«ДК»: Диана Вячеславовна, строго говоря, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), в структуру которого входит ваша медсанчасть, как раз и создано для того, чтобы в случае необходимости эффективно работать в экстремальных условиях.
Д.Ф.: Да, вы совершенно правы. ФМБА, которому 21 августва 2022 года исполняется 75 лет со дня создания, часто называют медицинским спецназом. В сферу его ответственности входит охрана здоровья работников более 700 организаций с особо опасными условиями труда, рисками радиационного, химического и биологического поражения, в том числе подразделений государственных корпораций «Росатом» и «Роскосмос», объектов химической и оборонной промышленности, а также учреждений, в которых хранятся музейные штаммы микроорганизмов и вирусов. О роли и значении этой работы говорит тот факт, что с декабря 2020 года наше агентство находится в прямом подчинении Правительству России.
«ДК» : Очертите зону вашей ответственности.
Д.Ф.: Мы отвечаем в Удмуртии за здоровье и профессиональное долголетие сотрудников 23 предприятий стратегически значимых отраслей (самыми крупными из них являются Чепецкий механический завод и его дочерние структуры) и двух объектов по уничтожению химоружия – в Кизнере и Камбарке. Это та сфера, которую называют «промышленным здравоохранением». Мы оказываем сотрудникам этих предприятий как экстренную помощь, так и плановую, проводим профилактические лечебно-оздоровительные мероприятия и углубленные исследования.
«ДК»: Во время пандемии эту плановую работу пришлось свернуть?
Д.Ф.: Ни в коем случае! Несмотря на пандемию, мы полностью выполнили государственное задание ФМБА на 2021 год и успешно справляемся с госзаданием этого года: проводим периодические, предсменные и послесменные медосмотры, диагностические и лечебные мероприятия. Более того, мы продолжаем участвовать во всех федеральных программах, касающихся диспансеризации, в том числе углубленной, в профилактических осмотрах прикрепленного населения и контингента наших обслуживаемых предприятий. Не прекращали плановую помощь больным кардиологического и онкологического профиля.
«ДК»: То есть ваши сотрудники в эти два года несли на себе двойную ношу – одновременно вели и плановую работу, и боролись с новой коронавирусной инфекцией?
Д.Ф.: На наш медперсонал легла огромная нагрузка по оказанию помощи больным с коронавирусной инфекцией. Мы перестроили работу медсанчасти, перераспределили обязанности среди медработников. Для уменьшения нагрузки, которая обрушилась на терапевтическую службу, привлекли на борьбу с новой коронавирусной инфекцией наших фельдшеров, в том числе из отдаленных подразделений, медработников других служб. Возложили обязанности по обзвону пациентов на физиомедсестер. К доставке медикаментов привлекли волонтеров. В кратчайшие сроки мы перестроили работу всех подразделений: организовали инфекционное крыло с отдельным входом для больных с признаками ОРВИ, создали выездные врачебно-сестринские и сестринские бригады по забору биоматериала, наш медперсонал проводил регулярное тестирование сотрудников прикрепленных предприятий на «корону». Это были и тотальные скрининговые исследования (3 исследования) работников контура АО ЧМЗ, и ПЦР-исследования контактных лиц, командированных и всех, кто выходил на работу после отпуска.
«ДК»: Как это выглядит в цифрах?
Д.Ф.: Одними только ПЦРисследованиями мы охватили более 13 тысяч жителей Глазова. За 10 с половиной месяцев 2021 года мы провели около 27 тысяч ПЦР-исследований. В среднем это более 800 исследований в день из расчета на 100 тысяч населения. При норме не менее 300 исследований. В отдельные дни нагрузка увеличивалась до тысячи и более исследований в день на 100 тысяч населения.
«ДК»: Объем колоссальный.
Д.Ф.: Согласна. Но он оправдал себя. Мы встали стеной и на какое-то время сумели сдержать и не допустить занос инфекции на территорию предприятий. Когда я говорю «мы», я имею в виду большой слаженный коллектив – сотрудников МСЧ, Центра гигиены и эпидемиологии № 41, Межрегионального управления № 41 и администрацию предприятия, с которыми мы сотрудничаем.
«ДК»: ПЦР (полимеразная цепная реакция) – это высокоточный метод молекулярно-генетической диагностики. Вы располагаете оборудованием для подобных исследований?
Д.Ф.: Да, с апреля 2021 года в структуре нашей клинико-диагностической лаборатории начала работать единственная в Глазове и северных районах республики ПЦР-лаборатория. Для этого КДЛ переехала в новое здание, в котором был проведен основательный ремонт, в соответствии с требованиями СанПиНов смонтирована автономная система вентиляции. Плюс мы получили высокотехнологичное оборудование и обучили работе с ним своих сотрудников – врачей и лаборантов. Все это без отрыва от основной работы.
