«Точка доступа» России в Мировой океан
На протяжении многих веков, начиная еще с Ивана Грозного, Россия пыталась выйти в открытый океан – стать «владычицей морскою». Долгое время эти попытки оставались не вполне удачными. Созданный Петром I флот был заперт в Балтийском море проливами Каттегат и Скагеррак, над которыми нависала громада Британских островов (как сказал позднее Сталин: «Балтийское море – бутылка, а пробка от горлышка – не у нас»). Созданному Екатериной II Черноморскому флоту выход закрывали Босфор и Дарданеллы – о них Романовы два века безуспешно бились как головой о стену, не задумываясь о том, что за черноморскими проливами есть еще и Гибралтар. Архангельск на многие месяцы покрывался льдом, организованная здесь в 1733 году Архангельская эскадра имела ограниченное применение и в ХIX веке была упразднена за ненадобностью. Владивосток также замерзал на зиму, да к тому же был заперт Японскими островами. Петропавловск-Камчатский не имел нормального сухопутного сообщения с остальной страной. Порт-Артур был анклавом и удержать его не смогли.
Неудача за неудачей преследовали империю в попытках создать океанский флот. Лишь под самый занавес правления Романовых удалось найти решение, которое всегда было на виду, и потому долго оставалось незамеченным: в 1915 году на восточном берегу Кольского залива был основан Мурманский порт. Место это, несмотря на северное положение, полностью соответствовало понятию «теплое море» – порт на зиму не замерзал и в любое время года из него можно было выйти в любую точку мирового океана. В 1916 году здесь была создана Флотилия Северного Ледовитого океана. В 1937 году она была преобразована в Северный флот.
В годы Великой Отечественной войны Северный флот сыграл большую роль в обеспечении снабжения СССР различными материалами, техникой, боеприпасами и продуктами. В своей зоне ответственности флот обеспечил проводку в советские порты и из них 78 союзнических арктических конвоев. Также было проведено 1548 внутренних арктических конвоев (для снабжения населенных пунктов на побережье Северного Ледовитого океана). Надводные корабли, катера, подводные лодки и авиация Северного флота потопили 628 кораблей и судов противника, истребители и наземная/корабельная ПВО сбили 1308 немецких самолетов.
В послевоенные годы Северный флот быстро становится самым мощным флотом страны. На кораблях и подводных лодках флота внедряются высшие достижения научной мысли. В 1955 году именно на Северном флоте был произведен первый в мире пуск баллистической ракеты с подводной лодки. В 1958 году в состав флота вступила первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». В 1962 году она совершила поход подо льдами Северного Ледовитого океана к Северному полюсу. В 1963 году, впервые в истории СССР, в географической точке Северного полюса совершила всплытие атомная подводная лодка «К-181». В 1966-м отряд атомных подводных лодок Северного флота совершил кругосветное плавание, с рекордным подводным участком – 25 тыс. км без всплытия. В 1991 году в состав флота вошел первый отечественный авианосец – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».
Сегодня Северный флот постоянно усиливает свое присутствие в мировом океане, регулярно выполняя учебнобоевые задачи. Выполняются походы на боевую службу в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, Средиземное море и Аденский залив. Так, флагман Северного флота, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» неоднократно пересекал Атлантику, совершал визиты в отдаленные районы – Венесуэлу, ЮАР, Индию и др., принимал участие в международных учениях «Венрус-2008», «Индра-2009», «Восток-2010». Корабли Северного флота принимали участие в военной операции России в Сирии, в составе Средиземноморской эскадры ВМФ России обеспечивая прикрытие Авиационной группы ВКС РФ. Северный флот сегодня способен обеспечить присутствие России в любой точке мирового океана. И главная задача, которую флот решает в океане, – обеспечение ядерного сдерживания: ракетные подводные крейсера непрерывно несут боевое дежурства в заданных районах Мирового океана, готовые в любой момент ответить ударом на удар.
Щит над Заполярьем
Вторая важная задача, которую решает Северный флот, – защита северных границ России и проецирование силы в Арктическом регионе. Это включает патрулирование морских путей, защиту морских нефтегазовых месторождений страны, проведение военных учений и операций.
