Слабые места
- Что для бизнеса показал короновирусный кризис? На мой взгляд, сегодняшний кризис оголил два узких места современных бизнесов. Первое – это отсутствие финансового планирования на предприятиях. Сколько бы раз ни говорилось о том, чтобы создавались фонды или как минимум подушки безопасности, бизнес до сегодняшней ситуации этого не понимал. Я боюсь, что и сейчас не понимает. И не сделает определенных выводов. Я еще могу понять тех собственников, которые направляли всю прибыль на развитие. Но мы четко должны понимать, что сначала формируем подушку, а все что сверх нее, направляем на развитие.
Величина подушки формируется суммой необходимых затрат помноженной на время, которое может продлиться форс-мажор. Это правило работает как на бюджет предприятий, так и на семейные бюджеты.
Второе слабое место – это система заработных плат. Правильное построение системы «мотивации» дало собственникам возможность не нести дополнительных затрат в период самоизоляции и связанных с ней проблем. А вот кто не желал этого услышать, хотя эта тема озвучена всевозможными консультантами и по разным каналам, повстречались с головной болью.
Моя рекомендация системы начисления заработных плат: минимальный оклад + проценты от личных достижений + проценты от командного результата. И еще два совета – не мудрите, и не отдавайте систему мотивации вашему HR. У отдела HR другие ключевые показатели.
Что делать в данный момент времени?
- Все решения должны приниматься исходя из бизнес-логики. Первое, что вы должны сделать – это взять контроль над всеми процессами в свои руки на время форс-мажоров.
Соберите наконец-то статистику. На моей практике 70% малого и среднего бизнеса имеют статистику только по доходной части, а у некоторых и этой информации нет. Соберите таблицу по месяцам (два-три года) БДДС, как минимум. Исходя из результатов таблицы, начните экономить.
Сократить все затраты, не влияющие на основные процессы, которые генерируют финансы. Если совсем прижало, то сократите фонд заработной платы. Сюда входит и увольнение сотрудников не участвующих или мало участвующих в основном процессе, и сокращение зарплаты на время кризиса. Если развалится ваше предприятие, то сотрудникам придется все равно искать другое рабочее место.
Проведите ряд переговоров и по возможности отложите обязательные платежи. Заморозьте долгосрочные проекты, которые начали до пандемии. Заморозьте или закройте проекты, которые не генерировали прибыль.
Сосредоточьтесь на каналах, продуктах вашего предприятия, которые приносят финансовые потоки. Сохраните бюджеты на рекламу, маркетинг и обучение. Все, что компенсирует государство и подходит вашему предприятию, необходимо освоить.
Чем заняться в данный момент времени, если у вас нет подушки безопасности, и ваше предприятие не попало в списки для начала рабочей деятельности? Осваивать навык поиска корректирующих решений. Это важный навык во время кризиса. Кстати, он постоянно применяется в отделах продаж в обычной жизни. Методологий в интернете достаточно. Выберите ту, которая для вас понятна в применении и результатах или получите консультацию.
Воспользуйтесь бонусами кризиса – много специалистов мы консультируем бесплатно. В числе данных специалистов и я. Вот мои темы для первичной бесплатной консультации:
- Эффективное управление финансами каждый день;
- Эффективный отдел Продаж;
- Успешные сотрудники;
- Как находить корректирующие решения.
Вам необходимо: 1) просто выбрать тему; 2) отправить тему на adshumihin@mail.ru; 3) определиться с видом общения (zoom, WhatsApp, Viber и т.д); 4) запланировать дату и время нашей консультации. Всем удачи!
Контактный тел.: 8-912-851-50-45, adshumihin@mail.ru, adshumihin.ru.