«ДК»: И своими силами?
Д.Ф.: Сами мы не справились бы. Ремонт помещения и приобретение оборудования нам профинансировали АО ЧМЗ, топливная компания ТВЭЛ Госкорпорации «Росатом». Благодаря этой поддержке мы проводим обследование больных ковидного центра, женской консультации и части детского населения Глазова. Это пациенты Глазовской межрайонной больницы. Должна подчеркнуть: новое оборудование дает возможность нам объявлaять пациенту результаты исследования в течение 24 часов! Это дает возможность изолировать пациентов на ранних стадиях заболевания и тем самым существенно сокращать количество источников и переносчиков инфекции. По сути, нам удалось обеспечить бесперебойную работу стратегически значимого предприятия страны.
«ДК»: И в вакцинации вы тоже участвуете?
Д.Ф.: Разумеется. Это важнейшая часть работы по борьбе с пандемией. Сотрудников ЧМЗ мы вакцинируем в двух здравпунктах на территории завода и в поликлинике нашей МСЧ. Тут нашими незаменимыми помощниками стали администрация и профсоюзная организация предприятия. При их поддержке к началу июля 2021 года мы вакцинировали 60 процентов персонала ЧМЗ. Это был лучший показатель по городу. А к началу декабря 2021 года привили более 80% персонала всех обслуживаемых нами предприятий и организаций.
«ДК»: Как ваши сотрудники выдерживают такую нагрузку?
Д.Ф.: Они все настоящие, отлично подготовленные профессионалы, преданные своему делу. Я не случайно напомнила о медицинском спецназе, и это не фигура речи. По поручению руководителя ФМБА России Вероники Игоревны Скворцовой в структуре агентства были созданы сводные медицинские отряды, которые работали в регионах, где ситуация с ковидом была близка к критической. В такие отряды были зачислены и наши специалисты. В прошлом году они оказывали помощь коллегам в городе Сарове, где ситуация была намного сложнее, чем в Глазове. Наш врач-гинеколог в составе сводного отряда ПФО участвовала в диспансеризации населения Башкирии, за что получила Благодарность министра здравоохранения этой республики. В этом году в составе сводного медицинского отряда ПФО наши специалисты оказывали помощь населению, прибывающему в Белгородскую область из ДНР, ЛНР, Украины. Это наглядное свидетельство их высокой квалификации.
«ДК»: Даже боимся спрашивать, что еще вы успели сделать за период пандемии…
Д.Ф.: А вы не бойтесь, я вам помогу. Новым и значимым для нас в прошлом году явилось полное обновление парка рентгеновского оборудования. Финансировало его ФМБА, и мы получили современный рентгеновский аппарат на три рабочих места для выполнения широкого спектра рентгенисследований; маммограф, который обеспечивает высококачественное рентгеновское изображение, и флюорограф, который позволяет получать изображения не только легких, но и суставов.
Наконец, в конце прошлого года мы получили лицензию и создали на базе МСЧ № 41 центр профпатологии для проведения углубленных периодических медосмотров стажированных рабочих с периодичностью раз в пять лет, выявления ранних признаков воздействия вредных производственных факторов, назначения врачебных реабилитационных мероприятий, в т.ч. и в нашем стационаре. В структуре профпатологического центра есть (открыт еще в доковидное время) единственный в УР психофизиологический кабинет, который проводит обследования персонала, работающего с ионизирующим излучением. Поэтому к нам обращаются работодатели многих предприятий УР. Обследования такого рода включают проведение психофизиологического и психологического компьютерного обследования на аппаратно-программном комплексе, что позволяет определить уровень стрессоустойчивости сотрудника, его способности концентрировать внимание, определяет уровень психофизиологической адаптации. В конечном итоге это способствует снижению аварий на производстве, травматизма.
А в планах у нас внедрение МСЧ в программу цифровой трансформации ФМБА. Это опять переоснащение (новые компьютеры и программное обеспечение) и обучение персонала. Жизнь продолжается, несмотря ни на что.
«ДК»: Пандемия не только испытание, но и суровая школа. Какие уроки вы из нее вынесли?
Д.Ф.: Пандемия показала нам, как важно оперативно мобилизовать ресурсы, сплотила коллектив. Это не только я отмечаю, это произошло во всех учреждениях, которые участвуют в борьбе с пандемией и оказании медицинской помощи больным ковидом. Она раскрыла такие качества, как взаимовыручка, взаимопонимание. Это была командная работа. А иначе с этой бедой не справиться.
И еще. Пандемия и результаты борьбы с ней доказывают, что все показатели здоровья зависят от первичного звена, а они у нас лучше региональных и федеральных.
«ДК»: Спасибо вам и вашим сотрудникам.
Виктор Чулков