На Российском инвестиционном форуме, проходившем в феврале этого года в Сочи, в рамках презентации обновленной стратегии национальных целей развития был представлен национальный проект «Образование». Он включает в себя перезагрузку существующей системы и создание новых точек роста на всех этапах индивидуального образовательного плана: от обеспечения условий для раннего развития детей и поддержки многодетных семей до модернизации системы профессионального образования и содействия работающим гражданам в повышении квалификации по своей специальности. Поэтапная реализация проекта будет осуществляться с 2019 по 2024 год, задача – стать эффективным ресурсом социально-экономического роста и формирования кадрового потенциала субъектов Российской Федерации с учетом индивидуальных потребностей и особенностей каждого региона. О том, какие шаги по реализации нацпроекта «Образование» планируется предпринять в нашей республике, рассказывает Светлана Болотникова, министр образования и науки УР.
– Светлана Михайловна, на федеральном уровне к национальному проекту «Образование» проявлено самое пристальное внимание. Кто в Удмуртской Республике возглавит процесс его реализации? Какова зона ответственности и функционал этих лиц?
– Перед нацпроектом стоят две сложнейшие цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования путем вхождения в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Принципиальная важность достижения этих целей очевидна, поэтому его куратором назначена Татьяна Голикова, заместитель Председателя Правительства РФ, а непосредственным руководителем – Ольга Васильева, министр просвещения РФ.
Ответственность за администрирование и реализацию проекта у нас в республике тоже закреплена на самом высоком правительственном уровне. Главным коллегиальным координационно-контрольным органом, который будет принимать управленческие решения по этому направлению, является Координационный комитет по вопросам стратегического развития и реализации национальных проектов под руководством Александра Бречалова, Главы Удмуртской Республики.
Куратором региональных составляющих национального проекта «Образование» назначена Анастасия Муталенко, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики, курирующий социальную сферу, а непосредственное руководство процессом реализации нацпроекта на территории Удмуртии было включено в мой функционал.
Далее следует уточнить, что национальный проект «Образование» не является монолитным документом и, в свою очередь, состоит из десяти федеральных проектов, каждый из которых работает на достижение общей цели.
За организацию, развитие проектно-ориентированной системы управления и общую координацию реализации приоритетных проектов в Удмуртской Республике отвечает Региональный проектный офис. Кроме того, в соответствии с установками Федерального проектного офиса при нашем министерстве создан Ведомственный функциональный проектный офис, в состав которого вошли перспективные молодые профессионалы, имеющие опыт работы в сфере образования, науки и бизнеса.
– Какие из десяти федеральных проектов, входящих в национальный проект «Образование», станут для Удмуртской Республики приоритетными и почему?
– Для того чтобы реализация национального проекта стала реально действующим инструментом социально-экономического развития территории и формирования кадрового потенциала, необходима, прежде всего, полная перезагрузка системы образования, всех ее уровней. Собственно говоря, на это и нацелен как сам нацпроект, так и все его составляющие. В качестве инновационной основы используется комплексный подход – все федеральные проекты взаимосвязаны и усиливают, дополняют друг друга. Например, создание «точек роста» направлено на обновление содержания и материально-технической базы предмета «Технология» в сельских и коррекционных учебных заведениях в рамках проекта «Современная школа». Это внесет свою лепту в выполнение целевого показателя по охвату детей дополнительным образованием, который прописан в проекте «Успех каждого ребенка». Наша задача – правильно и эффективно использовать создаваемую в рамках нацпроекта инфраструктуру для скорейшего решения поставленных перед нами задач. В этом и заключается получение синергетического эффекта, когда два плюс два дает не четыре, а гораздо больший результат.
Расставить федеральные проекты по приоритетности сложно, но, с точки зрения масштабности и вклада в создание новой образовательной экосистемы республики можно выделить флагманские. Их реализация подразумевается в первую очередь, это – «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы».
– Какие меры планируются для обеспечения 100-процентного внедрения в Удмуртии к концу 2020 года национальной системы учительского роста педагогических работников, как это предписывает нацпроект?
– В эпоху цифровой трансформации экономики ключевым критерием успеха становится не объем усвоенных знаний, а умение создавать и реализовывать новое в условиях мультидисциплинарности, а также навык быстро извлекать всю необходимую информацию из постоянно увеличивающегося потока данных. Это в корне меняет традиционную образовательную парадигму и, соответственно, требования, которым должен соответствовать педагогический состав. Тем не менее педагог по-прежнему остается ключевой фигурой, драйвером образовательного процесса, несмотря на массовое внедрение инновационных инструментов и глобальной цифровизации образования.
