Старт РН «Ангара-А5»
Первое громкое имя в этой программе – Луна. Освоение спутника Земли должно пройти в три этапа. На первом из них состоится беспилотный облет Луны космическим кораблем «Орел» (или его уменьшенной версией – «Орленком») и ее исследование автоматическими станциями. На втором – ставится задача к 2026 году создать станцию на лунной орбите, к 2026 году осуществить пилотируемые облеты и в 2030-35 годах высадиться на поверхность. Цель третьего этапа заключается в создании к 2050 году обитаемой лунной базы.
Многие задачи первого этапа могут быть выполнены при использовании ракетоносителя «Ангара-А5». Она совершила свой первый успешный полет еще в 2014 году, т. е. это полностью проработанное изделие. Второй пуск – 14 декабря 2020 года – показал, что «Ангара-А5» по параметрам точности выведения груза и грузоподъемности перевыполнила требования, заданные Минобороны. Однако для обеспечения вывода космического комплекса «Орел» даже на орбиту Земли требуется модернизация. Модернизированный корабль должен отправиться в полет в 2024 году. Он должна получить новые, более мощные двигатели. Серийное производство запланировано на 2023 год.
Некоторые сложности с использованием ракетоносителя класса «Ангара-А5» при реализации лунной программы обусловлены тем, что изначально эта ракета предназначалась для освоения околоземного пространства (должна была прийти на смену «Протонам»). Для полетов к Луне создается ракетоноситель сверхтяжелого класса «Енисей». В конце марта был успешно завершен цикл огневых испытаний основного двигателя российского супертяжа. Это беспрецедентное достижение российской космической отрасли. Во-первых, удалось улучшить никем в мире не превзойденный по мощности двигатель. Во-вторых – его производство полностью локализовано на территории Российской Федерации. Новый двигатель имеет тягу 806 тс при собственной массе 9,3 т и обладает возможностью многоразового использования. Ракетоноситель «Енисей» будет оснащен 7 такими двигателями.
Старт РН «Ангара-А5»
В любом случае можно сказать, что путь к Луне уже в ближайшем будущем вполне под силу российской научно-космической мысли и промышленности, и споры ведутся только о том, как лучше пройти этот путь.
Что касается самого космического корабля «Орел», то сложности с его разработкой во многом связаны со стремлением создать «универсального бойца», способного с одинаковым успехом работать как на околоземной, так и на лунных орбитах, как автономно, так и в составе орбитальных станций. В настоящий момент облик этого корабля практически полностью сформирован, а первый пуск назначен на 2023 г. «Орел» будет способен к автономному полету продолжительностью в 30 дней (в составе станции срок работы увеличивается до года). По сравнению с предыдущим поколением на новом космическом корабле будут усовершенствованы все бортовые системы, в первую очередь – системы жизнеобеспечения.
Однако мало создать тяжелые и сверхтяжелые ракетоносители и безопасные космические корабли. Нужно еще и подготовить для них необходимую наземную инфраструктуру. Сегодня ракетоносители тяжелого класса стартуют с космодрома «Плесецк», который в силу своего географического положения не оптимален для вывода космических аппаратов на орбиту. Поэтому ведется строительство второй очереди космодрома – специально для корабля «Ангара-А5».
Сегодня Россия имеет достаточный задел для своевременного осуществления 1-го и 2-го этапов лунного проекта. Что касается 3-го этапа – создания полноценной посещаемой лунной базы, его завершение ожидается к 2050 году. Один из проектов будущей лунной базы, разработанный структурами Роскосмоса, предполагает создание заглубленного в грунт сооружения, оснащенного атомной электростанцией. На базе смогут одновременно жить 50 человек.
За Луной наступает очередь Марса. Этот проект пока не имеет точных дат, но уже официально прописан в планах Роскосмоса. В частности, планируется доставка на Землю грунта с Марса и его спутника – Фобоса. Для этого потребуется доставить ракету на Марс и уже с него запустить ее в обратный полет. Для полетов к Марсу проектируется ракетоноситель «Дон», вдвое большей мощности, чем «Енисей». От Марса уже не так далеко и до Солнца. В дальних планах – выведение на околосолнечную орбиту искусственных спутников для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды.
Прототип КК «Орел»
Помимо «дальней космической разведки», российская программа предусматривает и дальнейшее освоение околоземного пространства. К 2030 году предполагается создание, а после 2030 года – переход к преимущественному использованию крупных спутников и межорбитальных буксиров.
В целом, можно отметить, что человечество все более уверенно чувствует себя в ближнем космосе и все дальше заглядывает в его глубь. И одним из ключевых факторов этой уверенности является российская космическая программа.
Разумеется, она требует и существенных финансовых затрат. Так, стоимость одного пуска РН «Ангара-А5» составляет 3 млрд руб. Строительство только одного стартового стола для этого ракетоносителя оценивается в 37 млрд руб. (сопутствующее оборудование – еще 27 млрд руб.). Десятилетняя «Программа создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса» – 1,5 трлн руб. Проект создания лунной базы оценивается в 30 трлн руб. Для таких средств необходимы совершенные инструменты управления финансами.
Обслуживанием контрактно-договорной работы предприятий ракетнокосмической отрасли занимается АО «Роскосмосбанк». В декабре 2020 года банк приобрел ПСБ – опорный банк ОПК России. Процесс интеграции кредитных организаций завершится в мае 2021 года. В результате объединения ПСБ станет банком-партнером ракетно-космической отрасли.
Узлы и приборы для ракетоносителей, космических кораблей и аппаратов создают сотни и тысячи предприятий в десятках регионов России. Так, предприятия Удмуртии производят сложнейшие системы космического назначения. В их числе – бортовые и наземные радиотехнические комплексы, бортовые системы телеметрии, управления, контроля и связи, робототехника, навигационные системы и гироскопические приборы нового поколения.
Вновь, как и 60 лет назад, космическая программа объединяет всю страну. И практическая отдача от космической отрасли весьма велика – сегодня мы пользуемся ее достижениями, даже порой не задумываясь о том, что многие удобства и возможности современной жизни появились благодаря освоению космического пространства. Но, разумеется, прагматические соображения не могут лежать в основе великих открытий и достижений. В их основе всегда лежит стремление к познанию и покорению мира. Стремление, без которого человечество не сможет остаться самим собой.
Материал подготовлен при участии ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ) – опорного банка оборонно-промышленного комплекса России.
Андрей Солдаткин