• 24 апреля 2019 14:50
  • 1 634

В отпуск на Луну. Космический туризм – от орбитальных экскурсий к межпланетным путешествиям

В отпуск на Луну. Космический туризм – от орбитальных экскурсий к межпланетным путешествиям
Один из модных трендов современности – туризм. Его пропагандируют на государственном уровне, для многих стран он является основным источником дохода. В поисках новых впечатлений ежегодно ищут приключений десятки миллионов людей. А ведь совсем недавно, всего полвека назад, основным развлекательным маршрутом для подавляющего большинства, даже на благополучном Западе, была дорога на рынок и обратно. Туризм же был уделом не просто людей богатых, а богатых и знатных, то есть принадлежащих к элите общества. Так, например, в 1891 году цесаревич Николай Александрович отправился в турпоездку по странам Азии на броненосном крейсере «Память Азова». Но подавляющему большинству его будущих подданных даже экскурсия третьим классом на колесном волжском пароходе была недоступна.

Рост благосостояния трудящихся и нетрудовых элементов привел в конце прошлого века к тому, что далекие путешествия стали доступны уже и представителям «среднего» класса. И курорты Лазурного берега и Патайи оказались «засижены» простолюдинами, что сразу поставило вопрос: куда деваться членам высшего общества и примкнувшим к ним нуворишам? Логичным ответом стало – в космос!

Впервые идея космического туризма была озвучена еще в 60-е годы. Но в те времена сама мысль, что столь важные для страны космические полеты будут осуществляться в интересах туристов, казалась дикой не только в коллективистском СССР, но и на индивидуалистическом Западе. Космических кораблей хватало исключительно на реализацию общенациональных целей.

1/4
2/4
3/4
4/4

Ситуация изменилась в 90-е и существенную роль в ее изменении сыграл СССР, точнее его распад. В 90-е годы национальных интересов в космосе у России уже не было, а космические корабли – еще были. Логичным стало их использование в коммерческих, в том числе и туристических целях. Сформулированное предложение почти совпало по времени с формирующимся спросом, и тем не менее они двигались навстречу друг другу еще целое десятилетие.

Иногда можно встретить утверждение, что первым космическим туристом была Кристи Маколифф, погибшая при старте «Челленджера» в 1986 году. Это, безусловно, не так. Да, Маколифф была не профессиональным астронавтом, а школьной учительницей. Но ее полет в космос оплачивался правительством США, и летела она туда не на прогулку, а решать задачи, поставленные ей NASA. Что, понятно, туризмом назвать нельзя. Точно так же не были туристами и первые коммерческие космонавты Тоехиро Акияма и Хелен Шарман. В космос их послали работодатели – японская корпорация TBS и британский консорциум Juno. То есть Тоехиро и Шарман находились в служебной командировке – не стоит путать работу с отдыхом, даже несмотря на то, что многие командировки (в том числе в России) трудно отличить от турпоездки.

Первым космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито. Он отправился в космос в 2001 году на «Союзе ТМ-32». К тому времени ему было уже за 60, и в момент старта конечная точка экскурсии чуть было не изменилась – стало давать сбои сердце. Но все обошлось, и Тито, попав на орбиту, по его словам, «все шесть дней испытывал эйфорию» и «парил, как ангел, глядя вниз на Землю». За это Тито заплатил 20 миллионов долларов – личных, заработанных непосильным трудом. Стоимость полета оставалась неизменной до 2006 года, к которому в космосе успели «поразвлечься» еще три человека, в том числе первая космотуристка Ануше Ансари.

Длительность экскурсии и спектр дополнительных услуг постепенно увеличивались. Так, полет Чарльза Симони был уже двухнедельным и проходил по системе «все включено»: помимо «койко-места» и пятиразового питания, туристу предоставлялась возможность проведения собственных научных исследований с использованием аппаратуры корабля. Неудивительно, что, несмотря на рост цены турпутевки до 35 миллионов долларов, он летал в космос дважды – научные изыскания нужно продолжать. Симони полетел бы и в третий, и в четвертый раз, но в 2008 году он женился, а жена строго настрого запретила ему опасные (и главное – накладные для семейного бюджета) путешествия.

Космос не обошла стороной и еще одна модная тенденция современности – трудовой туризм. В 2008 году американский космотурист Ричард Гэрриот, заплатив за полет большую часть своего состояния, сумел вернуть часть потраченных денег, выполняя в космосе научные эксперименты по заказам коммерческих организаций.

Несмотря на повысившийся уровень безопасности космических полетов, они по-прежнему остаются в зоне риска. Этот риск сопровождает и космический туризм. В 2014 году потерпел катастрофу суборбитальный туристический космолет SpaceShipTwo компании Virgin Galactic. Полет был испытательный, и туристов на борту не было. Но без жертв не обошлось – погиб один из членов экипажа. Это сильно отодвинуло сроки реализации проекта, а ведь билеты на SpaceShipTwo начали продаваться еще в 2008 году.

Риск погибнуть во время отдыха сдерживает многих искателей приключений. Например, в 2015 году отказалась от уже забронированной путевки американская певица Сара Брайтман. Возможно, именно страхом объясняется и непопулярность одной из дополнительных опций – выхода в открытый космос. Ее до сих пор никто не приобрел, несмотря на небольшую стоимость – всего 3 миллиона долларов.

До сего дня космические экскурсии осуществляются только на МКС (и исключительно на его российский сегмент) и только на кораблях «Союз». Организаторы – Роскосмос (исполнитель) и Space Adventures (коммивояжер). В настоящее время подписан очередной контракт – на полет двух туристов в период до конца 2021 года.

Все остальные программы космического туризма пока не выходят за пределы земной атмосферы. Но это не значит, что они стоят на месте. Потребителям предлагаются новые виды услуг. СП при РКК «Энергия» ведет разработку орбитальной Коммерческой космической станции (CSS). Многие компании, не имея возможности осуществлять полноценные космические пуски, предлагают суборбитальные экскурсии. Те, кто покрупнее, замахиваются уже и на туристические полеты к Луне – такую программу в 2012 году презентовала британская компания Excalibur Almaz и Королевское общество аэронавтики (правда, сроки полета – 2015 год – оказались сорваны). Аналогичную услугу презентовало и руковод-ство РКК «Энергия», обещая выполнить полет в 2021 году. Предварительная запись на рейс уже открыта, промелькнула информация, что в числе первых записался известный режиссер Джеймс Кэмерон. Не может остаться в стороне от Луны и SpaceX Илона Маска: в компании заявили, что контракт на путешествие уже подписан с одним из состоятельных японцев. А в рекламных проспектах уже появилась экскурсия и на Марс – и одним из первых о ней заявил никто иной, как Деннис Тито, авансировав в 2013 году проект Inspiration Mars.

На фоне довольно скромных достижений космической туристической отрасли (8 реализованных путевок за 17 лет) громадье планов кажется несбыточной фантазией. Но не будем забывать, что всего лет сто назад люди летали в космос только в фантастических романах, а полвека назад сама идея космического туризма казалась несусветной дичью. Человеческое любопытство преодолело страхи и предубеждения перед космическими экскурсиями. И не стоит сомневаться, что рано или поздно оно преодолеет и дорогу до новых планет и звезд.

Автор статьи: Андрей Солдаткин

---------------------------------------------------------------------------------

Реклама

Осталось совсем мало времени до лета. Нужно уже начинать подготавливаться к открытию сезона. На сайте https://sochisite.su/category/plyazhi/ каждый может ознакомиться с пляжами Сочи. Заходите, выбирайте свой отдых.