• 24 апреля 2019 12:50
  • 4 996

Мировой рынок оружия. Новая гонка вооружений?

Мировой рынок оружия. Новая гонка вооружений?
За последние десять лет, несмотря на всеобщие заявления о необходимости борьбы с климатическими изменениями и бедностью, потребности в разработке новых прорывных технологий лечения болезней или производства чистой электроэнергии, наиболее развитые страны мира продолжали наращивать расходы на вооружение, а оборонные бюджеты достигли своих максимальных значений. Ни один национальный военно-промышленный комплекс, генерирующий существенную часть ВВП любой индустриальной державы, не полагается целиком и полностью исключительно на государственный оборонный заказ. Успешное развитие ВПК зависит от сбалансированного сочетания внутренних заказов и военно-технического сотрудничества с зарубежными покупателями.

Согласно данным Международного института стратегических исследований (IISS), в 2018 году мировые военные расходы составили 1,67 трлн долл., увеличившись на 1,8% по сравнению с 2017 годом. Это максимальная величина за последние 10 лет.

Западные страны продолжили наращивать оборонные расходы, частично в связи с опасениями по поводу военного усиления России и Китая. При этом оборонный бюджет США по-прежнему составляет почти 40% от мирового.

Состав группы стран-лидеров по военным расходам в 2018 году не изменился, причем все страны продемонстрировали готовность тратить на оборону значительные ресурсы и реагировать на реальные или мнимые внешние угрозы новыми закупками вооружений. Очередной рекорд, как всегда, большей частью обусловлен ростом оборонного бюджета США.

Китай постепенно привлекает усиленное внимание военных аналитиков, поскольку ставит на вооружение передовые военные системы и проводит стратегию, направленную на расширение возможностей вооруженных сил действовать вдали от собственной территории. Показательно, что в 2018 году военные расходы Китая выросли на очередные 11%.

Страны ЕС продолжают испытывать давление США, которые заинтересованы в увеличении европейских оборонных бюджетов. Президент США Дональд Трамп достаточно давно сформулировал свою позицию о том, что все члены НАТО должны тратить на оборону не менее 2% от своего ВВП. Для того чтобы этот показатель был достигнут, Европе необходимо выделить дополнительно не менее 100 млрд долл.

Как ни странно, на сегодня только восемь из двадцати восьми стран НАТО обеспечивают выполнение финансовых условий – Эстония, Латвия, Литва, Великобритания, Турция, Польша, Румыния и Греция. Наивысшие темпы милитаризации приняли страны Восточной Европы и Прибалтики, которые обосновывают это военной активностью Российской Федерации и усиливающейся угрозой с ее стороны.

Страны Ближнего Востока продолжают участвовать в многостороннем военном конфликте и не только существенно нарастили закупки вооружений нового поколения, но и активно разрабатывают проекты по развитию собственного оборонно-промышленного комплекса.

1/4
2/4
3/4
4/4

США

Экспорт и импорт продукции военного назначения прогнозируемо демонстрирует устойчивый рост, постепенно складывающийся в тенденцию на фоне практически общемирового увеличения государственных затрат на закупку вооружений и военной техники.

По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), с 2014 по 2018 г. объем международной торговли вооружением возрос на 7,8% по сравнению с 2009-2013 гг.

В топ-5 продавцов оружия с большим отрывом лидируют США. Далее расположились Россия, Франция, Германия и Китай. За последние пять лет на их долю приходились три четверти всего объема торговли оружием, а Германия и Франция поменялись местами в рейтинге.

США еще больше упрочили свои позиции в качестве ведущего поставщика оружия в мире, продав основные виды вооружений покупателям из 98 стран. Экспорт продукции военного назначения из США за прошедшие пять лет увеличился на 29%. На долю США приходится 36% мирового экспорта.

Экспертами выделяется ряд конкретных причин, по которым мировые импортеры делают выбор в пользу американского оружия: комплексные условия сделок и надежность послепродажного обслуживания, политическое давление госаппарата США на своих торговых партнеров, а также хорошо развитая система государственного стимулирования экспорта.

Самыми крупными из недавних североамериканских договоренностей являются договоры на продажу истребителей F/A-18 на сумму в 5,1 млрд долл. Кувейту; надводных боевых кораблей LCS на 6,5 млрд долл. Саудовской Аравии; боевых вертолетов AH-64 «Apache» Объединенным Арабским Эмиратам на 1,9 млрд долл.; истребителей F-16 Бахрейну на 2,1 млрд долл.; турбовинтовых военных самолетов A-29 Нигерии на 500 млн долл.

