Подвиг по расписанию
Один из тех, кто проработал на скорой в Сарапуле всю жизнь с единственной записью в трудовой книжке, – старший фельдшер Владимир Давлеевич Тимиряев. После окончания медицинского училища в городе Чайковском Пермской области в 1981 году он пополнил ряды фельдшеров и врачей тогда еще отделения скорой медицинской помощи Сарапульской городской больницы.
За десятилетия работы здесь заслуженный работник здравоохранения Удмуртской Республики Владимир Тимиряев приобрел такой опыт, что, по свидетельству его коллег, может дать фору любому участковому терапевту. Это неудивительно: на ежедневных экстренных вызовах приходится сталкиваться с самыми разными ситуациями, каждая из которых требует немедленного принятия решения и точных профессиональных действий.
Тогда, 40 лет назад, все на скорой было иначе. И бригад втрое меньше, и машины не такие современные, и оснащение куда более скромное. – Анальгетики, йод и корвалол – вот и все содержимое медицинской сумки, – с улыбкой вспоминает свои первые шаги в профессии Владимир Давлеевич. – Лечили медицинским жгутом и добрым словом.
Прошли годы, и спустя некоторое время именно при участии молодого фельдшера впервые в Удмуртии и одной из первых в России на сарапульской скорой была организована первая бригада интенсивной терапии. Еще одна инновация появилась здесь во многом благодаря Тимиряеву в 2001 году. Тогда на Станции скорой помощи были впервые в Удмуртии опробованы небулайзеры – ингаляторы новой конструкции для снятия приступов удушья у детей.
«Анамнез отягощен!»
Главный врач Сарапульской городской больницы Михаил Германович Галанов тоже начинал свой путь в медицине со скорой помощи. И, похоже, в душе так и остался доктором-скоропомощником. Так, шутя, и говорит про себя: «Анамнез отягощен!». Когда он вспоминает о годах своей работы на станции, кажется, что это было лучшее время в его жизни. Редко кто с такой теплотой рассказывает о своих коллегах, которые день за днем в любое время суток спешат на помощь тем, кому она жизненно необходима.
– Казалось бы, обычная ситуация: у молодого парня, инкассатора, вышедшего на смену, произошел сердечный приступ, – вспоминает Михаил Галанов случай из практики. – Это случилось совсем рядом с диспетчерской скорой помощи, где, к счастью, в тот момент оказалось несколько свободных бригад. Пациента принесли туда в состоянии клинической смерти. Полтора часа врачи и фельдшеры буквально вытаскивали его с того света, не сдавались, и в итоге спасли. Вот что значит человеческий фактор на скорой. А разве это единичная ситуация?!
Скорая помощь – экстренная служба, обращение в которую подразумевает, что у пациента состояние, угрожающее жизни. Например, если человек без сознания, ему тяжело дышать, у него травма, кровотечение, роды или тяжело протекающая беременность, судороги, сыпь, некупируемая лихорадка у ребенка, боли в грудной клетке – следует вызвать скорую. Этот список далеко не полный. Однако часто люди обращаются по пустякам. Население в большинстве своем считает, что скорую можно вызвать по любому поводу: чтобы посмотреть горло, послушать ребенка или посоветоваться, как лучше принимать назначенную терапию. У кого-то нет градусника, кто-то хочет, чтобы ему дали больничный. Но в таких случаях нужно идти в поликлинику или вызывать участкового на дом.
На рубеже столетий
В начале 1920-х годов Станция скорой помощи, созданная в Сарапуле при амбулатории кожзавода, располагала небольшим штатом сотрудников и единственной каретой с несколькими лошадьми. В XXI век станция вошла современным медицинским учреждением, оказывающим неотложную помощь населению города и района. Круглосуточно работают 10 бригад интенсивной терапии, 2 кардиологические, 6 – неотложной помощи, бригада для оказания помощи детям. До начала коронавирусной пандемии за год станцией выполняется более 40 тысяч вызовов. Сейчас их количество выросло в полтора-два раза. А благодарностей от пациентов сарапульская скорая получает больше, чем любое другое медицинское учреждение в городе.
Дмитрий Чернов