«В 2021 году российский лизинговый бизнес будет догонять рынок кредитования по уровню просрочки. Дефолтность постепенно вызревает, и это будет сказываться на показателях доходности бизнеса лизинговых компаний, которые не создали достаточных резервов в 2020 году. Кроме того, стоимость фондирования резко выросла, и есть опасность попасть в ножницы процентной ставки. В основном лизинговый рынок живет в логике фиксированной ставки для клиентов, поэтому такая ситуация весьма вероятна», - отметил Дмитрий Ивантер.
Сегмента автолизинга данная проблема коснется в наименьшей степени в связи с исходно достаточно высокими ставками и относительно короткими сроками заключения договоров (в среднем дюрация портфеля 1,5-3 года). В корпоративном сегменте целый ряд лизинговых компаний, которые финансировали крупных клиентов по низким фиксированным ставкам на длительный срок при отсутствии таких же дешевых и длинных рыночных пассивов будут нести убытки по таким договорам в 2021 году.
«ВТБ Лизинг перешел с большинством крупных клиентов на лизинговые договоры, в которых платежи привязаны к ключевой ставке ЦБ, чтобы снизить эти риски в своем портфеле. Мы фиксируем в договоре правила пересчета графика платежей, их можно разделить на два класса. В одной категории идет полная привязка к движению ключевой ставки, и на периодической основе с изменением ключевой ставки этот график автоматически пересчитывается и направляется клиенту. В другой логике есть определенные триггеры, например, если ключевая ставка выросла или упала на определенную величину, то в момент, когда это происходит, стороны могут использовать право на пересчет лизинговых платежей. Мы считаем, что это действенный механизм митигации процентного риска для обоих участников сделки», - рассказал Дмитрий Ивантер.
На правах рекламы