В целом, в 2018 году 3,52 млрд долл. получено в рамках программ Государственного департамента по оборонному финансированию зарубежных стран; 4,42 млрд долл. – за поставки вооружений из наличия Министерства обороны США; 47,71 млрд долл. – за поставки продукции военного назначения иностранным государствам по разрешениям Государственного департамента США.

И хотя общий показатель по экспорту военной продукции из США ниже рекордного 2012 финансового года, существуют признаки того, что рост не является случайным и разовым.

В частности, в 2018 году Госдепартамент США выдал разрешений на экспорт продукции военного назначения на общую сумму около 70 млрд долл. Это пока еще не подписанные контракты, а скорее перечень будущих сделок с высокой долей вероятности. Если по результатам рассмотрения соответствующих материалов конгресс не выдвинет возражений, то будут проведены переговоры и завершено подписание договорных документов. Для наглядности и понимания масштабов происходящего: среди поступивших запросов – заявка Саудовской Аравии на закупку системы противоракетной обороны THAAD на 15 млрд долл.; заявка Польши на закупку зенитной ракетной системы Patriot PAC-3 на 10,5 млрд долл. и т.д. В совокупности все это может привести к мощному подъему американского экспорта в 2019 году и в дальнейшем.

Продвижение продаж оружия за рубеж стало одной из частей стратегии экономического роста администрации Дональда Трампа, направленной на облегчение передачи обычных вооружений и продажи ПВН иностранным заказчикам.

Россия

Россия – второй после США крупнейший экспортер военной техники и оружия. Страна контролирует до 50% различных сегментов рынка.

Согласно заявлению руководителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрия Шугаева, в течение последних трех лет поставки российского оружия на экспорт составляют 15 млрд долл. в год.

Портфель заказов находится на стабильном уровне в 55 млрд долл. Общая стоимость всех заключенных за 2018 год контрактов по линии АО «Рособоронэкспорт» достигла 19 млрд долл., что является рекордным за последние 18 лет показателем.

Тем не менее, по данным SIPRI, объемы российского оборонного экспорта за период 2014-2018 гг. снизились на 17%. Падение, прежде всего, обусловлено снижением продаж в Китай, Индию и Венесуэлу, хотя импорт оружия Индией до сих пор на 58% состоит из российских поставок.

Следует отметить, что год назад отчет SIPRI также содержал информацию о сокращении доли России на мировом оружейном рынке в 2013-2017 гг. на 4%, а именно – с 26% до 22%.

Другое известное специализированное издание – Jane’s Defence – утверждает, что наблюдаемое сокращение российских поставок должно привести к утрате нашей страной второго места в мире по экспорту вооружений к 2020 году.

Тем не менее в этой области, по причине ее относительной закрытости, не все так прямолинейно и однозначно.

2018 год отметился рядом важных сделок в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Подписано около 1100 контрактов на поставку вооружений с различными зарубежными покупателями.

Основными странами-покупателями российского оружия остаются Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия, Мьянма. Необходимо работать над реализацией перспектив в Северной Африке и на Ближнем Востоке, включая Египет и Алжир.

Крупнейшим контрактом в 2018 году в сфере военно-технического сотрудничества стало соглашение о поставке пяти полковых комплектов (десяти дивизионов) зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф» в Индию.

Стоимость контракта превышает 5 млрд долл. Одновременно это самая крупная недолларовая сделка в новейшей истории РФ, так как расчеты будут производиться в рублях. В пересчете на российскую валюту платеж составит более 330 млрд рублей.

Помимо С-400, в 2018 году была также достигнута договоренность о поставке в Индию фрегатов проекта 11356.

В течение длительного времени Индия является не только одним из основных покупателей российского оружия, но одной из немногих стран, с которыми Россия делится технологиями и учреждает совместные предприятия.

Наиболее известным на сегодня проектом считается «БраМос Аэроспейс» – совместное предприятие по производству крылатой ракеты «БраМос», образованное между индийской Организацией оборонных исследований и разработок и АО «ВПК «НПО машиностроения» в рамках соответствующего межправительственного соглашения 1998 года.

Кроме этого, за последние двадцать лет в Индии организованы сборочные производства авиатехники (Су-27, Су-30МКИ) и танков (Т-90С). Холдинг «Вертолеты России» и Минобороны Индии планируют приступить к сборке свыше 200 многоцелевых вертолетов Ка-226Т.

