– Олег Иванович, в связи с коронавирусной пандемией, работу скорой помощи пришлось перестроить в сжатые сроки, причем кардинально. Что именно вы поменяли в ежедневной работе?
– Вначале приведу цифры для сравнения. В допандемическое время у нас среднее число звонков в оперативный отдел было около 700 за сутки, сейчас по Ижевску до 2000 обращений и 750-800 выездов бригад скорой помощи осуществляется ежесуточно. Приоритетом для скорой помощи являются вызовы в экстренной форме, где присутствует угроза жизни. Нагрузка на сотрудников скорой помощи увеличилась в разы, к «традиционным» вызовам по поводу травм, ДТП, кровотечений, родов, болезней сердечно-сосудистой и дыхательной системы добавились обращения по поводу ковида и пневмоний. В этот непростой период время ожидания бригад скорой медпомощи на вызовы в неотложной форме увеличилось.
С началом пандемии число вызовов скорой помощи заметно возросло, поэтому мы расширили штат оперативного отдела почти вдвое, ввели дополнительно должность врача-консультанта. Организовали отдельную подстанцию для ковидных бригад. В прошлом году мы справлялись девятью спецбригадами. Через некоторое время эпидемиологическая ситуация поменялась, и когда пошла новая волна коронавируса, мы стали вновь формировать дополнительные силы. Сейчас в Ижевске работает 14 бригад скорой помощи на этом опасном направлении. У ковидных бригад затрачивается на выезд значительно больше времени, чем на обычный вызов. После каждого пациента с подозрением на ковид обязательно проводится дезинфекция автомобиля и смена средств индивидуальной защиты с последующей утилизацией. Большая ответственность лежит на наших профессиональных водителях. Помимо исполнения прямых обязанностей на маршруте, водитель автомобиля, работая в команде, участвует в общем деле – оказании медицинской помощи. Все сотрудники ковидных бригад провакцинированы.
– Как медработники скорой помощи выдерживают такой интенсивный темп работы, зачастую в экстремальном режиме?
– В таких экстремальных условиях полноценный отпуск – лучшая компенсация для каждого из нас, но мы пока не можем себе этого позволить. И все наши сотрудники понимают данную необходимость, спасибо огромное им за это! Стараемся поддерживать постоянную связь с коллективом, потому что в таких условиях максимально возросла психологическая нагрузка.
– Олег Иванович, при всех проблемных моментах техническое оснащение ваших подразделений, судя по медицинскому оборудованию в автомобилях скорой помощи и в оперативном отделе, выглядит впечатляюще. Какой объем помощи может оказать выездная бригада?
– С 2005 года вышли стандарты по оснащению и оборудованию автомобиля скорой медицинской помощи. До того требований к оснащению автомобиля никогда не было, а сейчас каждая модель стандартизирована под медико-технические нормативы. Это позволило организовать любой вид медицинской помощи в салоне автомобиля. Высота машины позволяет персоналу качественно оказывать помощь, в том числе инфузионную – растворы для капельниц располагаются на необходимом уровне. В салоне всегда поддерживается комфортная температура. Выручает, что оборудование съемное, блоки легко отсоединяются, и если автомобиль скорой помощи не может подъехать к месту вызова, бригада использует переносное медицинское оборудование.
На нашей базе работает удаленный кардиопульт. Все фельдшерские бригады Удмуртии оснащены аппаратами ЭКГ с функцией передачи информации на расстояние для возможности решения вопроса по тактике лечения острого инфаркта миокарда. За год врачи принимают около 3000 электрокардиограмм.
Хочу отметить, что Ижевская станция скорой медицинской помощи в лидерах по внедрению информационных технологий. В 2009 году у нас внедрен программный комплекс «АДИС», который полностью изменил работу всей станции. Время приема вызова сократилось с десяти до полутора минут, стало доступным оперативное управление бригадами скорой помощи, на какой бы территории они не находились, определение геопозиции бригады позволяет направить на вызов ближайший к месту события экипаж. Каждая бригада скорой помощи оснащена персональным компьютером – мобильным рабочим местом, при помощи которого она взаимодействует с оперативным отделом станции и медицинскими организациями при госпитализации пациентов. Наша информационная программа полностью сопряжена с системой 112 и позволяет оперативно взаимодействовать со всеми экстренными службами при возникновении ЧС.
