• 26 апреля 2019 13:08
  • 865

Российский инвестиционный форум – 2019 в Сочи. Научить быть счастливым

Российский инвестиционный форум – 2019 в Сочи. Научить быть счастливым
У национального проекта «Образование» две цели. Первая: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Что страна должна приобрести и чего ни в коем случае не должна потерять в процессе их достижения? На эти вопросы постарались ответить министр просвещения РФ Ольга Васильева (руководитель проекта), заместитель министра просвещения Марина Ракова (администратор проекта) и еще ряд экспертов в ходе дискуссии на Российском инвестиционном форуме – 2019 в Сочи.

Какие задачи должен решить нацпроект?

Ольга Васильева, министр просвещения РФ:

– Мы можем дать цифры, рассказать, сколько будет построено. Но возникает главный вопрос: для чего? И на это у нас есть четкие ответы.

Первое: мы должны подготовить социально ответственного гражданина, который будет жить в нашей стране и ею же управлять.

Второе: наша система образования должна вернуться в десятку лучших, куда она всегда входила по праву. И вернуться в обновленном качестве. Потому что вызовы сегодня иные, даже по сравнению с теми, что были еще 8 лет назад.

Третье: мы должны сделать наших детей счастливыми. Это может сделать только образование. Именно возможность познания дает то самое счастье, которое не сравнится ни с чем, – счастье познания. Сделать человека счастливым – это очень высокая и социально значимая установка.

1/1

Почему нужно вкладывать деньги в образование?

Ольга Васильева:

– Во всех культурах, у всех народов, во все времена была и есть поговорка, которая звучит примерно так: ты никогда не привяжешь деньги к кошельку. Материальная культура не вечна и разрушается достаточно быстро. Но если человек хочет оставить после себя то, что станет достоянием всего человечества, то здесь заслуга образования – величайшая.

На протяжении всей истории самыми эффективными были инвестиции в детей. Только эти вложения приносят тот самый эффект, которого ждет человечество. Это единственное, что приносит отдачу. Поэтому вопрос о том, нужно инвестировать в образование или нет, решен до нас – нужно.

Сколько нужно вложить?

Ольга Васильева:

– Страны ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), которые уже оснастили свои школы базой, необходимой для рывка и движения, пришли к очень простому выводу, что дальнейшие вложения в техническую основу результатов не дадут. Образование и вообще любое движение вперед – это симбиоз, триединая задача. Это база, это люди и самое главное – содержание: во имя чего, для кого и как.

Марина Ракова, заместитель министра просвещения РФ:

– Пиковая точка, экстремум, после которой зависимость между финансированием и качеством образования пропадает, – это 8 тыс. долларов на ребенка. У нас на сегодня пиковое вложение (в отдельных регионах) примерно 3,5 тыс. долларов.

Над чем деньги не властны?

Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России – 2018»:

– Исследования показывают, что при наличии определенной технологической базы последующие финансовые вливания в систему образования не обеспечивают дальнейшего роста качества образования. Есть и другие исследования, которые говорят, что нет прямой связи между объемом финансирования и качеством системы образования в государстве. Но если мы говорим, что технологии не главное, то возникает вопрос, а кто или что главное. И ответ напрашивается сам по себе: учителя! Именно в наших руках будущее системы образования. И опросы подтверждают, что учителя готовы учиться и повышать свою квалификацию.

Марина Ракова:

– Крайне важный тезис, который хочется подчеркнуть. Мы ставим акцент на учителя, и сейчас это становится трендом. Потому что учитель – это такой наукоемкий индивид, в том числе в силу биологии, который работает с крайне тонкой материей – зеркальными нейронами головного мозга. Дети учатся улыбаться во младенчестве только потому, что работают эти нейроны, – когда мать склоняется над ребенком, улыбается ему, то запускаются соответствующие процессы. Соответственно, если учитель будет говорить позитивные вещи, формировать позитивную личность, то это действительно случится. Но есть еще и тезис о том, что в центре нацпроекта все-таки ребенок. Государственная политика – вчерашняя, текущая, будущая – она не самоценна. Для нас самоценен ребенок и то, что манипулятивно – позитивно или нет – влияет на его развитие.