Конечно, сотрудничество с Индией не означает полного отсутствия проблем. Эта крупная азиатская страна приняла решение диверсифицировать поставки военной техники и привлекает внимание всех мировых производителей. США, в первую очередь, мечтают вытеснить российское оружие с индийского рынка. В дополнение, значительный акцент сделан на развитии национального оборонного производства, для чего создана крупная государственная программа Make in India.

Тем не менее подавляющее большинство спорных вопросов между Индией и Россией до сих пор удавалось разрешить положительно для обоих государств, что позволяет рассчитывать на продолжение взаимовыгодного сотрудничества.

Также традиционно в число крупнейших покупателей оружия российского производства, в том числе российской авиатехники, входит Алжир. За последние 10 лет алжирским вооруженным силам поставлены тяжелые многофункциональные истребители Су-30МКА, тяжелые транспортные вертолеты Ми-26Т2, реактивные учебно-боевые самолеты Як-130, ударные вертолеты Ми-28НЭ.

Активизация алжирских закупок произошла после интервенции стран НАТО в Ливию и ряда разрушительных революций в стиле «арабской весны» в регионе. Тем не менее в конце 2018 – начале 2019 года Алжир сам вступил в фазу политических изменений, что означает необходимость работы над будущим наших партнерских отношений.

Из других значимых событий 2018 года необходимо отметить контракт на поставку в Мьянму 6 многофункциональных истребителей Су-30МЭ общей стоимостью 300 млн долл., а также контракт на поставку ВВС Индонезии 11 самолетов Су-35 на общую сумму 1,1 млрд долл. Начались поставки БМП-3 сухопутным войскам Ирака.

Что касается региональных направлений, Африка сохраняет свои позиции, ограничивающиеся лишь платежеспособностью. Большая часть поставок приходится на недорогие обычные вооружения, боеприпасы и запасные части.

Партнеры по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) продолжают закупки вооружений, пользуясь преимуществом покупки по ценам российского оборонного заказа.

Наибольшим экспортным потенциалом обладают средства ПВО, авиация, танки, бронетехника, корабли, гранатометы и различное стрелковое оружие.

Новейшие российские комплексы ПВО становятся не просто оружием. С их помощью страны-получатели создают надежный барьер наиболее освоенной и безопасной (с точки зрения потерь собственной живой силы) тактике западных стран, предполагающей дистанционное нанесение ударов с использованием авиации или крылатых ракет. Для России поставка комплексов ПВО – вопрос геополитического влияния.

В частности, интерес к поставке ЗРК С-400 проявляют не менее 13 государств. В данное время АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» (разработчик и производитель «Триумфа») выполняет заказ трех стран – Китая, Турции и Индии.

В КНР «Триумф» назвали лучшим зенитным комплексом в мире. Турция и Россия договорились о передаче двух батарей С-400, которые будут обслуживаться турецкими военными, для чего они пройдут обучение в Вооруженных силах России. Параллельно станет развиваться и военно-техническое сотрудничество для организации производства зенитных систем в Турции.

Учитывая, что главной задачей прошедшего года, по заявлению ответственных федеральных структур, было удержать достигнутые позиции в условиях беспрецедентного и неприкрытого давления на страны-импортеры российского оружия со стороны США, результаты 2018 года можно считать успехом.

Санкции носят многоступенчатый характер и направлены как непосредственно на РФ, так и на отдельные российские юридические и физические лица, а также на партнеров по ВТС.

В первую очередь, будучи одним из ключевых звеньев в системе международных расчетов, США препятствуют осуществлению транзакций в долларах между Россией и зарубежными государствами. Именно это является одной из причин перехода на расчеты в национальных валютах.

Кроме того, в 2017 году США приняли закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который позволяет замораживать активы и запрещать финансовым институтам США сотрудничать с государствами, заключающими крупные оружейные сделки с РФ.

В сентябре 2018 года в рамках CAATSA были введены санкции против Департамента развития оборудования китайской армии и его главы Ли Шанфу за покупку ЗРК С-400 и истребителей Су-35.

Тем не менее в отношении Индии, заявившей о подписании контракта на закупку в России тех же С-400 и готовности приступить к реализации ряда знаковых совместных проектов, рассмотрение вопроса о введении санкций не обостряется. Озвученные угрозы пока повисли в воздухе.

Впрочем, Вашингтон не только препятствует заключению новых контрактов, но и активно пытается сорвать исполнение уже заключенных. В частности, Индонезия сообщила о значительном дипломатическом давлении с целью добиться от нее отказа закупать российские СУ-35.