ССМП Ижевска 12 лет назад успешно внедрила данный программный комплекс. В других городах и районах Удмуртии система полностью заработала в 2018 году.
– К сожалению, техническая оснащенность не всегда защищает самих медиков. В последнее время в России участились случаи нападения на медработников выездных бригад. Работа врачом и фельдшером скорой помощи на самом деле входит в число профессиональноопасных – об этом уже заявляют на законодательном уровне с требованием усилить меры безопасности. Какая ситуация в этом плане в Ижевске?
– У нас, к сожалению, такое редко, но все же происходит. Был даже случай нанесения ножевых ранений нашему врачу. Бригаде пришлось применить физическую силу и самостоятельно нейтрализовать нападавшего. Потом, разумеется, вызвали полицию. При возникновении подобных ситуаций персонал прежде всего должен позаботиться о личной безопасности, покинуть опасное место и при необходимости воспользоваться тревожной кнопкой для вызова оперативной группы.
При заведомо известном агрессивном поведении пациента бригада обязана следовать на вызов в сопровождении сотрудника полиции. Но все же в основном у нас адекватные пациенты, которые действительно нуждаются в медицинской помощи.
– Во многих учреждениях здравоохранения идет процесс реорганизации. Ижевская станция скорой медицинской помощи становится головным предприятием для других отделений и постов в городах и районах республики. Как оцениваете переходный период?
– Сейчас ведется работа по объединению отделений скорой помощи Удмуртии в единое юридическое лицо на базе ССМП Ижевска по дорожной карте, утвержденной Правительством Удмуртской Республики и Минздравом России. На сегодня соподчинение полностью завершено в Сарапульском и Можгинском медицинских округах. Такая же работа проводится со всеми другими районами республики. Процесс централизации скорой помощи продиктован необходимостью повышения доступности и качества скорой помощи любому жителю республики, нуждающемуся в экстренной помощи.
– При режиме работы 24/7 в непростых условиях, конечно, необходимы меры социальной поддержки и корпоративная деятельность. Как удается пообщаться с коллективом в нерабочей обстановке? Ведь совсем скоро ваш коллектив отметит 100-летие Станции скорой помощи Ижевска.
– Мы впервые в 2021 году широко отметили День работника скорой медицинской помощи, наградили лучших сотрудников. А до этого, к 100-летию государственности Удмуртской Республики, наш коллектив был занесен на республиканскую Доску почета У нас есть сотрудники, стаж работы которых на Станции скорой помощи более 40 лет! Это врачи Владимир Викторович Белослудцев, Сергей Власович Заворохин, Алексей Романович Мозолюк, Владимир Максимович Сунцов, Юрий Александрович Тюкин, Галина Валентиновна Филимонова; фельдшеры: Елена Ивановна Данилова, Людмила Серафимовна Мартьянова, Ольга Ивановна Пчельникова; фельдшеры по приему вызовов: Татьяна Петровна Благодатских и Татьяна Николаевна Вахрушева. Более 30 лет работают на скорой помощи водители: Станислав Геннадьевич Байкузин, Владимир Иванович Жавнерчик, Владимир Геннадьевич Солодянкин, Сергей Геннадьевич Солодянкин.
Мы заботимся о здоровье своих сотрудников, участвуем в Спартакиаде работников здравоохранения. В отдельных видах спорта мы лидируем, побеждаем в шахматах, настольном теннисе, лыжных гонках. В командных видах нам конкурировать очень сложно и понятно, по какой причине – на работе мы слаженная команда, а при подготовке к соревнованиям нам невозможно тренироваться коллективно – такова специфика работы. Праздники планируем так, что одна смена в любом случае на работе, а две другие смены имеют возможность собраться вместе в праздничной обстановке.
Всех своих коллег сердечно поздравляю со 100-летним юбилеем нашей Станции скорой помощи!
Константин Ижболдин