Значение Арктики для России переоценить невозможно. Полезные ископаемые и Северный морской путь, базы и позиции ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Но защищать Арктику необходимо тем сильнее, чем больше она нам дает. Сегодня, когда ожидается скорое превращение Северного морского пути в одну из главных мировых транспортных артерий, необходимость усиления обороны Заполярья становится все более актуальной.
И эта задача решается заблаговременно: в 2014 году Северный флот был преобразован в Объединенное стратегическое командование «Северный флот» и стал межвидовым, т.е. включает в себя не только корабельные, но и сухопутные соединения. В его структуре объединены подводные силы, Кольская флотилия разнородных сил, Беломорская военно-морская база, 45-я армия ВВС и ПВО, а также 61-я отдельная бригада морской пехоты, 200-я отдельная мотострелковая бригада и 80-я отдельная мотострелковая арктическая бригада.
Свои задачи флот решает в суровых природных условиях: экстремальный арктический холод, льды и ограниченная видимость делают навигацию чрезвычайно сложной и представляют угрозу для оборудования и безопасности персонала. Проведение операций в течение длительных периодов времени затрудняют вызванные суровым климатом и огромными расстояниями скудость инфраструктуры и ограничения в области связи и наблюдения. Тем не менее современное техническое оснащение позволяет флоту своевременно реагировать на все возникающие угрозы и служить мощным фактором сдерживания потенциального противника.
Современный корабельный состав
Корабельный состав Северного флота достаточен для решения широкого круга задач. В составе флота – свыше восьмидесяти надводных кораблей и подводных лодок.
Флагманом является тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Это самый крупный из находящихся в строю кораблей российского ВМФ (ТАвКр «Адмирал Кузнецов» в настоящее время находится в ремонте) и самый большой не авианесущий атомный корабль в мире. Его длина составляет 250 м, ширина – 25 м, осадка – 10 м. Полное водоизмещение – 26 тыс. тонн. Два ядерных реактора мощностью 300 мВт каждый и две турбины по 70 тыс. л.с. обеспечивают кораблю скорость в 32 узла при практически неограниченной дальности плавания. Ударное вооружение – 20 противокорабельных ракет П-700 «Гранит», способных нести ядерный заряд или фугасно-проникающую БЧ массой 750 кг. Скорость П-700 в два с половиной раза превышает скорость звука, дальность стрельбы достигает 600 км. Артиллерийское вооружение – 130 мм универсальный башенный комплекс АК-130. Средства ПВО представлены зенитными ракетными комплексами С-300ФМ «Форт-М», «Кинжал» и зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», общий БК зенитных ракет – несколько сотен единиц. Противолодочную оборону обеспечивают ракетно-торпедный комплекс РПК-6М «Водопад», реактивная бомбометная установка РБУ-1000 «Смерч-3» и реактивный комплекс ПТЗ «Удав-1М». На корабле базируется авиагруппа в составе трех тяжелых многоцелевых вертолетов Ка-27, для них предусмотрен подпалубный ангар с подъемником.
Второй ракетный крейсер Северного флота – «Маршал Устинов» заметно меньше. Корабль имеет полное водоизмещение 11,5 тыс. тонн и длину 186 м. Газотурбинная установка общей мощностью 110 тыс. л.с. позволяет ему развивать скорость 32,5 узла. Дальность плавания составляет 8 тысяч миль. «Маршал Устинов» несет на борту 16 противокорабельных ракет П-1000 «Вулкан» (скорость – 2,5 Маха, дальность – 1000 км, БЧ – 500 кг), одну артиллерийскую установку АК-130, 64 зенитные ракеты ЗРК дальнего рубежа обороны С-300Ф «Форт», две пусковые установки ЗРК ближнего рубежа обороны «Оса-М», два пятитрубных торпедных аппарата, два РБУ-6000 «Смерч-2». На корабле базируется один вертолет Ка-25 или Ка-27.
В числе других крупных кораблей флота – эсминец «Адмирал Ушаков», фрегаты «Адмирал Левченко», «Вице-адмирал Кулаков», «Североморск», «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов». Последние два являются одними из наиболее современных кораблей российского ВМФ – вступили в строй в 2018 и 2020 годах соответственно. Они имеют на вооружении универсальный корабельный стрельбовый комплекс 9С14, в котором может применяться широкая номенклатура противокорабельных и противолодочных ракет, в т.ч. знаменитые «Калибры» и гиперзвуковой «Циклон».