Андрей Никитин, губернатор Новгородской области:

– Все устаревает, и только мотивация людей остается главным фактором.

Результаты опроса российских учителей: – 92% считают необходимым повышать свой профессиональный уровень; – 53% интересуют актуальные профессиональные новости; – 35% хотели бы узнавать больше о новых технологиях и приемах; – 50% делятся своими разработками с коллегами; – 25% хотели бы коммерциализировать процесс обмена разработками.

Каким технологиям и в каких предметных областях нужно учить?

Александр Повалко, генеральный директор, председатель правления АО «Российская венчурная компания»:

– Я смотрел прогнозы и оценки разных визионеров. Известный американский футуролог Рэй Курцвейл говорит о практически экспоненциальном росте технологий. Это значит, что, начиная сейчас учить наших детей каким-то конкретным технологиям, мы сильно ограничиваем возможности следующего поколения с точки зрения поиска своего места в жизни.

Сегодня то, что понимают под искусственным интеллектом, обыгрывает человека в шахматы, во все стратегические игры. В прошлом году была продана за 400 тыс. долларов картина, написанная искусственным интеллектом, и никто не понял, что она создана машиной. Есть английский стартап, который эмулирует деятельность психолога. Говорят, что к 2030 году машина пройдет тест Тьюринга, и станет совершенно непонятно, с кем мы общаемся и работаем. Все это означает несколько вещей.

Первое. Мир страшно усложняется. Мы не в состоянии контролировать отдельные решения, даже технологические. Если что-то сломалось, мы заменяем уже не деталями, а модулями. Эта тенденция продолжится.

Второе. Нам все сложнее гарантировать свою безопасность, все труднее отслеживать то, что происходит за железной стеной искусственного интеллекта.

Третье. Возрастает конкуренция, и скорость изменений при этом дикая.

Из этого следуют достаточно простые выводы. Мы должны обладать очень мощной базовой подготовкой, как ни странно. Физика, химия, биология – это три базовые дисциплины, на которых строится искусственный интеллект. Математика тоже важна, но как связующее. Если вы понимаете, как работают нанороботы, у вас остается возможность сделать следующий шаг.

Далее. Человек должен быть самостоятельным. Вы ни в коем случае не сможете провести его по сквозной цепочке от детского сада через кванториум, школу, вуз. Вы не простроите эту траекторию за него. В каждой точке он должен принимать решение самостоятельно, только за себя.

Наконец, надо приучить человека к постоянной учебе. Надо убрать все, что мешает. И даже вопрос с экзаменами надо проработать – подумать, как сделать так, чтобы не натаскивать человека ради оценки. Он должен учиться сам, это должно быть внутренней потребностью.

Марина Ракова:

– Все-таки на первое место выходит относительная самостоятельность. Здесь бы не перегнуть палку. Чрезмерная самостоятельность приводит к эффекту Макиавелли. Поэтому крайне важно уметь быть членом команды, менять роли – это тоже один из основных вызовов по воспитанию личности, которая будет счастлива в динамично изменяющемся мире.

Александр Повалко:

– Самостоятельность – не совсем правильное слово. У греков было понятие акме – это взрослый сложившийся человек, который может делать выбор и нести ответственность за него.

Как инновации в нацпроекте соотносятся с традиционным российским и советским образованием?

Ольга Васильева:

– Здесь нет противоречий, и никогда не было. Образование – наиболее консервативная система среди всех существующих. Но мы должны, обязаны, и этого требует жизнь, соответствовать вызовам, а главное – учить детей тому, что они существуют. Мы должны подготовить человека, способного учиться всю жизнь.

Дети должны уметь быть операционистами, владеть необходимыми навыками, но при этом мы готовим личностей, мы пестуем творцов. Чувства, творчество – это то, что отличает человеческий интеллект от искусственного. Если будут творцы, а не потребители, тогда они справятся и с машинами, и с выбором, и с тем, что их окружает.