Вопросам повышения квалификации и подготовки педагогических кадров посвящен федеральный проект «Учитель будущего», в рамках которого предполагается внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.
Для этого будет создана сеть из трех центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников: одного регионального Центра профмастерства в Ижевске и двух межмуниципальных – в Сарапуле и Глазове. Данная сеть будет призвана обеспечить непрерывное научно-методическое и тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов в формате реализации индивидуальных образовательных программ, а также поддержку деятельности методических служб в муниципалитетах центральной, южной и северной частей Удмуртской Республики.
Также будет создан аккредитационный центр системы образования, в задачи которого войдут проведение аттестации и добровольной сертификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций Удмуртии, а по результатам аттестации – разработка индивидуальных образовательных программ.
В следующем году мы планируем войти в федеральный проект «Цифровая образовательная среда» созданием «IT-куба». В данное время ощущается значительный кадровый голод в области преподавания информатики. Тем не менее в IT-сфере наши дети, в рамках ЕГЭ по информатике, стабильно демонстрируют отличную подготовку и хорошие знания по большинству из современных языков программирования.
Исходя из сложившейся ситуации, первым нашим запросом к вновь создаваемой системе станет обучение педагогов цифровым компетенциям и дальнейшее повышение их квалификации. Кроме того, в первые три года работы не менее 70 процентов учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения – это означает, что, несмотря на перезагрузку и последующие нововведения, мы продолжим заботиться о сохранении лучших образовательных традиций.
– Может ли система социальных лифтов стать инструментом, позволяющим эффективно интегрировать молодые перспективные кадры в экономику нашего региона? Как сделать социальные лифты максимально эффективными в противодействие оттоку талантливых профессионалов?
– По данным экспертов Высшей школы экономики, в рейтинге, учитывающем соответствие условий образования современным требованиям, Удмуртия стабильно входит в десятку лучших, обгоняя даже Санкт-Петербург. Согласно итогам всероссийских олимпиад школьников, в последнее время Удмуртия удерживает лидирующие позиции по числу полученных наград и дипломов на 100 тысяч населения. Учащиеся наших учебных заведений традиционно занимают призовые места на республиканских, всероссийских и международных конкурсах. Многие из них затем получают приглашения учиться в самых престижных вузах нашей страны и, как закономерное продолжение, трудоустройство на перспективные позиции в ведущих российских и зарубежных компаниях.
Поэтому федеральным проектом «Социальные лифты» предусмотрена реализация целого комплекса мер по наполнению онлайн-платформы системы профессиональных конкурсов контентом региональной составляющей Удмуртской Республики – с целью предоставления гражданам дополнительных возможностей для профессионального и карьерного роста.
Но любой инструмент эффективен только в том случае, когда за ним стоит конкретная методика. Если мы хотим, чтобы профориентация была качественной и эффективной, в каждый проект нужно активно вовлекать представителей реального сектора экономики – работодателей, ведь они как никто другой знают, какие именно специалисты нужны в их сфере и какими компетенциями они должны обладать. Чтобы такой инструмент как социальные лифты работал результативно, необходимо совместными усилиями сформировать качественный контент для онлайн-платформы.
– Второй по важности целью национального проекта «Образование» названо воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Что планируется предпринять в этом направлении?
– На эти цели направлен, в первую очередь, федеральный проект «Успех каждого ребенка». Его основная задача – к 2024 году обеспечить детям в возрасте от 5 до 18 лет качественные и доступные условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Достижение этого результата планируется с помощью увеличения охвата дополнительным образованием до 80 процентов от общего числа детей, обновлением содержания и методов дополнительного образования, развитием кадрового потенциала и модернизацией инфраструктуры системы дополнительного образования.
В основе проекта – ранняя профориентация и поддержка талантливых учащихся.
Обновление содержания учебных программ планируется осуществлять, исходя из приоритетов социально-экономического развития территорий, создания конкурентной среды, а также внедрения практики механизмов персонифицированного финансирования. Особое внимание будет уделено формированию эффективной системы управления сферой дополнительного образования, предусматривающей учет потребностей и возможностей детей различных категорий, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и проживающих в сельской местности.
В Удмуртской Республике процесс перезагрузки уже запущен. Создан Региональный модельный центр, внедряется механизм персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования, работает информационная система «Навигатор».
Также планируется участие школьников в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию. На старшеклассников – авторов инженерных разработок, которые, решая сложные задачи сегодня, проектируют высокотехнологичное будущее; ориентирован и наш новый образовательный интернет-портал «ПроеКТОриЯ». Цель: к 2024 году охват этим направлением должен составить не менее 80 процентов школьников.
