Удаленная работа, закрытые заводы, магазины, гостиницы, рестораны и кинотеатры, отсутствие авиасообщения и прочие малоприятные обстоятельства логичным образом привели к сокращению или как минимум снижению темпов роста национальных экономик.
Тем не менее в 2020 году мировые военные расходы достигли очередных рекордных показателей.
Сохраняя спокойствие: военные расходы России остаются стабильными на фоне мирового роста
В феврале 2021 года британский Международный институт стратегических исследований (IISS) подготовил анализ оборонных бюджетов различных стран, в соответствии с которым в 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса и сопутствующий экономический спад (мировой ВВП снизился на рекордные 4,4%), мировые военные расходы достигли 1,8 трлн долларов и увеличились на 3,9% по сравнению с 2019 годом. Собственно, за две трети данного увеличения ответственны две страны – США и Китай.
США неизменно остаются мировым лидером по военным расходам c астрономическим оборонным бюджетом в размере 684,6 млрд долларов.
Согласно статистике, состав группы стран, обладающих наибольшими военными расходами, в 2020 году в целом не изменился. Лишь Саудовская Аравия уступила место в пятерке лидеров Великобритании.
На США приходится 40,3% мировых военных расходов, что отражает намерение американской администрации усердно защищать планируемое процветание и восстанавливать «место страны в мире».
Более того, дальнейшее увеличение финансирования программ Минобороны США уже запланировано, и на это никак не повлияла замена президента Дональда Трампа на президента Джо Байдена.
Как отметил министр обороны США Ллойд Остин, стране необходимы дополнительные возможности для противодействия продолжающейся угрозе со стороны Китайской Народной Республики, противостояния разрушительным последствиям изменения климата для военной инфраструктуры и сложным угрозам завтрашнего дня. Российская Федерация и Китай определены источниками наиболее значительной угрозы.
Соответственно, на период до 2022 года основные инвестиционные программы Пентагона обеспечат модернизацию ядерных сил, систем противоракетной обороны, создание особо дальнобойных артиллерийских систем, повышение летальности ВВС и ВМС, развитие сферы киберопераций.
Основная принципиальная цель не изменилась – США должны остаться превосходящей военной силой в мире, обеспечивать прогресс и такой международный порядок, который в наибольшей степени способствует американской безопасности и процветанию.
На долю Китая пришлось 10,6% всех военных расходов в мире и 25% – на азиатском континенте. При этом рост военных расходов Китая в 2020 году превысил совокупный рост ассигнований на вооружения всех других стран Азии.
Оборонный бюджет данной страны вырос в 10 раз за период с 1994 года. Западные аналитики подчеркивают военную экспансию Китая и особенно – значительное усиление его военно-морского флота.
В 2020 году общий объем европейских расходов на оборону вырос на 2%.
Европейские члены НАТО также продолжили увеличивать военные расходы, что с 2014 года стало тенденцией.
Формально члены альянса должны тратить на оборону не менее 2% от своего валового внутреннего продукта (ВВП). В 2014 году этого показателя достигли только четыре участника НАТО из двадцати восьми, в 2018 году – пять, в 2019-м – стразу десять, а в 2020-м – двенадцать. При этом почти все члены Североатлантического альянса перевыполнили объем трат на вооружение.
В Восточной Европе наибольшие суммы на военные нужды выделили Украина, Польша, Болгария, Латвия и Литва.
Российские военные расходы сокращаются уже два года подряд, причем, по информации IISS, фактическая сумма оказалась даже ниже первоначально запланированной.
Тем не менее Россия фактически тратит на армию больше, чем подавляющее большинство стран Европы.
Расходы – в доходы: «серебряная медаль» по экспорту оружия
Хотя масштаб торговли вооружениями остается близким к самому высокому уровню со времен окончания холодной войны, период быстрого наращивания поставок, возможно, завершился.
В ежегодном докладе Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI) отмечается, что впервые с 2001- 2005 годов продажи не увеличились.
Объем международной торговли вооружением в 2016-2020 годах был на 0,5% ниже, чем в 2011-2015 годах, хотя и на 12% выше, чем в 2006-2010 годах.
В число лидеров по объемам экспорта оружия вошли США, Россия, Франция, Германия и Китай. В совокупности на них приходилось 76% всего экспорта основных вооружений.
За период с 2016 по 2020 год существенное увеличение поставок тремя из пяти крупнейших экспортеров оружия – США, Францией и Германией – было в значительной степени компенсировано сокращением российского и китайского экспорта вооружений. Увеличились поставки на Ближний Восток (25%), в Европу (12%) и снизились – в Африку (13%), в обе Америки (43%), Азию и Океанию (8,3%).
