– Степан Андреевич, у вас большой управленческий опыт в сфере здравоохранения. Вы возглавляли лечебные учреждения в Пермском крае и Кемеровской области. Теперь работаете в Удмуртии. Чем привлек вас наш родниковый край, и какие задачи здесь вы перед собой ставите?
– В Удмуртию я приехал по приглашению республиканского правительства и здесь передо мной стоят очень серьезные задачи. Главная из них – улучшить оказание онкологической помощи жителям нашей республики. Причин, по которым я выбрал работу именно в Ижевске, несколько. Во-первых, руководство такой крупной и авторитетной клиникой, как Республиканский клинический онкологический диспансер имени С.Г. Примушко является для меня большим шагом вперед в плане профессионального роста. Это учреждение с историей и традициями, серьезной хирургической базой, значительным коечным фондом. Во-вторых, это своего рода вызов: придется не только руководить больницей, но и выстраивать целую систему оказания онкологической помощи по всей республике.
Основные планы, которые сейчас мы предлагаем республиканскому Министерству здравоохранения, это и есть системные решения тех проблем, которые имеются в медицине нашего региона. Цель нашей совместной работы – поднять здесь онкологическую службу на новый качественный уровень.
– С чего вы начали свою работу в Республиканском клиническом онкологическом диспансере, и что вам удалось сделать за полгода, когда вы еще были исполняющим обязанности главного врача?
– За эти полгода мы привели в порядок территорию, уложили новый асфальт, обновили фасад здания, отремонтировали большое количество помещений, включая несколько хирургических и радиологическое отделение. Внешний облик нигде не отделим от внутреннего содержания. Если врачи и медсестры носят качественные стильные халаты, работают в оформленных в едином стиле помещениях, у них возникает не только чувство гордости за свою клинику, но и ощущение причастности к большому сплоченному коллективу, делающему общее дело. Работа в удобных, приятных глазу условиях более продуктивна, а это, в конечном счете, благотворно отражается и на пациентах.
– Онкологической помощи уделено очень много внимания в национальном проекте «Здравоохранение», который реализуется сегодня в стране по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Речь идет как о снижении смертности от раковых заболеваний, так и об их ранней диагностике. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы онкологию можно было выявлять на ранних стадиях, когда, может быть, у пациента еще даже нет ни жалоб на самочувствие, ни ощутимых недомоганий?
– Это и есть наша главная на сегодня задача. Раннее выявление онкологии должно осуществляться в первичном звене системы здравоохранения, на уровне районных и городских больниц и поликлиник по месту жительства пациента. К нам больные поступают уже с явным подозрением на развитие опухолей. Поэтому мы с нашей командой внедряем новые способы и технологии, чтобы подставить плечо первичному медицинскому звену.
Недавно в тестовом режиме стартовал проект «Онколог рядом», который в некоторых случаях позволяет попасть на прием к врачу-онкологу, минуя участкового терапевта. Также с одним из многопрофильных стационаров Ижевска мы достигли договоренности о том, что выписывающиеся оттуда пациенты, у которых наши коллеги в процессе обследования заподозрили развитие онкологического заболевания, попадали к нам на прием буквально на следующий день после выписки. Уже очевидно, что эта схема работает эффективно. В дальнейшем мы планируем присоединить к этой системе все стационары в Удмуртии. Безусловно, проекты, которые сейчас реализуются в диспансере, стали возможными при непосредственном участии Правительства и лично Главы Удмуртской Республики.
– В последние годы Республиканский клинический онкологический диспансер получал современное оборудование для диагностики и лечения. Как сейчас вы оцениваете техническую оснащенность клиники, и есть ли что-то, в чем вы сегодня остро нуждаетесь?
– Я работал в разных учреждениях здравоохранения, мне есть с чем сравнивать. Хотелось бы особенно отметить, что в этой клинике – и в рамках государственной онкопрограммы, которая идет уже несколько лет, и усилиями моих предшественников, и благодаря работе моей команды – технически диспансер оснащен на очень высоком уровне. Операционные блоки укомплектованы всем необходимым. В радиологическом отделении в этом году мы запустили два новых ультрасовременных линейных ускорителя.
Это радиотерапевтические комплексы, которые используются для проведения облучения злокачественных новообразований. Надо было обучить персонал, получить все необходимые разрешения, заключить договоры на техническое обслуживание этой сложнейшей аппаратуры. Мы со всем этим справились, и теперь у нас в диспансере в полную силу работают уже четыре ускорителя. Мы очень этим гордимся, поскольку не каждый регион в России располагает подобным арсеналом.