Также в состав флота входят большие десантные корабли проекта 775, малые ракетные корабли проекта 12341, малые противолодочные корабли проекта 1124М, тральщики проектов 12660, 266М, 1265, 1258Э и целый ряд специализированных судов, включая ледоколы, суда снабжения и научно-исследовательские суда. Наличие в составе флота современных ледоколов позволило перенести главную базу флота в Северодвинск – в стратегический тыл. При этом передовые пункты базирования по-прежнему расположены в Мурманской области.
Силы ядерного сдерживания – атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» (4 боевые единицы в строю), проекта 955 «Борей» (2 единицы в строю). «Дельфины» несут по 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-29РМУ2 «Синева» (дальность полета – от 8000 до 11500 км, в зависимости от забрасываемого веса, разделяющаяся головная часть несет до 10 боевых блоком мощностью 100 килотонн каждый). «Бореи» вооружены 16 МБР Р-30 «Булава» (дальность полета 9300 км, БЧ – 6 боевых блоков мощностью 150 килотонн каждый). Также ракетные крейсера вооружены торпедами, которые, впрочем, имеют в первую очередь оборонительное значение.
Мощными ударными возможностями обладают также новейшие атомные многоцелевые подводные лодки «Северодвинск» и «Казань». Эти лодки предназначены для борьбы с надводными и подводными кораблями противника, следующими одиночно и в составе соединения или конвоя, а также для нанесения ударов по наземным объектам противника. Помимо 10 торпедных труб калибра 533 мм (боезапас 30 торпед) они вооружены 32 установками для пуска высокоточных сверхзвуковых и гиперзвуковых тактических ракет («Оникс» или «Циркон»). Ракетоносцами являются и подлодки предшествующего поколения – «Смоленск» и «Орел», помимо торпед они вооружены 24 противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». Всего в строю находится 10 многоцелевых атомных подводных лодок, еще несколько проходят модернизацию. При этом каждая лодка, прошедшая модернизацию, получает новые возможности, в частности, довооружается крылатыми ракетами.
Также в строю находятся дизель-электрические подлодки – менее автономные, чем атомные, но зато более скрытные. В задачи этих кораблей входят операции против субмарин и боевых кораблей потенциального противника в ограниченном районе действий, прибрежных и проливных зонах.
Не только на море, но и на земле, и в небесах
В состав Объединенного стратегического командования «Северный флот» наряду с корабельными соединениями входят и войсковые части. В стратегии их применения упор явно сделан на активную оборону, предусматривающую широкий маневр ограниченными наличными силами. Проблемы с климатом и коммуникациями в значительной степени решаются применением транспортных средств повышенной проходимости с обеспечением комфортного микроклимата в обитаемых отделениях. Основными из них сегодня являются двухзвенные транспортеры линейки «Витязь» – ДТ-30ПМ, ДТ-10ПМ и др. Эти вездеходы продемонстрировали выдающиеся характеристики в ходе испытательного пробега, организованного Министерством обороны РФ в 2017 году. Успешно преодолев ледовые торосы и снежную целину, «Витязи» прошли более 2400 км по маршруту Тикси – мыс Святой Нос – остров Котельный и обратно, через проливы Лаптева и Санникова.
Несколько десятков двухзвенных транспортеров способны за сутки перебросить на 300-400 км мотострелковую бригаду – огромную в тех широтах силу. Противовоздушную оборону мобильных соединений обеспечивают зенитные ракетные комплексы малой дальности на базе тех же ДТ-30ПМ и ДТ-10ПМ.
В состав СФ входит также сформированная в 2015 году 45-я армия ВВС и ПВО. На вооружении морской авиации стоят дальние противолодочные самолеты Ил-38Н, оснащенные радиоэлектронным комплексом «Новелла», сверхзвуковые истребители-перехватчики МиГ-31, способные летать со скоростью до 3100 км/ час, истребители поколения 4++ Су-30СМ, вертолеты Ка-27 и Ка-29, используемые для противолодочной борьбы, поисковоспасательных и транспортных операций, и другие самолеты и вертолеты.