Экспорт вооружений США увеличился на 15%, при этом его доля в мировой торговле оружием выросла с 32% в период 2011-2015 до 37% в 2016-2020.
США поставили оружие 96 странам мира, что значительно больше, чем любой другой поставщик. В 2016-2020 гг. объем экспортных поставок вооружений из США был на 85% выше, чем из России.
Почти половина (47%) американского экспорта в 2016-2020 гг. приходилась на страны Ближнего Востока, в т.ч. 24% – на Саудовскую Аравию (КСА). Наибольший рост обеспечили три конкретных государства данного региона: Израиль (335%), Катар (208%). Саудовская Аравия (175%). Кроме того, 9,4% поставок пришлось на Австралию, 6,7% – на Южную Корею.
В рассматриваемом периоде отмечены и заметные снижения продаж США по отдельным направлениям. На 36% снизили закупки ОАЭ, и на 81% – Турция. При этом Турция опустилась с третьего места в списке крупнейших покупателей американского оружия на девятнадцатое. В части Турции резкое снижение обусловлено, прежде всего, остановкой поставок самолетов после приобретения Турцией российского комплекса С-400.
Россия сохранила второе место среди крупнейших экспортеров вооружений и военной техники, несмотря на многочисленные прогнозы всевозможных экспертов о его скорой утрате.
Однако, по утверждению SIPRI, продажи российской продукции военного назначения за 2016-2020 годы действительно уменьшились на 22% по сравнению с периодом 2011-2015, в который доля российских оружейников на мировом рынке достигала 26%.
Более того, отчеты института указывают на снижение российских продаж в течение трех лет подряд (с 2018 года), обозначая в качестве основной причины падение отгрузок в Индию (на 53%), которые не удалось компенсировать ростом экспорта в Китай (на 49%), Алжир (на 49%) и Египет (на 430%).
Информация SIPRI расходится с российскими официальными данными, которые, хотя и не настаивают на росте объемов продаж по линии военно-технического сотрудничества (ВТС), но упорно подтверждают стабильный экспорт продукции военного назначения на уровне около 15 млрд долларов в год в течение последних 5 лет (в 2019 году – 15,2 млрд долларов).
В феврале 2021 года генеральный директор АО «Рособоронэкспорт» Александр Михеев, накануне оружейной выставки IDEX 2021 в Абу-Даби сообщил о реализации в 2020 году оружия на уровне 2019 года.
А уже в июне в ходе встречи с Президентом России Владимиром Путиным ту же статистику привел директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев.
Руководитель ФСВТС проинформировал главу государства: «Мы выполнили, самое главное, показатели прошлого года. У нас объем более 15 млрд долларов – 102 процента от намеченных показателей. И портфель заказов, что очень важно, сохранился на уровне более 50 млрд долларов. Это один из главных показателей, которые дают уверенность в будущем и нашим предприятиям, и всей системе ВТС» (информация пресс-службы Кремля).
Из заявленного объема на долю «Рособоронэкспорта» приходится порядка 13 млрд долларов, а остальные 2 млрд относятся к предприятиям ВПК, имеющим право самостоятельного выхода на мировой оружейный рынок с сервисными услугами, ремонтом и запчастями.
Продавая оружие – приобретаешь друзей. У врагов – оружие свое
По данным ФСВТС, в 2020 году 51 страна стала заказчиком российской военной продукции, а соответствующие отношения поддерживаются более чем со 100 государствами (для сравнения – согласно отчету SIPRI, Россия экспортировала оружие в 45 стран за период 2016-2020).
В структуре экспорта традиционно высокая доля приходится на авиацию. Отмечен рост экспорта техники ПВО – в основном за счет реализованных поставок систем С-400 по ранее заключенным контрактам.
География поставок остается стабильной.
Необходимо отметить, что российские официальные источники предоставили крайне мало информации об итогах ВТС РФ за 2020 год. Данную ситуацию директор ФСВТС Д. Шугаев частично объяснил учетом интересов партнеров, которые сталкиваются с беспрецедентным давлением и серьезным прессингом, а также словами «военно-техническое сотрудничество иногда любит и тишину».
В связи с этим дальнейший анализ осуществляется на основе данных SIPRI.
56% экспорта пришлось на основных партнеров – Индию (23%), Китай (18%) и Алжир (15%).
В 2016-2020 годах по сравнению с периодом 2011-2015 продажи российского вооружения на Ближний Восток выросли на 64%, в Африку – на 23%, в Азию и Океанию снизились на 36%.
