Собор Софии Премудрости Божией главный православный храм Великого Новгорода, построен в 1045-1050 годах.
В I тысячелетии н. э. два могучих племени – славяне и финно-угры – активно осваивали новые территории. Первые – с запада на восток, вторые – с востока на запад. Вскоре они встретились. Славяне были преимущественно земледельцами, а финно-угры – охотниками, т. е. занимали разные пищевые ниши. И экономических – главных – причин для противостояния у них не было. Поэтому сотрудничество было признано более выгодным по сравнению с конфронтацией. Четыре крупных племенных союза – словене, кривичи (славянские), чудь и весь (финно-угорские) решили создать надплеменное, по сути уже государственное объединение. Однако быстро выяснилось, что и в общем доме каждый продолжает преследовать свои интересы и как результат – «порядка нет». Для установления государственного порядка и были призваны викинги, которых чудь и весь называли руотси («гребцы»). Это слово в славянской среде трансформировалось в роусь и стало основным для обозначения «своих» викингов, чужих же называли варягами.
Первым русским князем стал варяг Рюрик. Само по себе создание викингами молодых государств было в средние века явлением распространенным – достаточно вспомнить Нормандию и Королевство Сицилию. Русское государство отличалось тем, что варяги не захватили страну, а были в нее призваны. Это повышало уровень легитимности, что позволяло обойтись меньшими силами (и меньшим насилием) при контроле территорий. В силу малой численности викинги не могли обеспечить этническую чистоту своей власти (как они это сделали в Англии) и были быстро – за два-три поколения – ассимилированы в славянофинно-угорской среде.
Отказавшись от племенной идентичности, славяне, финно-угры и примкнувшие к ним викинги/роусь образовали русский народ. И создали великую культуру, зримым воплощением которой являются, в том числе, первые русские города.
«Пришед, Рюрик сиде в Новегороде» – сообщает ряд изводов (редакций) «Повести временных лет».
Сердцем Новгорода Великого, как и любого другого древнего города, является кремль. Детинец был отстроен еще в X веке. Нынешние стены и башни кремля построены в XIV-XV веках. Практически в то же время создан и «острог» – линия укреплений, опоясывавших почти всю жилую часть города («посад»). Новгородский «острог», как и укрепления многих других русских городов, состоял из деревянных оград («огорода») поставленных поверх земляного вала, однако, в отличие от них, в основе валов были устроены не срубы, а кирпичные и каменные кладки – яркое свидетельство высокого уровня экономического развития «Господина Великого Новгорода». Сегодня в ряде мест грунт сошел и каменная кладка обнажилась.
В кремле расположен главный храм Новгорода – Софийский собор. Это один из самых древних храмов России, он возведен в XI веке. Тогда в трех городах – Великом Новгороде, Полоцке и Киеве – было построено три величественных собора, освященных в честь Софии – Премудрости Божьей. По одному для каждого из будущих восточнославянских народов – русского, белорусского и украинского. Полоцкая София была захвачена католиками и перестроена в стиле «виленского барокко». Киевский собор также был перестроен украинцами на западный манер. И так получилось, что храм Премудрости Божьей в исконном виде сохранился только на русской земле. Храм уникален – подобных на Руси больше не строили. Наиболее сильное впечатление он производит даже не снаружи, а изнутри – пространственные решения заметно отличаются от других русских церквей. Одним из украшений собора являются бронзовые Магдебургские ворота, покрытые рельефными изображениями сцен из Писания. По одной из версий – в XII веке «взяты с боя», как трофей, новгородцами, «ходившими на шведа».
Собор Софии Премудрости Божией главный православный храм Великого Новгорода, построен в 1045-1050 годах.
Еще одной выдающейся достопримечательностью новгородского кремля является Владычная палата – она на полвека старше московской Грановитой палаты. Построена немецкими архитекторами в стиле «кирпичной готики», так что посмотреть заграницу можно и не выезжая из страны.
На противоположном берегу Волхова расположено Ярославово дворище, где на сравнительно небольшой территории разместились сразу семь храмов XII-XVI веков. В настоящий момент практически все Дворище закрыто на реконструкцию и обнесено забором, из-за которого храмы можно видеть лишь фрагментарно (впрочем, Николо-Дворищенскому собору это даже пошло на пользу – перестала бросаться в глаза аляповатая галерея, пристроенная к зданию в XVII веке, когда утилитарное уже начинало преобладать над сакральным). Здесь мы видим характерный русский дух – «тридцать лет и три года лежать на печи, а потом одним махом семерых побивахом»: храмы Ярославова дворища не реставрировались 50 лет, а теперь реставрируются сразу все. Срок окончания работ назначен на 2024 год, но легко может быть сдвинут вправо. Стоит однозначно сказать, что закрытие на реставрацию Ярославова дворища вовсе не повод отказываться от посещения Новгорода Великого – здесь еще достаточно достопримечательностей: одних только домонгольских храмов в городе и окрестностях 13 – почти столько же, сколько во всей остальной России.
