Здесь изменения не ограничились только закупкой новой аппаратуры, а действительно затронули все сферы работы больницы и, что еще более важно, позволили уже сегодня достичь наглядных результатов, в частности, роста показателей по выявлению онкозаболеваний на ранней стадии. Мы беседуем с главным врачом Республиканского онкологического диспансера Степаном Ронзиным.
– Степан Андреевич, ваша больница по уровню оснащенности и классу имеющейся медицинской техники сегодня занимает лидирующие позиции на уровне ПФО, а ряд приобретенных аппаратов являются уникальными даже по общероссийским и мировым стандартам. Расскажите, что это за оборудование и за счет каких финансовых средств это стало возможным?
– В последние несколько лет мы получаем очень серьезное финансирование в рамках национального проекта для переоснащения нашего Республиканского онкологического диспансера. Так, в 2020 году по нацпроекту на эти цели нам было выделено почти 490 млн рублей, и за счет этих средств больница приобрела 69 единиц техники, причем речь идет о закрытии ключевых позиций. В том числе арсенал больницы пополнили два новейших линейных ускорителя, и уже в прошлом году мы их запустили в работу. Теперь наша клиника располагает четырьмя такими установками, что значительно расширило наши возможности для помощи пациентам. Кроме того, мы полностью обновили оснащение наших операционных, включая эндоскопическое и наркозно-дыхательное оборудование.
В 2021 году нам поступило финансирование в размере 195 млн рублей, и мы закупили еще 10 единиц медицинского оборудования, в том числе современную и технологически более совершенную установку МРТ. А для ее размещения совместно с Правительством Удмуртии было принято решение расширить клинику и открыть в новом корпусе диагностический центр. Все решалось очень оперативно. В начале этого года на улице Ленина было построено новое здание, соединенное переходом с основным корпусом нашей поликлиники. А на сегодня уже активно ведутся исследования пациентов на новом МРТ.
Но это не единственный проект, который нам удалось реализовать в прошлом году. За счет выделенных средств мы также смогли воплотить в жизнь идею интегрированной операционной. Ее специфика в том, что она оснащена по последнему слову техники и позволяет передавать информацию в режиме онлайн, чтобы наши практикующие хирурги и профессора, даже находясь на другом конце страны или мира, могли спокойно участвовать в операции в качестве консультантов. Оборудование способно передавать изображение высокой четкости – 4К. Дополнительным преимуществом стала возможность визуализации внутренних органов пациента и очага заболевания в 3D. Такие нововведения значительно упростили работу и повысили точность манипуляций хирурга при проведении ряда операций. Отмечу, что операционные такого уровня оснащенности в ПФО сегодня есть только у нас и в Татарстане.
На 2022 год в рамках нацпроекта запланировано поступление порядка 265 млн рублей, благодаря чему мы сможем приобрести еще 22 единицы техники. Мы продолжаем обновление парка тяжелого диагностического оборудования. Все позиции законтрактованы, и первые аппараты уже начали поступать к нам, а до конца года все они должны быть введены в эксплуатацию.
Среди пополнений будут современные компьютерный томограф и аппарат УЗИ экспертного класса, под их размещение мы заранее предусмотрели помещения в нашем новом диагностическом центре. До конца года мы также приобретем современный маммограф, несколько УЗИ-аппаратов и три новых рентгендиагностических комплекса – два из них поступят в отделение на ул. Труда, один – в помещение на Ленина. Кроме того, за счет выделенных средств также получится обновить операционные столы. Это тоже важное приобретение, поскольку речь идет об оптимизации и повышении удобства работы наших специалистов во время проведения операций.
– Предположу, что работа по переоснащению вашей клиники ведется не только в рамках национального проекта «Здравоохранение».
– Да, безусловно. Например, благодаря средствам ОМС в этом году к нам в реанимационное отделение поступило 14 новых кроватей. Они представляют собой многофункциональные, многосекционные модели с электроприводом и позволяют менять положение человека в зависимости от его состояния и процедурной необходимости. Это крайне важно для выхаживания реанимационных пациентов. Такие модели – это уже стандарт оснащенности современной клиники, мы о них мечтали давно, и я со своей стороны пообещал сотрудникам, что мы найдем необходимые средства. У нас получилось сделать это уже в этом году, хотя общая стоимость обновления коечного фонда составила внушительные 3,5 млн рублей.
За последние 1,5 года мы также сделали еще один очень важный шаг в плане повышения комфорта пациентов и врачей – теперь все наши операционные оснащены системами кондиционирования. Что же касается текущих и капитальных ремонтов помещений, благоустройства территории, то они ведутся у нас непрерывно, на постоянной основе. На сегодня нам удалось практически полностью обновить все наши корпуса.
