточны, значит, республиканской власти нужно привлекать туда больше ресурсов – из тех же средств нацпроектов. На реализацию нацпроекта по малому бизнесу в республику в 2019 году будет привлечено порядка одного миллиарда рублей. Система оценки позволит понять, куда в первую очередь эти деньги направить, каким предпринимателям из каких муниципалитетов нужна помощь. Потому что сегодня мы не знаем, где у нас рост идет естественным путем, а где для него обязательно нужен дополнительный стимул.

Необходимо четко осознавать, что итоговый свод по обоим контурам – это оценка работы всей команды Удмуртии. А команда Удмуртии – это не правительство отдельно от глав муниципалитетов. Это одна большая команда. Есть 15 показателей, утвержденных указом Президента РФ, по которым оцениваются высшие должностные лица субъектов. И они тоже учитываются в системе оценки, чтобы понять, каков вклад каждого муниципалитета в эти показатели и что нужно сделать, чтобы никто не отставал.

И вклад каждого важен. Мы не перекладываем ответственность на муниципалитеты. Если мы не справились с какой-то задачей, это означает, что не справились все вместе – и муниципалитет, и правительство.

– Когда будут первые результаты?

– Первую оценку по оперативному контуру мы сделаем 1 июля 2019 года. Все показатели будут опубликованы.

– На каком ресурсе?

– На официальном сайте Главы и Правительства Удмуртской Республики.

– И каждый житель Удмуртии сможет ознакомиться с рейтингом глав муниципалитетов?

– Это не рейтинг глав и не соревнование, кто кого обогнал, а констатация факта по каждой цифре – достигнута она или не достигнута. Почему часть регионов заинтересовалась нашим опытом? Потому что там, помимо двух контуров и доведения национальных целей до каждого муниципалитета, стоят еще и целевые значения, к которым муниципалитет должен прийти. У нас каждый район знает, сколько рабочих мест в малом бизнесе он должен создать за квартал. И он должен стремиться к поставленной цели, запрашивать под нее ресурс, участвовать в федеральных и республиканских программах, отправлять своих предпринимателей на бизнес-акселераторы, взаимодействовать с Удмуртским фондом развития предпринимательства. Это не упражнение на то, кто чемпион, а кто нет. А вот в стратегическом контуре действительно будет рейтинг, но не конкретных муниципалитетов, а всей команды в целом.

– По вашим ощущениям, насколько готовы муниципалитеты к работе с новой системой?

– Я отвечаю за экономику, а она любит цифры, поэтому стараюсь не руководствоваться эмоциями. Для того и нужно начать считать, чтобы понять, кто в какой сфере эффективен, а кому нужны помощь и поддержка. Мы сверяли эти показатели с главами муниципалитетов. И у них были предложения, в соответствии с которыми ряд показателей в итоговом контуре был исключен, а некоторые добавлены, например, по сельскому хозяйству. Если позиция глав муниципалитетов обоснована, мы соглашаемся. Потому что эта работа взаимная. Только командой можно прийти к целям. И быстро ничего не бывает. Нельзя ждать, что за один квартал все станут жить лучше. Это тяжелая системная работа, которую надо выполнять вместе с главами муниципалитетов. Вот ее мы и начинаем.

– Какие показатели имеют больший вес?

– В оперативном контуре все показатели имеют равное значение. Вес показателей по работе с обращениями граждан не меньший, чем, например, по созданию новых рабочих мест, потому что задача муниципалитетов – активно работать с жителями, отвечать на их запросы, помогать в решении повседневных проблем.

– Оценка со стороны населения будет учитываться?

– Специальных опросов не будет. Только констатация числовых показателей. Важный момент: внедрением этой оценки мы снимаем с муниципалитетов большую часть работы по статистике. Порядка 90 процентов всех показателей мы будем собирать автоматически, без участия муниципалитетов. Так мы высвободим время специалистов для той же работы с обращениями граждан, например.

– Для сбора информации создано специальное программное обеспечение?

– Нет. Муниципалитеты взаимодействуют с теми же органами Росстата. Есть информация, которую может предоставить Федеральная налоговая служба, есть ведомственная статистика, которую собирают отраслевые министерства. Все это просто надо свести воедино, а не запрашивать данные по второму кругу от работников муниципалитетов.

– Будет ли учитываться объем инвестиций?

– Да, этот показатель учитывается в стратегическом контуре. На его основе будет определяться уровень активности муниципалитетов в части работы с инвесторами и рассчитываться программа поддержки.

– Больше поддержки пойдет чемпионам или отстающим?

– Вопрос дискуссионный. Всем надо помогать. Люди, проживающие в том или ином муниципалитете, не виноваты, что он попал в отстающие. Они хотят такого же внимания от республики, как и в муниципалитетах-чемпионах.

В то же время меры поддержки не стоит унифицировать. Чемпионам нужны меры, которые их усилят и выведут на конкуренцию в рамках ПФО или страны. А отстающим нужны меры, которые позволят дотянуть как минимум до среднего республиканского уровня. И это все разные инструменты.

Если говорить в части инвестиций, то муниципалитет, который активно работает с инвесторами, предлагает площадки, где можно разместить производство, надо продвигать как территорию на федеральном уровне, например, через форумы, в которых участвует команда республики. Если же в муниципалитете идет падение инвестиций, то, в первую очередь, надо разобраться, какие условия для инвесторов там созданы, помочь в организации площадок, а затем заняться промоутированием этих территорий на уровне республики. У нас в части малого бизнеса будет очень интересный опыт – мы будем делать презентации инвестиционных возможностей муниципалитетов для предпринимателей из Ижевска. Потому что нужно стимулировать инвестиции на внутреннем рынке, вкладывать в республику, не только в Ижевск. Не думаю, что имеет смысл показывать территорию сторонним инвесторам, пока мы не насытили ее внутренними.

– Неужели ижевские предприниматели так плохо знают свою республику, что не видят, куда вложить деньги?

– Они могут и не знать всех возможностей, находясь в потоке текущей работы, в процессе принятия управленческих решений на своем предприятии. А оценить, какие возможности есть в республике, презентовать, заразить идеей – это наша задача. У нас есть отличный опыт в Увинском районе, когда глава муниципального образования сам ездит, рассказывает предпринимателям о его потенциале и тем самым привлекает инвесторов, которые приходят на его территорию, вкладывают в нее деньги и уже сами заинтересованы в том, чтобы она развивалась. Этот опыт нужно активно перенимать и другим территориям.