Одним из самых величественных из них является Георгиевский собор (XII в.) Юрьева монастыря. Собор имеет асимметричную архитектуру – к основному зданию во всю его высоту пристроена лестничная башня. Куполов три, один из них – над башней. В километре от Юрьева монастыря находится Перынский скит с миниатюрной церковью Рождества Богородицы (XIII в.). В этом храме едва ли не впервые проявился характерный новгородский архитектурный стиль. Количество закомар (полукруглых завершений стены, образующих крышу сложной конфигурации) с каждой стороны было ограничено тремя, при этом центральные приподняты по сравнению с крайними. Получилась восьмискатная крыша, но не прямолинейная, а волнообразная. Она и стала «визитной карточкой» новгородского храмового зодчества. Позднее, на волне всеобщего упрощенчества, прошла деградация до прямолинейных форм, но даже прямая восьмискатная крыша выглядела и выглядит заметно симпатичнее обычных четырехскатных, принятых к тому времени в большинстве областей России.
Описать все храмы Новгорода Великого в небольшой статье невозможно. Но об одном из них нельзя не упомянуть. Церковь Спаса на Нередице (XII в.) в годы Великой Отечественной войны была практически полностью уничтожена немецкой артиллерией. И заново воздвигнута из обломков. Советским реставраторам удалось даже восстановить часть древних фресок храма. Сегодня Спас на Нередице остается символом несокрушимого духа русского народа.
Честь считаться первой столицей России у Новгорода Великого оспаривает Ладога – небольшой городок в низовьях реки Волхов, недалеко от Ладожского озера. Согласно ряду изводов «Повести временных лет», Рюрик после его призвания «сел» не в Новгороде, а в Ладоге, предварительно «срубив город», т. е. поставив крепость. Согласно археологическим данным, Ладога, основанная викингами в начале VIII века, быстро превратилась в значительную торговую факторию – древнейший клад серебряных монет датируется 786 годом, несколько раз переходила из рук в руки – от викингов к славянам и обратно, но первые укрепления появились здесь только во второй половине IX века, как раз в период летописного призвания Рюрика.
Петр I построил в устье Волхова Новую Ладогу, а прежнюю переименовал в Старую Ладогу, попутно лишив статуса города. Сегодня это небольшой населенный пункт, тихий и красивый. Архитектурной доминантой является каменная крепость постройки начала XII века. Крепость, превратившаяся в развалины еще в XIX веке, была реконструирована на рубеже XX-XXI веков (небольшой участок стены оставлен в аутентичном состоянии). Сегодня здесь расположен прекрасный музей с богатой коллекцией артефактов тысячелетней и более давности. К каменной крепости примыкает земляной бастион XVI века, свидетельствующий о том, что Ладога долго сохраняла оборонное значение (даже в начале XVII века Борис Годунов по-прежнему называл ее «оплотом государства»). В крепости стоит церковь св. Георгия (XII в.), где сохранились древние, периода постройки, фрески. Ее ровесник – Успенский собор – находится в Староладожском Успенском монастыре, чуть ниже по течению Волхова. Обе церкви четырехстолпные, трехапсидные, однокупольные. Они являются самыми северными русскими храмами домонгольского периода. Еще ниже по течению стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи XVII века. И уже за чертой поселения находится «могила Олега» – погребальный курган. Связь кургана со смертью князя Олега фиксируется в «Повести временных лет»: «Есть могыла его в Ладозе», но иных подтверждений не имеет. Если идти от крепости не на север, а на юг, то можно увидеть Никольский мужской монастырь с архитектурным комплексом XVII века. Собственно, это все, что стоит увидеть в Старой Ладоге. Но увидеть это стоит.
Старая Ладога. Церковь Святого Георгия – белокаменный православный храм второй половины XII века, находящийся в Староладожской крепости. Один из древнейших сохранившихся храмов России
«А Синеус, брат Рюриков, на Белеозере, а Трувор в Ызборцы», продолжает летопись рассказ о призвании варягов. Белоозеро полностью вымерло от чумы в XIV веке, нынешний Белозерск – совсем другой город, поставленный в десятках км от прежнего. Изборск же сохранился до наших дней, несмотря на то, что на протяжении столетий являлся одним из самых западных форпостов России и с начала XIII века неоднократно подвергался нападениям немцев и поляков. Только в период с 1330 по 1500 год крепость выдержала восемь тевтонских осад. Сегодня город, словно отдыхая от ратных трудов, живет спокойной жизнью в окружении уникального по красоте природного ландшафта.
Никольский собор Изборска – один из древнейших храмов в честь Святого Николая на русской земле. В псковских летописях собор впервые упоминается в 1341 году
Самое древнее рукотворное сооружение Изборска – земляные валы т. н. «Труворова городища» – первой городской крепости, возникшей еще до прихода варягов. Валы заметны менее чем на трети окружности старого детинца – с других сторон безопасность обеспечивалась почти отвесным склоном очень высокого холма, на котором располагался кремль. В XIV веке он перестал соответствовать изменившимся стандартам оборонных сооружений и на соседнем холме была построена новая крепость – уже каменная. Сегодня она является главной архитектурной достопримечательностью Изборска. Крепость псковского стиля, в настоящее время хорошо отреставрирована и полностью отдана на откуп довольно многочисленным туристам. Здесь можно почти все – подняться на стены, с которых открывается прекрасный вид на окрестности или спуститься внутрь любой из башен. На территории крепости стоит церковь XIV века, впрочем, довольно скромная. В городе также функционирует весьма приличный историко-этнографический музей, экспонаты которого размещены в нескольких зданиях полуторасотлетнего возраста.