Сейчас мы творим мифы ежесекундно. Родители от слов «цифровая школьная образовательная среда» постоянно приходят в шоковое состояние. Они считают, что завтра мы поставим компьютеры, отменим правописание, и на этом все закончится. Ровно сто лет назад были такие же дремучие мифы, только по другому поводу. Повторюсь, противодействия с тем, что было, здесь не существует, потому что система образования – очень преемственная.

При модернизации в сфере образования в большинстве случаев сегодня используется иностранное оборудование. Может ли бизнес обеспечить импортозамещение?

Сергей Сахненко, индустриальный директор радиоэлектронного комплекса Госкорпорации «Ростех»:

– «Ростех», как и другие госкорпорации, живет в рамках утвержденной стратегии, согласно которой к 2025 году мы должны диверсифицироваться в соотношении 50 на 50. Я думаю, что образование и диверсификация, особенно в части веры наших детей в свою страну, напрямую взаимосвязаны.

У наших предприятий есть много готовых продуктов, которые можно внедрить в образовательные процессы уже сегодня. Создавая новейшие системы в интересах специальных заказчиков, мы можем создать и очень качественные коммерческие продукты. Диверсификация для нас – это возможность развития высоких технологий в российской промышленности в целом.

Если говорить об ограниченности средств, которые выделяются на образовательные процессы, то здесь мы тоже можем помочь. Мы в состоянии осуществлять сервис, модернизировать и обновлять оборудование на протяжении всего жизненного цикла.

Нужен ли в образовании опыт бизнеса?

Владимир Узун, президент Группы компаний «Просвещение»:

– Траты на образование – неправильное слово. Правильное – инвестиции в образование. Могу точно сказать, что основным фактором успеха инвестиций в отрасль образования будут инвестиции в учителей. Если мы сумеем объяснить им задачу, сделать их своими соратниками, партнерами, оснастим их, обучим, дадим технологии, тогда у нас есть шансы на победу. Если нет – все это будет болтовней и неэффективным использованием средств.

Инвестиции – это тяжелая работа. Надо понимать, во что и как инвестировать. Школе нужны не только инвестиции, нужен опыт построения систем управления, автоматизации и учета. Даже в бизнесе внедрение этих технологий идет очень сложно. А учителя и вовсе не были к ним готовы.

Если мы говорим о массовом образовании, то очень важный вопрос – создание электронной платформы для общения учителей, мотивации и обмена лучшими практиками, без которой нам не удастся сдвинуть всю эту массу в короткий период. Такой платформой мы сейчас занимаемся.

Как и для чего бизнес приходит в образование?

Андрей Комаров, председатель Совета директоров ПАО «Челябинский трубопрокатный завод»:

– По объему бюджета среди нацпроектов «Образование» – второе снизу. 784 млрд рублей на 6 лет – это мало. Поэтому общество должно быть заинтересовано в том, чтобы привлечь работодателя в эту сферу.

У ЧТПЗ сегодня уже 4 своих колледжа в трех регионах. Мы предлагаем карьерный рост. В 14 лет – школа, в 16 – колледж, в 18 – армия, в роте, где по договору размещено наше оборудование, чтобы человек не терял профессиональных навыков. Потом производство. Если хочет доучиться – есть возможность пойти в вуз. Это необходимая для движения траектория.

Конечно, жизнь может по-разному сложиться. Но понизу мы предлагаем такую историю: через 3,5 года мы дадим тебе 3-4 профессии, одна из которых железобетонно, даже если кругом будут роботы, тебя прокормит.

Ольга Васильева:

– У этих ребят до 35 лет практически все расписано. В армии – своя рота. Профессиональный рост – через высшее образование. В 35 лет есть реальная возможность стать начальником цеха. Люди, которые этого хотят, так свою жизнь и выстраивают. Но при этом – четкая дисциплина. Если хочешь – давай делай, работай.

Андрей Комаров:

– Мы считаем, что если ты хочешь стать инженером по эксплуатации или инженером-технологом, то необходимо пройти через систему СПО. Ты должен знать объект, которым управляешь. И это – лучшие инженерные кадры. Не такие, что закончили школу в отрыве от производства, потом пять лет учились неизвестно чему, а потом услышали: забудь все, что знаешь, мы тебя научим.