– В последнее время в Удмуртской Республике получило активное развитие движение WorldSkills. Планируются ли меры по его поддержке и дальнейшему продвижению? Какие региональные особенности позволят это делать быстрее?
– Все мы понимаем, что перезагрузка системы среднего профессионального образования давно назрела, поскольку сегодня подготовка специалистов не всегда коррелируется с запросом рынка. В российской экономике остро не хватает, например, инженерных кадров, как для расширения бизнеса, так и для конструирования необходимого оборудования на промышленных предприятиях.
В рамках национального проекта «Образование» произойдет модернизация системы СПО, посредством оснащения высокотехнологичными мастерскими, для освоения обучающимися новых профессий, входящих в топ 50 востребованных специальностей.
Важно отметить, что WorldSkills в СПО – это кузница кадров для территорий муниципалитетов. Более того, в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» преподаватели Удмуртии (мастера производственного обучения) пройдут сертификацию в качестве экспертов по стандартам WorldSkills. Этим же проектом в Удмуртской Республике предусмотрено создание Центра опережающей профессиональной подготовки и пятидесяти мастерских, оснащенных самым современным оборудованием.
Все уже существующие наработки будут усилены и поддержаны на должном уровне. Уже к 2024 году половина образовательных организаций будут обязаны внедрить итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена, через которую должны пройти не менее 25 процентов их выпускников.
Профориентационный проект «Билет в будущее», который предоставит учащимся 6-11-х классов возможность ближе познакомиться с профессиями – еще одна из интереснейших сторон национального проекта «Образование». Для школьников будут разработаны программы обучения по индивидуальным планам, в том числе дистанционно. Оператором проекта выбран союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkillsRussia)».
Удмуртия вошла в число пилотных регионов, в которых началась апробация информационной платформы «Билет в будущее», в 2018 году. Число детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в рамках проекта составило 1800 человек. В настоящее время мы ведем работу по подготовке соглашения на этот год.
Кроме того, в каждом субъекте РФ к 2024 году будут созданы центры выявления и поддержки талантов. Они будут учитывать опыт образовательного фонда «Талант и успех» – сочинского «Сириуса». В 2018 году Удмуртия приняла участие в конкурсе на создание такого центра и получила право на получение 209 миллионов рублей субсидий на эти цели в 2019 году.
В Российской Федерации к 2024 году планируется также создание не менее 100 центров развития современных компетенций детей на базе университетов. Такие центры будут работать по программам дополнительного образования, формируя у детей изобретательское, креативное, критическое и продуктовое мышление, с целью подготовки будущих кадров для отраслей, соответствующих приоритетным направлениям развития Российской Федерации. Удмуртская Республика планирует принять участие в конкурсе на привлечение федеральной субсидии на создание такого ключевого центра уже в этом году.
– В качестве мер по развитию дополнительного образования названо создание к 2024 году сети центров цифрового образования детей «IT-куб». Означает ли это отказ от уже существующей сети «Кванториумов» или это будет параллельное сосуществование с разделением возрастных групп обучающихся?
– «Кванториум» и «IT-куб» – это два разных проекта, в некоторых плоскостях дополняя, они ни в коем случае не подменяют друг друга.
В «IT-кубе» ребята получат возможность ознакомиться с большими данными и будут обучаться преимущественно программированию.
Появление в каждом регионе детских технопарков «Кванториум» – площадок, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, где дети будут учиться по принципу проектного обучения «от теории к практике» – предусмотрено федеральным проектом «Успех каждого ребенка». На территории Удмуртии, в Ижевске, по модели «стандарт» уже действует один такой технопарк. В этом году наша республика планирует принять участие в конкурсе на получение федеральных субсидий на создание еще трех «Кванториумов» – в Сарапуле, Глазове и Воткинске. Также мы планируем запуск трех мобильных технопарков, которые закроют потребность в реализации программ технической направленности в отдаленных сельских территориях.
Оба проекта станут важным элементом всей образовательной республиканской экосистемы и будут участвовать в сетевом взаимодействии с другими учреждениями – для качественной реализации всех направлений национального проекта «Образование».
Автор: Владислав Артемьев
-----------------------------------------------------------------------
Реклама
Мечтаете работать в Газпроме? Предлагаем вам принять участие в студенческой олимпиаде "Газпром", получите преимущества при поступлении в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Поступление в университет откроет перед вами многие двери и откроет для вас большие перспективы.