Удмуртия на современном этапе государственного строительства
Государственность Удмуртии приурочена к дате 4 ноября 2020 года. Основное внимание пресса уделила этому событию год назад – тогда республика отметила свое 100-летие в данном политико-правовом статусе. В начале второго столетия «ДК» решил сосредоточиться на современном этапе развития региона и представляет экспертные мнения участников административно-политического процесса конца ХХ века и современных реформаторов органов местного самоуправления. Первая в истории республики Конституция была принята 14 марта 1937 года. Спустя 40 с лишним лет, 31 мая 1978 года Верховный Совет Удмуртской АССР утвердил второй по счету главный закон. И через 16 лет основой для функционирования институтов государственной власти в постсоветский период стала принятая 7 декабря 1994 года Конституция Удмуртской Республики. Основополагающий закон стал третьим за годы становления государственности.

На фото: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Удмуртской Республики подписывает Президент РФ Б.Н. Ельцин и Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики А.А. Волков. 17 октября 1995 года.

Павел Вершинин, экс-председатель Правительства УР (1995-1999):

– Это был плод труда депутатов и граждан республики под руководством Председателя Верховного Совета В.К. Тубылова. На мой взгляд, со своими заместителями ему удалось настроить депутатов на дружную работу над этим документом. Не остались в стороне и члены Совета Министров УР. Депутатский корпус Верховного Совета УАССР двенадцатого созыва из 200 депутатов, впервые избранный на конкурсной основе, войдет в историю парламентаризма как сложно управляемый в организационном плане и эффективный институт власти по подготовке базовых нормативных актов. К заслугам депутатов этого созыва относится и принятие государственных символов: флага, герба и гимна Удмуртской Республики.

17 октября 1995 года в Москве состоялось подписание «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики». Подписали этот важный документ Президент РФ Б.Н. Ельцин, Председатель Госсовета У Р А.А . Волков , Председатель Правительства РФ В.С. Черномырдин и Председатель Правительства УР П.Н. Вершинин.

Во исполнение указов Президента РФ принимать оперативно-нормативные документы в середине 90-х приходилось не только депутатам, но и Совету министров Удмуртии, в том числе по вопросам земельной реформы, формирования крестьянских (фермерских) хозяйств, по вопросам приватизационных процессов, ликвидации производственных объединений и так далее.

Инициатива по принятию отдельных законов шла и непосредственно от предприятий. В частности, в 1996 году, когда я уже был членом Совета Федерации, ко мне обратился главный конструктор по оружию Ижевского механического завода А.У. Дорф с просьбой, чтобы были учтены при разработке закона об оружии предложения оружейников. После обсуждения этого вопроса в СФ была даже создана рабочая группа, куда включили меня и главу Администрации Тульской области.

В конечном итоге в рабочую группу по подготовке законопроекта Государственной Думы РФ от Госсовета Удмуртии были делегированы наши оружейники Александр Ушерович Дорф и Николай Александрович Белобородов и их предложения были учтены в законе.

А.У. Дорф и Я.Н. Крымский с коллегами воплотили также мечту оружейников в реальность, создав в Ижевске Государственный испытательный центр гражданского и служебного оружия. Стрела, взмывающая вверх с одним из элементов символики государственности, стала общепризнанным клеймом центра. Его статус подкреплен Брюссельской конвенцией по испытаниям ручного огнестрельного оружия.

________________________

А чуть раньше, в январе 1994-го, депутаты приняли закон «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» и в апреле того же года прошли всенародные выборы мэров городов республики. Логическим продолжением реформирования органов государственной власти стали выборы Президента Удмуртской Республики в 2000 году.

В итоге произошло четкое разграничение полномочий всех ветвей власти. Статус высшего должностного лица перешел от спикера Государственного Совета УР к замкнувшему на себе исполнительную власть президенту. Им неоднократно переизбирался Александр Волков. В 2014 году название руководителя региона сменилось – появился Глава УР, по сути, с теми же президентскими полномочиями.

К середине 2000-х электоральная политика властей изменилась, и постепенно градоначальников стали выбирать не прямым голосованием избирателей, а утверждать депутатским корпусом. На сегодня реформирование системы органов местного самоуправления вновь в актуальной политической повестке. Так называемая оптимизация на местах затронет Советы депутатов в сельских поселениях – их скоро не станет совсем.

В районах Удмуртии как раз сейчас наблюдается трансформация органов самоуправления.