Одновременно усиливается конкуренция на мировом рынке со стороны других стран-поставщиков, постепенно накапливающих соответствующие компетенции.

Другие экспортеры

Общий экспорт ПВН стран ЕС составляет около 24% от мирового, а самым крупным производителем вооружений в этой группе государств является Великобритания. За период 2014-2018 гг. британский экспорт увеличился на 5,9%, и 59% поставок поступили на Ближний Восток (в основном – в Саудовскую Аравию и Оман).

По данным SIPRI, Германия увеличила свой экспорт на 13%, и ее доля в мировой торговле оружием возросла с 6,1% до 6,4%.

Самый продаваемый немецкий товар в сфере вооружения – подводные лодки. Основные покупатели продукции военного назначения производства ФРГ – Южная Корея, Греция и Израиль, а главные географические направления экспорта – Азия и Океания, Европа, Ближний Восток, Южная Америка и Африка.

Прибыль от продажи оружия перевешивает немецкие демократические ценности. В частности, страны арабской коалиции, ведущие войну в Йемене, в ходе которой отмечено огромное количество жертв среди гражданского населения, получили от Германии в 2018 году оружие почти на 400 млн евро, хотя ранее правительство ФРГ обещало прекратить поставки.

Попытки ограничить экспорт в Саудовскую Аравию (за нарушение прав человека, на фоне скандала с исчезновением журналиста Д. Хашокджи и пр.) встретили сопротивление со стороны Франции, потребовавшей реализовать имеющиеся «реалистичные возможности» и не ставить под удар совместные франко-германские оборонные проекты.

Темпы роста китайского экспорта существенно снизились. За период 2014-2018 гг. Китай отгрузил продукцию военного назначения в 53 страны, и Пакистан стал ее основным получателем (37% от общего объема).

Импортеры

По данным SIPRI, по итогам 2018 года, крупнейшими импортерами оружия являются Саудовская Аравия, Индия, Египет, Австралия и Алжир. По сравнению с предыдущим годом Саудовская Аравия опередила Индию в этом рейтинге.

За последние 4 года импорт вооружений странами Ближнего Востока увеличился на 87% и достиг 35% от мирового объема. В регионе идет непрекращающаяся война, подпитываемая поставками из США, Великобритании и Франции.

В 2014-2018 гг. на государства Азии и Океании пришлось 40% от мирового объема импорта оружия, что, тем не менее, ниже показателей предыдущего четырехлетнего периода на 6,7%.

Наиболее активно вооружаются Индия, Австралия, Китай, Южная Корея и Вьетнам.

При этом Индия заказала значительный объем оружия у зарубежных поставщиков, однако решения о закупке принимаются медленно, и реальные поставки откладываются.

Китаю удалось добиться устойчивого снижения импорта за счет разработки и производства собственных изделий.

Крупнейшим импортером оружия в Африке является Алжир, на который приходится 56% всего импорта ПВН на континент.

Ведущими импортерами в Субсахарной Африке стали Нигерия, Ангола, Судан, Камерун и Сенегал, в совокупности закупившие 56% оружия в своем регионе.

Между тем гонка вооружений, подогревающая торговлю оружием, выходит на новый виток. Самый крупный заказчик в мире – Пентагон – может позволить себе крайне дорогие заказы и постоянно нуждается в новом вооружении. В следующем году США намерены потратить на вооружение рекордную сумму в 716 млрд долл.

Основной задачей российского государственного посредника АО «Рособоронэкспорт» в 2019 году, как и в 2018-м, станет сохранение доли мирового рынка и поиск методов противодействия санкционной политике США и их союзников.

Успех на этом направлении будет в перспективе иметь большое значение, как для предприятий ВПК, так и для экономики в целом, так как по мере достижения необходимого уровня перевооружения армии объемы внутреннего гособоронзаказа будут снижаться и должны быть компенсированы внешними поставками.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:

www.armstrade.org,

http://vpk.name,

www.roe.ru, www.sipri.org,

www.fsvts.gov.ru,

www.kommersant.ru, www.rbc.ru, www.lenta.ru, www.ihs.com,

www.tass.ru, www.gazeta.ru

Автор: Андрей Барышников

-------------------------------------------------------------------------------
Реклама

В последнее время абсолютно у всех на слуху такое понятие как электронная валюта и биткоин. Сегодня предлагаем вашему вниманию валюту, которая основана на блокчейне двух других криптовалют, именуемой   Bitcoin Private. Узнать больше можно на сайте  https://8d9.ru/btcp. Не упускайте ни одной возможности заработка.