Несколько дней из жизни Северного флота
Разумеется, сколь совершенным ни было бы оружие, успех его боевой работы в первую очередь зависит от того, в чьих руках оно находится. И обеспечивается непрестанными боевыми учебами и тренировками, по принципу «тяжело в учении – легко в бою». Будни Северного флота проходят по весьма напряженному графику. Подтверждение тому – несколько событий всего одной декады – последней декады мая 2023 года.
Начало 20-х чисел мая встретил в море отряд боевых кораблей СФ во главе с эскадренным миноносцем «Адмирал Ушаков». Североморцы провели ряд учений, в том числе учение по поиску и атаке подводной лодки корабельной поисково-ударной группой во взаимодействии с противолодочной авиацией, спасению личного состава, терпящего бедствие в море, а также по противовоздушной обороне. Всего в учении разнородных сил Северного флота было задействовано до 15 надводных кораблей, подводных лодок и судов обеспечения, а также самолеты и вертолеты армии ВВС и ПВО Северного флота.
22 мая летчики отдельного корабельного истребительного авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного флота выполнили учебно-боевые стрельбы авиационными ракетами «воздух-воздух» на авиационно-воздушном полигоне «Тимур». В ходе выполнения полетов летчики МиГ-29К вышли в заданный район и поразили воздушные цели условного противника ракетами малой дальности, а также отработали стрельбу по воздушным мишеням бортовой артиллерией – из 30-мм авиационной пушки. На протяжении летной смены летчики из числа молодого пополнения отрабатывали элементы действий по обнаружению и перехвату самолетов условного противника, а также условное бомбометание.
25 мая летчики-истребители корабельного истребительного авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного флота отработали комплекс упражнений в воздушном пространстве Заполярья. В ходе проведения полетов в рамках выполнения плана подготовки летные экипажи истребителей Су-30СМ в паре отработали элементы боевого маневрирования с условным нанесением группового удара по наземным и морским объектам. Также летчиками Су-33 были выполнены полеты на средних и больших высотах, в ходе которых отработаны навыки воздушного боя с маневренной целью с применением наступательных и оборонительных боевых маневров. Помимо выполнения упражнений с элементами боевого применения, летчики корабельного истребительного авиационного полка выполнили контрольные полеты парой на сложный пилотаж, используя при этом предельно малую высоту.
25 мая на полигонах боевой подготовки в Баренцевом море экипаж эсминца «Адмирал Ушаков» выполнил зенитные стрельбы в рамках зачетного тактического учения по действиям одиночного корабля в море. В ходе зачетного учения отрабатывался элемент организации противовоздушной обороны корабля при угрозе нанесения ударов средствами воздушного нападения условного противника. Практический эпизод учения выполнили расчеты артиллерийских комплексов АК-130 и АК-630, которые выполнили учебно-боевые стрельбы по имитируемой воздушной цели. Данное учение выполнялось во взаимодействии с пилотами самолетов Су-24 смешанного авиаполка Северного флота, которые в свою очередь отработали эпизоды атаки морской цели.
27 мая корабельная поисково-ударная группа Северного флота в составе больших противолодочных кораблей «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков» и «Адмирал Левченко» вышла в полигоны боевой подготовки для отработки противолодочных задач. Противоминное охранение кораблей на выходе из пункта базирования в Баренцево море обеспечил базовый тральщик «Соловецкий юнга». Выход в море продлился несколько дней. Экипажи кораблей выполнили поиск подводных лодок в полигонах боевой подготовки Северного флота. В качестве условного противника для больших противолодочных кораблей выступили атомная и дизельная подводные лодки. На завершающем этапе учения были выполнены боевые упражнения с применением комплексов противолодочного вооружения. Также экипажи кораблей отработали совместное маневрирование в составе корабельной поисково-ударной группы.
Совершенные корабли, подводные лодки и самолеты, опытные моряки и летчики – Северный флот сегодня обладает огромными возможностями. Благодаря этим возможностям и своему стратегическому значению СФ сегодня является ключевым компонентом глобальной проекции силы и национальной обороны России. Очевидно, что эту роль он будет играть во всем обозримом будущем.
Кирилл Бухарин
Тактико-технические характеристики кораблей и вооружений указаны на основании данных из открытых источников и могут отличаться от реальных, составляющих гостайну.