Ключевой метод диагностики и лечения
Одной из главных задач национального проекта «Здравоохранение» является повышение продолжительности жизни и укрепление здоровья населения. А достижение положительной динамики здесь возможно только при условии высокой квалификации и профессионализма врачебного персонала и оснащении больниц современным оборудованием. Особенно это актуально для государственных медучреждений, которые принимают основной поток пациентов и берутся за лечение наиболее сложных, в том числе онкологических, заболеваний. Благо, медицина как набор методов и средств диагностики, лечения и реабилитации пациентов в Удмуртской Республике стоит на высоте, а по ряду позиций приближается к лучшим отечественным образцам. Оснащение и работа эндоскопического отделения ижевской ГКБ №8 – убедительное тому доказательство.

Главврач ГКБ № 8 Валерий Ватулин, врач-хирург высшей квалификационной категории, к.м.н.:

– Мы основательно занялись эндоскопическим отделением в 2018 году, понимая, что эндоскопия – это ключевое направление в диагностике и лечении широкого круга заболеваний. Начиная от хирургических состояний и заканчивая онкологией. Именно ей сейчас уделяется особое внимание, поскольку онкологические заболевания – это вторая по частоте причина раннего ухода людей из жизни. Своевременная диагностика онкологических состояний помогает нам либо навсегда избавить человека от опасной болезни, либо существенно (часто – на десятилетия) увеличить продолжительность его жизни.

Один из самых наглядных примеров – злокачественные новообразования кишечника, которые составляют значительную часть онкологических состояний.

Здесь золотым стандартом диагностики как раз и является видеоколоноскопия. Кроме того, рак толстой кишки – один из самых предотвращаемых видов рака. Чтобы он не возник, достаточно с определенного возраста и с определенным интервалом выполнять колоноскопию. В этом случае можно увидеть заболевания, которые предшествуют возникновению онкологии, купировать их и предотвратить возникновение грозного заболевания. Развивая эндоскопическое отделение, мы стремимся максимально качественно и в максимально полном объеме помогать нашим пациентам. Без полноценно функционирующей эндоскопической службы это невозможно.

ГКБ № 8 оказывает хирургическую помощь большому количеству плановых пациентов, и 7-8 раз в месяц мы дежурим по городу. В эти дни задействовано и эндоскопическое отделение, потому что среди экстренных пациентов часто попадаются люди с кровотечением желудочно-кишечного тракта, которое нужно выявить и срочно остановить. И тут возникает альтернатива – либо проводить большую полостную операцию, либо в эндоскопическом отделении малоинвазивными средствами купировать данное состояние, допустим, легировать варикозную вену или наложить клипсу на кровоточащий сосуд. И этот путь для пациента наименее опасен и травматичен, а для врача – наименее трудоемкий и сложный по сравнению с большой операцией. Это же касается и весьма распространенной желчнокаменной болезни. До появления эндоскопии удаление камней из желчных протоков было неотвратимо связано с большим и травматичным хирургическим вмешательством. Сейчас, чтобы восстановить у пациента отток желчи, достаточно с помощью дуоденоскопа выполнить щадящее эндоскопическое вмешательство.

Заботясь о наших пациентах, мы увеличиваем долю эндоскопических исследований, которые проводятся под общей анестезией. Дело в том, что ряд таких исследований довольно дискомфортен для пациента. Сегодня вполне реально записаться к нам на колоноскопию с использованием анестезиологического пособия, и это исследование будет проведено человеку во сне.

По количеству малоинвазивных вмешательств наше отделение – самое активное в городе. Тем не менее наша первоочередная задача – увеличить количество малоинвазивных исследований и операций. Нам это по силам, и мы принимаем все необходимые организационные меры, чтоб максимально загрузить оборудование и увеличить количество малоинвазивных исследований и вмешательств.

О буднях эндоскопического отделения ГКБ № 8 мы побеседовали с его заведующим Павлом Лебедевым.

«ДК»: Павел Викторович, с вашим приходом в больницу начался взлет эндоскопического отделения.

П.Л.: Этот слишком сильно сказано. Просто в 2018 году меня, врача-эндоскописта ГКБ № 6, пригласил к себе Валерий Валерьевич Ватулин и обрисовал свои планы по развитию отделения. Они совпали с моими представлениями о том, как можно и нужно работать, и я стал единственным врачом и одновременно заведующим отделением. В моем распоряжении были лишь две медсестры. А вот путь за неполные пять лет пройден действительно большой. Сегодня в отделении работают четыре врача, три медсестры, а все наши кабинеты, операционный блок и реанимационное отделение оснащены новейшей эндоскопической аппаратурой лучших мировых производителей. Подчеркну: видеоэндоскопической аппаратурой с высоким разрешением, что позволяет нам отлично видеть на экране компьютера изучаемое пространство организма, точно ставить диагноз и оперировать пациентов с минимальным для них ущербом и дискомфортом. Поле нашей деятельности – желудочно-кишечный тракт. И мы, если коротко, обеспечили полноценную непрерывную работу одного кабинета гастроэндоскопии и двух кабинетов колоноскопии. Получилась совместимая и взаимозаменяемая система, которая резко сократила время на обработку информации и принятие решений.

«ДК»: С какими проблемами вам приходится иметь дело чаще всего?

П.Л.: Из экстренных – с внутренними кровотечениями, которые нужно как можно скорее обнаружить и купировать. А поскольку вариантов причин кровотечения множество, в нашем распоряжении должно быть как минимум три метода эндоскопического гемостаза. В нашем отделении применяются 4 метода: эндоскопические клипсы и лигаторы, инъекторы и специальный раствор «Гемоблок». То есть мы всегда готовы к любому варианту развития событий. Еще одна часто проводимая операция – лигирование варикозного расширения вен пищевода, которое случается при циррозе печени. Такие операции в республике выполняем только мы и врачи РКБ № 1.

У наших эндоскопистов есть своя операционная, где мы удаляем камни из холедоха (патология желчевыводящих путей), доброкачественные новообразования в ЖКТ и извлекаем инородные тела. Это, как правило, экстренные пациенты. Летом – любители шашлыков, в августе – любители абрикосов и персиков. Постоянно извлекаем куриные и рыбьи кости, части зубных протезов. Недавно маркер из желудка доставали.

«ДК»: Планы на будущее есть?

П.Л.: Конечно. Будем развиваться: хотим дополнить колоно- и гастроэндоскопический кабинеты электрохирургическим оборудованием, чтобы увеличить количество пациентов, которым мы можем оказать медицинскую помощь, прежде всего – по удалению доброкачественных образований. Таких пациентов много. Но и сегодня наше отделение лучшее среди эндоскопических отделений городских больниц, и мы не уступаем эндоскопическому отделению флагмана здравоохранения республики – РКБ № 1.

Заведующий кафедрой госпитальной хирургии ИГМА, д.м.н., профессор Б.Б. Капустин.

– Агрессивный хирургический метод лечения сегодня остается ведущим при наиболее распространенных заболеваниях органов брюшной полости. Но развитие диагностической и лечебной эндоскопии позволяет выполнять хирургические операции в щадящем режиме для пациентов, не прибегая к обширным травматичным вмешательствам. Эндоскопическая внутрипросветная хирургия сегодня справедливо вытесняет из арсенала хирурга вмешательства на желчных протоках при желчнокаменной болезни, при злокачественных и доброкачественных заболеваниях желудка и кишечника. А в некоторых ситуациях эндоскопический метод лечения является единственным методом, позволяющим спасти жизнь больного. Если признавать приоритетным направлением профилактическую медицину, то без эндоскопии это невозможно.

Виктор Чулков