Василий Протопопов, глава МО «Селтинский район»:

– Сегодня в Селтинском районе, помимо основного районного Совета депутатов, функционируют 9 органов местного самоуправления в сельских поселениях. Закон позволяет объединиться всем сельским поселениям и муниципальному району в одно муниципальное образование – муниципальный округ. Советы депутатов в поселениях свою деятельность прекратят. Функции представительного органа в будущем могут решать координационные советы, на которых будут обсуждаться все насущные проблемы и вопросы жизнедеятельности сельских населенных пунктов. В координационный совет, как правило, будут входить руководители предприятий, учреждений, расположенных на территории поселения, представители общественных организаций, например, Совета ветеранов.

Объединение позволит сократить расходы бюджетов разных уровней на проведение выборов. Там, где сегодня работают администрации сельских поселений, в случае объединения будут работать территориальные органы администрации муниципального округа, с тем же объемом полномочий и функций, с правом подписания документов, только без права юридического лица. Объединение позволит по некоторым направлениям проводить единые закупки, что, в свою очередь, может привести к экономии средств бюджета. Вместе с тем процесс оптимизации управления не должен привести к отдалению местной власти от жителей – все сотрудники останутся на местах. Улучшится исполнительская дисциплина.

Владимир Головин, глава МО «Увинский район»:

– Мы должны меняться в лучшую сторону в работе с населением. Сегодня, в век мобильных решений, нет смысла часто собираться, проводить депутатские сессии в сельских поселениях. Это все рабочее время. Раньше на селе были одни проблемы, решение которые требовало собрания ответственных людей в одном месте. Тогда не было нормальной оперативной связи, электронной почты, тех же мессенджеров, скайпа для общения. Сегодня назрела реформа органов местного самоуправления. Однозначно, оперативность в плане принятия решений будет на более высоком уровне - это скажется на результатах благосостояния народа. И отмечу важный момент, связь с населением на местах через личные встречи со специалистами сохранится.

Сергей Русинов, глава МО «Каракулинский район»:

– Подготовительные процедуры завершены, дорожная карта исполняется. Всего на территории Каракулинского района ранее действовало 12 депутатских Советов сельских поселений. Ситуация спокойная, местные жители относятся с пониманием к изменениям. Перед нами сегодня стоит задача в декабре завершить подбор персонала, передачу имущества в казну района и формирование единого бюджета на 2022 год. Главным эффектом административной реформы будет упрощение административных регламентов, процедур бюджетирования деятельности органов местного самоуправления, улучшение взаимодействия поселенческих и районных структур управления. При этом будет сохранена доступность всего перечня муниципальных услуг населению, что крайне важно, поскольку представительство органов местного самоуправления на местах сохраняется.

_______________________

Главный законодательный орган Удмуртии – Государственный Совет – состоит из 60 депутатов, которые избираются по одномандатным округам и партийным спискам. Помимо законотворческой работы внутри региона, республиканский парламент активно нацелен на сотрудничество с коллегами на федеральном и межрегиональном уровне. 14 октября начала свою работу Государственная Дума Федерального Собрания РФ восьмого созыва. В ее составе 5 депутатов, которых избрали жители Удмуртии.

О том, как выстраивается взаимодействие между парламентариями федерального и республиканского уровней, рассказал председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев:

– У Государственного Совета сложились очень конструктивные, а главное, плодотворные отношения с депутатами Государственной Думы, избранными от нашей республики. Мы выстроили четкую систему взаимодействия, которая включает и совместную законотворческую деятельность, и работу на территории республики. Каждая региональная неделя депутатов Госдумы предыдущего созыва в Удмуртии начиналась со встречи с членами Президиума Госсовета, обсуждения тенденций законодательной работы и основных решений, принимаемых на уровне федерации, рассмотрения готовящихся законодательных инициатив.

Важная часть работы – проведение приемов избирателей в округе. Зачастую именно просьбы и предложения людей становятся основой для законодательных решений, так было, например, с вопросом о сохранении за людьми, проработавшими на селе 30 лет, назначенной им надбавки к пенсии при переезде в другую местность или при преобразовании населенного пункта. С помощью нашего депутата Андрея Константиновича Исаева этот вопрос удалось законодательно урегулировать, и сегодня надбавка сельским пенсионерам сохраняется. И это далеко не единственная инициатива, которая была реализована по просьбе наших граждан с помощью депутатов Государственной Думы от Удмуртии.

Мы также благодарны федеральным коллегам за поддержку инициативы Государственного Совета о назначении выплат за классное руководство педагогам ссузов. С нового учебного года такая надбавка в размере 5 тысяч рублей выплачивается теперь и кураторам групп в колледжах и техникумах. В нашей республике такая мера поддержки коснулась около 1000 педагогов.