Сейчас мы завершаем ремонт в рентген-операционной, где будут проводиться операции под рентгеновским контролем непосредственно во время хирургического вмешательства. Наши специалисты уже прошли обучение и готовы к такой работе. Следующий проект – создание модернизированной интегрированной операционной с возможностью транслировать информацию в современном цифровом формате. Изображение непосредственно из операционного поля можно будет передавать в любую точку нашей страны, и в режиме онлайн получать консультации ведущих онкологов России. Это не только помощь оперирующему хирургу, но и незабываемый урок мастерства для молодых докторов и даже для студентов медицинской академии.
– В области администрирования ваша карьера получилась насыщенной и успешной. Расскажите, пожалуйста, как она складывалась до переезда в Ижевск?
– Моя первая управленческая должность – заместитель главного врача по методической работе 7-й городской больницы Перми. Затем в 2015 году мне предложили возглавить небольшую районную больницу в селе Кочево в 300 километрах от краевой столицы с десятью тысячами человек прикрепленного населения. Работа там принесла мне, пожалуй, первую профессиональную победу, когда мы с коллегами смогли практически на пустом месте за полгода сделать там из поликлиники настоящую «конфетку». Отремонтировали помещение, отработали расписание и график работы, и в результате время ожидания приема, скажем, у терапевта сократилось с трех недель до одного дня. Естественно, это не только моя заслуга. Хочется высказать слова благодарности врачам, медсестрам и всему коллективу, который активно включился в эту работу и продолжает ее сегодня в непростых сельских условиях. Если раньше к доктору надо было записываться сильно заранее, то теперь достаточно прийти и обратиться в регистратуру. Такой результат – когда он наглядно виден – придает уверенности в своих силах.
Затем я получил приглашение в Междуреченск, шахтерский моногород со стотысячным населением. Там вся система здравоохранения – детские и взрослые стационары и поликлиники, роддом, наркодиспансер, скорая помощь, несколько десятков зданий и более полутора тысяч сотрудников – была сконцентрирована в одном юридическом лице. Стояла очень непростая задача – завершить строительство большой многопрофильной городской больницы. То есть собрать все разбросанные по городу подразделения в одном комплексе, как поручил в ходе своей поездки в Кузбасс Президент РФ Владимир Путин. В итоге пришлось снести полуразвалившийся долгострой и начать возведение клиники заново. Мы организовали процесс, полностью переделали проект, чтобы он соответствовал современным нормам, и в конце прошлого года, когда я уезжал из Междуреченска, началось возведение первого этажа нового здания. А сейчас, благодаря слаженной работе коллектива больницы, администрации города, министерств здравоохранения и строительства Кузбасса, там уже завершен тепловой контур и приступили к чистовой отделке здания. Так что в Междуреченске скоро появится современная клиника.
– Вы являетесь представителем медицинской династии. Ваш отец был учеником всемирно известного профессора Евгения Вагнера, ректора Пермской медицинской академии и одного из основоположников учения о травме груди. Был ли у вас выбор, кем быть? И как сложился ваш профессиональный путь в медицине?
– Возможно, это покажется удивительным, но с детства я не мечтал быть врачом и до последнего колебался в выборе профессии. Но так получилось, что, еще будучи ребенком, я часто бывал у отца в клинике во время его дежурств. На меня надевали халат, и я ходил за кем-нибудь из медбратьев, помогая ставить больным капельницы. Так постепенно я проникся духом медицины и, когда после школы встал выбор между экономическим и медицинским образованием, в итоге выбрал последнее. Практически с первого курса я совмещал учебу с работой санитаром на скорой помощи и в приемном отделении одного из многопрофильных стационаров Перми. Понятно, что шел я туда зарабатывать не деньги, а бесценный опыт. А в итоге приобрел стиль жизни, который стал моим навсегда. А жизнь в итоге распорядилась так, что и экономика не осталась от меня в стороне. Второе высшее образование я получил именно в этой области.
– При таком напряженном рабочем графике удается ли вам отдыхать? Чему вы посвящаете свободное время?
– Когда вся жизнь подчинена работе, времени на отдых действительно остается немного. Но когда оно появляется, стараюсь отдыхать активно. Занимаюсь катанием на сноуборде, плаванием, очень люблю зимнюю рыбалку. Уверен, что заботиться о своем здоровье, заниматься спортом должен каждый человек, а врач – особенно.
Дмитрий Чернов