При этом Дели последовательно снижает зависимость от российских поставок в силу принятых политических решений. Тем не менее и в 2020 году Индия не поддалась на санкционные угрозы США и подписала контракты на поставки российских самолетов и других видов оборонной продукции.
Российская техника составила 69% от общего импорта вооружений Алжира, закупавшего боевые самолеты, вертолеты и подводные лодки.
Китай в последние годы закупал в России системы ПВО, боевые самолеты и двигатели к ним. Российские поставки обеспечили 77% китайского импорта вооружений и военной техники. Однако есть вероятность, что цифры будут снижаться по мере того как китайская промышленность продолжит осваивать производство новых видов вооружений.
Египет в 2016-2020 годах реализовал контракты на поставку из России боевых самолетов и корабельных вертолетов, при этом поставки по части из подписанных контрактов подлежат осуществлению и в последующих периодах.
В рассматриваемые пять лет Россия была крупнейшим поставщиком вооружений для Вьетнама (66%), Казахстана (89%), Беларуси (99%) и Анголы (64%).
Второе место российские оружейники заняли в торговле с Пакистаном (6,6%), Ираком (34%), Республикой Бангладеш (16%) и Азербайджаном (17%).
Отмечается увеличение доли российского экспорта продукции военного назначения в закупках ОАЭ (4,7%) и Мьянмы (15%).
Поставки российского оружия составили 94% оборонного импорта Армении, закупавшей системы ПВО, боевые самолеты и артиллерию.
Из-за пандемии коронавируса в мире резко сократились контакты между производителями и потенциальными покупателями российской военной продукции, и эти трудности сохранялись и в начале 2021 года. Однако, как отдельно отмечает ФСВТС России, в 2020 году все обязательства по поставкам выполнены в полном объеме, и предпосылки к каким-либо срывам контрактов в будущем также отсутствуют.
Хотя в большинстве регионов мира Россия сталкивается с сильной конкуренцией со стороны Соединенных Штатов, в последнее время РФ заключила новые крупные сделки с несколькими странами, и в ближайшие годы экспорт продукции военного назначения, возможно, постепенно возобновит свой рост.
Тем не менее экономические последствия пандемии заставили целый ряд стран перераспределить структуру бюджетных расходов и отложить планы по закупке новых вооружений. Соответственно, данное обстоятельство оказало прямое влияние на развитие военно-промышленного комплекса стран-поставщиков.
Ближайшие конкуренты сокращают разрыв
Третье место в мире по объемам продаж оружия заняла Франция, нарастившая объем продаж в 2016-2020 годах на 44%. По сравнению с предыдущим пятилетним периодом французские поставки увеличились более чем на 70%.
Из 69 стран-покупателей всего на три – Индию, Египет и Катар – пришлось 59% французского оружейного экспорта. На поставки самолетов приходится 45% продаж, на поставки кораблей – 17%.
Германия занимает четвертое место среди крупнейших мировых поставщиков оружия. За последние 10 лет страна увеличила экспорт вооружений на 21%, а среди основных клиентов – Южная Корея, Алжир и Египет. На поставки подводных лодок приходится 46% немецкого экспорта, на поставки бронетехники – 15%.
Согласно докладу SIPRI, по итогам 2020 года в список десяти крупнейших экспортеров оружия, помимо стран Европы и США, вошли Китай, Израиль и Южная Корея.
Несмотря на снижение темпов роста китайского экспорта, Китай остается пятым крупнейшим экспортером оружия, а число получателей китайской продукции возросло с 40 в 2010-2014 до 51 в 2016- 2020 годах.
После взрывного роста на 77% в период между 2006-2010 и 2011-2015 годами продажи китайского оружия снизились на 7,8% к 2016-2020.
Основным покупателем является Пакистан, на который приходится 38% всех продаж ПВН Китая.
КНР предпринимает значительные усилия для выхода на рынки стран Ближнего Востока, которые, в отличие от ряда других импортеров, не склонны ограничивать сотрудничество по каким-либо политическим причинам. Тем не менее пока эффект от таких усилий достаточно ограничен, и доля китайских продаж в страны региона не превышает 7%.
По данным SIPRI, оружие закупают 164 государства, из которых на пять – Саудовскую Аравию, Индию, Египет, Австралию и Китай – приходится 36% всего мирового объема импорта ПВН. Из обозначенных стран только Египет ранее входил в число пяти крупнейших импортеров оружия в период 2011-2015.
На региональном уровне импорт вооружений в страны Азии и Океании составил 42% от мирового объема, Ближнего Востока – 33%, Европы – 12%, Африки – 7,3%, Северной и Южной Америки – 5,4%.