В постоянном диалоге с избирателями за последние годы нам с депутатами Государственной Думы удалось решить много насущных вопросов, связанных с привлечением в республику дополнительных средств федерального бюджета, со строительством новых и ремонтом действующих социальных объектов, обновлением автопарков медучреждений и школ. Уверен, что в нынешнем созыве Государственной Думы мы не только сохраним, но и расширим формы межпарламентского взаимодействия.

____________________

Отдельного слова заслуживают депутаты женского пола. Интересы избирателей нашей республики представляют 223 женщины: 191 представительница прекрасного пола работает в составе окружных советов депутатов, 23 женщины входят в состав представительных органов городских округов. Среди депутатов Государственного Совета – 7 женщин, 3 из которых входят в состав его президиума, а на федеральном уровне Удмуртию представляют депутат Госдумы Лариса Буранова и сенатор Совета Федерации Любовь Глебова. Увеличилось и количество женщин, занимающих руководящие должности. Сегодня 9 из них возглавляют окружные Советы депутатов, а 16 женщин руководят работой партийных фракций.

Елена Дербилова, руководитель депутатской фракции «Единая Россия» Государственного Совета Удмуртии:

– Роль и влияние женщин, безусловно, сегодня растут во всех областях жизни нашего общества, в том числе в политике. Это наглядно показывают итоги избирательной кампании 2021 года, которая подтвердила, что женщины становятся более политически и общественно активными.

Хочу подчеркнуть плодотворное сотрудничество, которое сложилось между женщинами-депутатами, представляющими интересы жителей Удмуртии.

Благодаря совместной работе мы совершенствуем республиканское законодательство, особое внимание уделяя поддержке института семьи, материнства, отцовства и детства, реализации демографической политики, оказания социальной помощи и защите здоровья наших граждан. Все эти темы особо близки всем нам как мамам, супругам и бабушкам, а личное отношение и глубокое погружение в социально значимые вопросы делают работу женщин-парламентариев особенно эффективной.

При этом многие наши коллеги из числа женщин-депутатов ведут общественную деятельность, координируют реализацию федеральных и республиканских социально значимых проектов, многие из которых организованы совместно с Союзом женщин Удмуртии. Ярким примером такой успешной коллаборации стал первый республиканский форум сельских женщин «Село – глазами женщины», который мы провели в этом году в Воткинском районе.

Плодотворная совместная работа женщин-депутатов выстроена и на уровне Приволжского федерального округа в целом. Мы с коллегами активно участвуем в работе дискуссионной площадки женщин-депутатов ПФО, где обсуждаем социальные вопросы, особенно близкие женщинам: поддержка семей с детьми, защита прав женщин, сохранение женского здоровья, безопасность детей и так далее.

Кстати, в декабре заседание дискуссионной площадки женщин-депутатов ПФО примет Удмуртская Республика. Модератором дискуссии, которая будет посвящена вопросам сохранения здоровья сельских женщин, выступит моя коллега – первый заместитель председателя Государственного Совета, председатель постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике Надежда Александровна Михайлова. Считаю, что повышение социальной, общественной и политической активности женщин положительно скажется на развитии нашей республики и России в целом, увеличится и количество социально значимых инициатив.

_________________________

Если акцентировать внимание на гендерной теме, то стоит отметить и орган исполнительной власти. В Правительстве Удмуртии работают женщины-управленцы: вице-премьер Эльвира Пинчук, заместитель председателя Правительства УР – министр сельского хозяйства и продовольствия Ольга Абрамова, министр социальной политики и труда Татьяна Чуракова, министр имущественных отношений Анна Боталова, министр образования и науки Светлана Болотникова, председатель Комитета по делам архивов Наталья Тойкина, председатель Комитета по делам ЗАГС Людмила Попова.

Из последних новостей, касающихся регионального политического устройства, стоит обратить внимание на принятый Госдумой России в первом чтении законопроект, который определяет полномочия субъектов РФ, закладывает определенные параметры организации и работы региональной власти – исполнительной, законодательной, органов местного самоуправления.

Называется он «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» и разработан на основе обновленной в прошлом году Конституции. Документ снимает запрет для губернаторов избираться более чем на два срока подряд и вводит для них единый пятилетний срок полномочий.

Также будущий закон расширяет основания для отставки руководителей регионов в связи с утратой доверия президента страны. И наконец, главам субъектов будет запрещено называться «президентами» – на сегодня только Татарстан сохранил президентский статус в наименовании высшего должностного лица.

Константин Ижболдин