Отличительная черта современного Изборска – высокий уровень «туристоориентированности», достаточно упомянуть, что в музее можно бесплатно оставить на хранение поклажу и гулять по городу налегке, что немаловажно, учитывая довольно большие для равнинной России перепады высот.
Историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Изборск».
В 30 км от Изборска расположен Псков – родина Ольги – супруги сына Рюрика Игоря, первой православной княгини и вообще – первой известной русской княгини, поскольку достоверная информация о супруге Рюрика не сохранилась. Впервые в летописях Псков упоминается под 903 годом, когда состоялось бракосочетание Игоря и Ольги. Но сам город много старше – его территория была заселена уже в начале нашей эры.
Псков поражает масштабами крепостного строительства – каменные стены тянутся на многие километры. Строительство их велось в несколько этапов. Первыми, как считается – в X веке, естественно, были поставлены стены кремля – Крома, как он здесь называется – на узком и высоком мысу при слиянии рек Псковы и Великой. В начале второго тысячелетия н.э. Кром «оделся в камень». В XIII веке князем Довмонтом детинец был расширен (к Крому был пристроен Довмонтов город). Сегодня в Кроме расположен главный собор города – Успенский (XVII в.). Собор, уже обладающий огромными размерами, но еще сохранивший исконно русские черты, является одним из последних образцов допетровского храмового зодчества. В Довмонтове городе, помимо его стен, к сожалению, можно увидеть лишь остатки фундаментов полудюжины древних церквей. В XVIII веке Петр I использовал их в качестве складов, его преемники – уже в том же веке – попросту уничтожили. Как видим, большевики не были первооткрывателями ни в секуляризации храмов, ни в их сносе.
Во второй половине XV – начале XVI века были построены укрепления Окольного города, защищавшие посад. Их длина составила 9 км. Стоит отметить, что построенный позже Китай-город, защищавший московский посад, имел длину всего 2,5 км, при этом его укрепления были слабее кремлевских. Псковский Окольный город строился практически по тем же стандартам, что и укрепления Крома, а одна из его башен – Покровская – стала самой мощной во Пскове и одной из крупнейших в Европе.
Псковский Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова, ядро Псковской крепости. Расположен на узком и высоком мысу при впадении Церковь Георгия со Взвоза, Псков реки Псковы в реку Великую.
Вдоль стен Окольного города размещены разнообразные памятники и две братские могилы: одна – защитников Пскова от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны; вторая – псковских витязей, павших в боях с войсками польского короля Стефана Батория в 1581-1582 годах. Тогда стотысячной армии Батория восемь месяцев противостоял псковский гарнизон и народное ополчение – всего 20 тысяч бойцов. В ходе генерального штурма полякам и их немецким наемникам удалось захватить одну из башен. Но когда они уже праздновали победу, несколько псковских воинов взорвали подбашенный пороховой погреб вместе с собой, врагами и самой башней. Когда дым и замешательство польского войска рассеялось, враги увидели за проломленной стеной новый ряд укреплений, который успели возвести псковичи. Баторий так и не смог взять город.
За Покровской башней, и под ее защитой, расположилась церковь Покрова и Рождества от Пролома (XV-XVI вв.) – наглядное свидетельство того, за что сражались псковские витязи в боях со схизматиками.
Отличительная черта псковской церковной архитектуры – широкие и низкие приделы и притворы, благодаря которым псковские храмы оказываются порой больше в длину и в ширину, нежели в высоту. Своими притворами храмы словно «держатся за землю» и стоят на ней крепко, как боровички. Колокольни также век от века, вплоть до петровских времен, увеличивались не только в высоту, но и в длину и ширину, иногда практически сравниваясь в размерах с самих храмом.
Впрочем, далеко не все псковские церкви имели отдельные колокольни – вместо этого звонницы часто интегрировались со зданием храма, и это тоже характерная псковская черта, редко где еще встречающаяся. В общей сложности, в Пскове сохранилось около сорока допетровских храмов, два из них – домонгольские.
Но не только крепостной и храмовой архитектурой славен Псков. Здесь также сохранилась уникальная коллекция древних гражданских зданий – свыше десятка палат XVII века. Превратить каждую из них в музей попросту невозможно, а содержать все на казенном коште дорого. В результате в городе можно встретить ресторан или гостиницу, размещенную в здании допетровской эпохи. Переночевать и/или отобедать в древних палатах – прекрасное вложение денег, сэкономленных в результате отказа от поездки на потные заграничные курорты.
Андрей Солдаткин