В 2016-2020 годах объем импорта оружия государствами Ближнего Востока увеличился на 25% по сравнению с предыдущим пятилетним периодом. На Ближнем Востоке находятся 4 из 10 ведущих мировых импортеров оружия: Саудовская Аравия, Египет, Катар и ОАЭ. Данная статистика отражает стратегическую конкуренции в регионе Персидского залива.
52% поставок продукции военного назначения в регион приходятся на США, 13% – на Россию, 12% – на Францию.
Саудовская Аравия значительно усилила свои возможности по нанесению ударов с больших дистанций, закупив самолеты в США и Великобритании, фрегаты в США и Испании, а также системы ПВО в США.
Катар также существенно увеличил свои вооруженные силы, получив самолеты из Франции и системы ПВО из США.
ОАЭ в рассматриваемый период снизили импорт оружия на 37%, но уже подписали несколько контрактов, в том числе на поставку американских истребителей-бомбардировщиков F-35, что свидетельствует о намерении наращивать закупки в больших объемах.
Египет, соперничающий с Турцией в освоении углеводородных ресурсов в во - сточном Средиземноморье, инвестировал значительные средства в укрепление военно-морского флота.
В 2016-2020 годах импорт в страны Азии и Океании сократился на 8,3%. Крупнейшие импортеры оружия региона – Индия, Австралия, Китай, Южная Корея и Пакистан.
Индия, второй крупнейший импортер оружия в мире, снизила закупки на 33%, что привело к уменьшению доли российских контрактов с 70% до 49%. Основной причиной снижения является попытка уменьшения зависимости от России, диверсификация контрагентов и развитие собственного военно-промышленного комплекса. Другими основными поставщиками ПВН для Индии являются Франция, Израиль и США.
Страны Африки снизили закупки на 13%. Лидирующие позиции занимают Алжир, Марокко и Ангола.
Европа увеличила импорт вооружений на 12%. При этом Западная Европа увеличила закупки на 22%, что частично объясняется восстановлением экономики после мирового кризиса 2009 года, а в большей степени – антироссийской риторикой и российской же угрозой.
«Пушки вместо масла!» Доля расходов на вооружение растет на фоне падения мирового ВВП
В целом, по данным SIPRI, из-за экономических последствий пандемии коронавируса мировой ВВП за 2020 год сократился на 4,4%. В результате доля мировых военных расходов в мировом ВВП достигла 2,4% в 2020 году по сравнению с 2,2% в 2019 году. Данный рост является самым большим в годовом исчислении со времен мирового финансово-экономического кризиса 2009 года.
Упомянутое выше небольшое снижение объема международной торговли вооружением в 2016-2020 годах (на 0,5%) в значительной степени вызвано именно итогами 2020 года, в течение которого стоимость подписанных контрактов составила лишь 84% от значений 2019 года. Частично данный факт обусловлен COVID-2019, нарушившим производственные планы компаний и графики поставок. Однако нельзя исключать и влияние некоторых других факторов, включая национальные циклы закупок, а также постепенно изменяющиеся отношения между поставщиками и покупателями.
В любом случае падение темпов развития мировой экономики неминуемо влечет сокращение военных расходов и продаж. Ограничение бюджетов влечет перенос сроков платежей и поставок по подписанным контрактам. Сокращение международных перевозок увеличивает стоимость доставки, а также сроков доставки, особенно мелких партий. Введенные ограничения осложняют обслуживание техники, ремонты, оказание других услуг.
К сожалению, среди пострадавших стран оказались и основные партнеры России в сфере военно-технического сотрудничества – Алжир, Египет, Индия, Китай.
Тем не менее интерес к российскому оружию у иностранных заказчиков присутствует и проявляется к широкому перечню образцов вооружения, начиная со стрелкового оружия и заканчивая авиационной техникой, средствами ПВО, РЭБ, ударными ракетными комплексами, военно-морской техникой и другими видами вооружения.
Поэтому в условиях повышения уровня глобальной конкуренции, санкций и эпидемиологических ограничений необходимо максимально использовать конкурентные преимущества России, в том числе репутацию надежного, предсказуемого партнера.
Андрей Барышников
При подготовке статьи использованы материалы сайтов: www.iiss.org, www.sipri.org, www.dfnc. ru, www.ria.ru, www.armstrade.org, www. fsvts.gov.ru, www.rbc.ru, www.lenta.ru, www. ihs.com, www.tass.ru, www.gazeta.ru, www. kommersant.ru