Особо отмечу и одну из наших инициатив. Это введение для всех наших подразделений брендовой одежды со специально разработанным логотипом больницы. Я считаю, что в плане корпоративной культуры государственные клиники не могут позволить себе отставать от частных фирм. Брендированная одежда – это не только внешний имидж, но и рост доверия пациентов и ответственности врача. А мой личный опыт подтверждает еще и то, что фирменная одежда однозначно положительно сказывается на качестве медицинских услуг.
– Многое из перечисленного оборудования, поступившего в Республиканский онкологический диспансер по нацпроекту, – это наиболее современные аппараты высокого класса. Доступно ли оно для всех пациентов клиники, и как решался вопрос подготовки специалистов для работы на нем?
– Все перечисленное оборудование доступно для всех пациентов клиники. Абсолютно никаких ограничений, оно и расположено в общих помещениях больницы. То есть любой пациент из любого уголка республики может рассчитывать на наиболее современную медицинскую помощь при лечении у нас.
Что касается подготовки наших специалистов, то процедура закупа небыстрая, и мы стараемся использовать это время максимально рационально. То есть уже на момент заключения контрактов врачи и медперсонал клиники владеют дополнительными компетенциями, необходимыми для работы на новом оборудовании. Таким образом, при поступлении того или иного нового аппарата в больницу речь идет просто о его пусконаладке, а готовые специалисты для работы с ним у нас уже есть. Поэтому работать на нем начинаем практически сразу после ввода в эксплуатацию.
– Модернизация клиники не единственное направление вашей работы. На базе Республиканского онкологического диспансера не так давно стартовала масштабная программа «Онкодесант», призванная кардинально изменить ситуацию с онкологическими заболеваниями в республике. Расскажите подробнее о данном проекте и его первых итогах.
– Это серьезнейший проект, необходимость которого уже давно назрела. «Онкодесант» представляет собой группу специалистов нашей клиники, которые выезжают в населенные пункты республики и на бесплатной основе проводят комплексное обследование населения для выявления онкологических заболеваний на ранних стадиях. На уровне первичных медицинских организаций заранее готовятся пациенты с возможным подозрением на онкологию, и целый день в непрерывном режиме нашими специалистами ведется прием. Объемы работы огромные. Только на этот год запланировано 30 «онкодесантов». А параллельно с этим действует и проект «онкопатруль», когда выезд осуществляется силами нескольких специалистов. Дополнительно к этому мы увеличили количество «дней открытых дверей» и расширили работу с крупными предприятиями республики, выявляя подозрения на заболевания непосредственно на месте работы сотрудников.
Комплекс мер по повышению доступности исследований у врача-онколога для населения в совокупности дал ощутимые результаты. По всем показателям нацпроекта в направлении онкологии мы смогли переломить отрицательную динамику и выйти на положительную. По двум критериям республика уже достигла запланированных на 2024 год результатов. А здесь даже рост на два-три процента – это сотни и сотни жизней.
На сегодня мы выявляем онкологию уже на ранней стадии в 56,49 процента случаев, что максимально повышает шансы успешного излечения пациента. А вот на поздних стадиях онкологических заболеваний даже с самым современным оборудованием ни один врач не может гарантировать успех. Именно поэтому профилактика и массовая диагностика населения в нашей профессии имеют определяющее значение.
– Степан Андреевич, за 1,5 года, что вы руководите Республиканским клиническим онкологическим диспансером, в клинике произошли колоссальные изменения. Как вам удалось достичь наглядных результатов за столь короткий срок?
– Свою главную заслугу я вижу в том, что собрал под своим началом высококлассных управленцев, которые готовы предлагать рабочие креативные идеи в условиях ограниченных ресурсов. Нужно отдать должное и всем специалистам нашей больницы – это профессионалы высокого уровня, мы работаем сообща, все понимают важность и необходимость дальнейшего развития клиники и готовы прикладывать для этого максимальные усилия, включая непрерывное повышение собственных компетенций.
И конечно, все изменения стали возможны потому, что в республике сейчас созданы действительно благоприятные условия для модернизации отрасли. Мы работаем в единой команде с Правительством УР, находим взаимопонимание и поддержку и на уровне министерства, и в лице зампреда Эльвиры Пинчук и, конечно, главы республики Александра Бречалова. Мы надеемся и дальше продолжать работу в таком же интенсивном, слаженном режиме. Поскольку в конечном итоге от этого зависит комфорт наших пациентов и здоровье всех жителей Удмуртии.
Дмитрий Горбунов