Что дает цифровизация?

Марина Ракова:

– Индивидуальная траектория развития, новый формат управления процессом образования и отраслью в принципе. Под этими словами скрывается «страшное» слово «цифра». Для нас цифровизация – это ни в коем случае не перевод обучения детей на экранный режим. Скажу больше, при проверке домашних заданий хорошо подготовленный учитель – по разнесению на листе информации, по типу решения – может сказать гораздо больше, чем психолог, который пообщается с ребенком час или два. Тогда что же такое «цифра»?

Собственно говоря, нацпроект отвечает на этот вопрос. Мы идем в направлении двух глобальных вещей.

Первая – переход на управление системой образования через анализ больших данных, что экономит время и деньги, освобождает учителей от безумной нагрузки по отчетности. Мы формируем мастер-данные, по которым можно сделать вывод и принять управленческие решения. Это и облачная бухгалтерия, и сеты, и цифровые портфолио детей и учителей.

Второй трек, также основанный на анализе больших данных, – это информация о том, в каком темпе осваивает предметную область тот или иной ученик, какими материалами он пользуется, кто его учитель, когда он прошел аттестацию, какими онлайн курсами пользуется и к какому результату это приводит. У нас будут неоспоримые, подкрепленные математическими методами анализа данные, которые больше не будут требовать бесконечных споров о том, какой учебник лучше или хуже. Мы будем понимать, какое сочетание приведет к идеальному результату по разным траекториям и векторам развития наших детей.

Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:

– Сейчас главное не специализация, а способность быстро адаптироваться к вызовам, с которыми вы сталкиваетесь. Школа должна давать умение учиться, вкус к непрерывной учебе. Самая важная компетенция – цифровая грамотность, она должна быть как история КПСС – присутствовать везде и на всех уровнях.

Андрей Никитин:

– Дети – это будущее, это люди, от которых зависит, будет ли наша страна успешной. Обеспечить справедливость образования, обеспечить доступ даже в самой небольшой отдаленной школе к современным качественным технологиям образования, к тем знаниям, которые есть у детей в самых престижных школах, – это главный вызов для регионов.

Что в итоге?

Марина Ракова:

– Мы договорились, что однозначно нужно сохранять ключевые параметры советского и российского образования – универсальность и фундаментальность. Что крайне важно делать ставку на софт-компетенции с акцентом на командную работу, на навык осуществления выбора и несения ответственности.

Согласились с тем, что не выбираем как приоритет конкретные технологии, а готовим людей к тому, чтобы они комфорт-но себя чувствовали при той скорости изменений, сложности и запутанности реального мира, чтобы они его строили, а не адаптировали. Мы поняли, что обязательно нужно участие бизнеса. Массовое инвестирование в образование требует профессионализма, и это должны быть профессиональные инвесторы. И мы точно определились, что в системе образования не хотим жить в рамках 95-процентной технологической зависимости нашей страны, и однозначно привлекаем Ростех. Они все сделают для нас, и дети будут работать на российском оборудовании.

И два ключевых момента: в центре системы образования стоит ребенок, а тот, кто сотворит из него счастливого успешного человека и личность, – это учитель. Поэтому инвестиции нужно рассматривать не только с точки зрения инфраструктуры, а скорее всего и в первую очередь – с точки зрения инвестиций в наших учителей.

Автор:т Сергей Савинов

---------------------------------------------------------------------------
Реклама

Вы любите совершать покупки через интернет? А как насчет того, чтобы получать выгоду при покупках? Тогда вам стоит приобрести карту Тинькофф с кэшбеком здесь. Получайте максимальное удовольствие от покупок. 

Если вы хотите, чтобы удача сопутствовала вам, необходимо не забывать обращаться к Господу. А если вы хотите получить достойную работу, то вашему вниманию lovingmoney.ru молитва Спиридону Тримифунтскому о работе. Эта молитва обладает мощной силой, регулярное чтение чтение поможет вам во многих делах.