– Возведение Воткинского лицея стартовало в 1991 году, но летом 1993 года финансирование строительства было приостановлено. Тем не менее лицей приступил к образовательной деятельности, временно разместившись в 1992 году в учебном корпусе школы-инерната. Я хорошо помню это время, поскольку сама тогда начинала работать здесь учителем истории. Условия для обучения, конечно, были не идеальные, но по той энергии и увлеченности, которые царили в нашем коллективе, ощущалось, что потенциал у нас огромный, нельзя было его терять. В этой сложной ситуации Воткинский завод принял судьбоносное решение о помощи. Заводские строительные подразделения, работая без выходных, в кратчайшие сроки завершили строительство, сделали ограждение и провели благоустройство территории идеально вовремя. К началу нового учебного года мы переехали в новое здание, ставшее впоследствии любимым домом для нас и настоящим дворцом знаний для многих поколений лицеистов, которые здесь учатся и получают путевку в жизнь.
– Современный Воткинский лицей – уникальное многопрофильное учреждение, школа повышенного уровня образования, первая в нашем городе, где обучение было организовано по индивидуальным учебным программам и планам. Тщательно продуманная система обучения, многолетний опыт педагогической работы и внимательное отношение к учащимся позволили поднять уровень качества знаний до 65 процентов. Это очень высокий показатель.
Ежегодно мы готовим высокобалльников по ЕГЭ. За последние 5 лет мы выпустили 6 стобалльников! В прошлом году на итоговой аттестации 24 выпускника набрали от 91 до 99 баллов ЕГЭ по разным предметам – это треть выпускников! Два года назад Анна Щеткина, воспитанница нашего лицея, получила 100 баллов по профильной математике и русскому языку, то есть по основным предметам, плюс стала абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике. МГУ, МГИМО, «Бауманка», РУДН и другие лучшие вузы России наперебой слали ей приглашения, а она выбрала Высшую школу экономики, где сегодня с удовольствием учится на факультете международной экономики и получает повышенную стипендию.
Кроме выскокобалльников мы ежегодно готовим медалистов. В среднем у нас получается по 10 человек. А пять лет назад сразу 19 выпускников были награждены медалями – почти половина выпуска, уникальный случай в истории нашего лицея.
Нынешний год в очередной раз подтвердил стабильное качество знаний – 99 процентов выпускников поступило в вузы. Исключением стал Илья Гущенко, одаренный молодой человек, выбравший себе творческий путь для дальнейшего развития и поэтому, согласно особенностям музыкального образования, поступивший в музыкальный колледж Ижевска. В будущем это даст ему возможность продолжить обучение в «Гнесинке». Мы искренне его любим и от всей души желаем, чтобы его мечта сбылась!
– Наличие высокобалльников, медалистов, победителей олимпиад всех уровней и другие достижения по основным образовательным профилям лицея – физико-математическому, информационно-технологическому, химико-биологическому, социально-гуманитарному и медицинскому – заслуга преподавательского коллектива. У нас работают высококлассные профессионалы, настоящие энтузиасты своего дела. 77 процентов имеют высшую и первую квалификационную категории. Это очень хороший показатель, поскольку присвоение столь высоких категорий сегодня дается очень и очень сложно. В коллективе есть эксперты республиканского уровня по проверке ОГЭ и ЕГЭ, несколько победителей национального проекта «Образование», республиканского и городских конкурсов «Учитель года». Работа многих педагогов поощрена грамотами Министерства образования и науки РФ, значком «Отличник просвещения», «Почетный работник общего образования РФ» и званием «Заслуженный работник образования УР». Но самое ценное, на мой взгляд, это атмосфера, которая царит среди нас – дружелюбная, креативная и очень результативная.
– Индивидуализация. Она начинается с первого класса и продолжается в течение всего обучения. Этот принцип был введен с первых дней работы нашего лицея и начался с эксперимента по внедрению института кураторства с 1993 г.
Уже 8 лет в лицее успешно действует институт тьюторства, обеспечивающий индивидуальные образовательные программы для учащихся 8-11-х классов. Согласно им, ученик с одобрения родителей сам выбирает образовательный маршрут для дальнейшего обучения и подготовки к поступлению в вуз.
Большую роль в индивидуализации играет Центр профориентационной работы «Парус», где тьюторы – педагоги лицея, проводят диагностики и тестирование, консультируют учащихся и их родителей, помогают находить и использовать все ресурсы, которые имеются в городе, республике и даже в целом по стране, чтобы обучение шло эффективно и качественно.
– Передовое образование должно опираться на метапредметность и практикоориентированность. Будущее за STEM-технологиями, основу которых составляют самые востребованные дисциплины: S – science (естественные науки), T – technology (технологии), E – engineering (инженерное искусство) и M – mathematics (математика).
Средства на создание собственного STEM-центра нам обеспечила победа в конкурсе 2017 года по предоставлению грантов Президента РФ на развитие гражданского общества.
Сегодня работа этого центра перешла на новый уровень. Мы подключились к программе «Уроки настоящего», которые ведет общеобразовательный российский центр для одаренных детей «Сириус». Учащиеся нашего лицея получают ежемесячные задания, например, разработку программного обеспечения для голосового помощника «Алиса», который сейчас активно продвигает компания «Яндекс». По итогам выполнения этих заданий Воткинский лицей в минувшем году занял 8-е место и тем самым вошел в ТОП-10 среди 65 команд-участниц из лучших школ со всей России.
– Следующий грант, который мы выиграли, от Фонда Рыбакова, связан с цифровизацией. Средства пошли на развитие лицейского медиацентра, состоящего из школьного телевидения, радио, печатных СМИ и групп в соцсетях.
Для школьного телевидения мы снимаем огромное количество роликов, на основе которых выходят новостные передачи, транслируемые на ТВ-мониторах по всему лицею. Снимая репортажи и занимаясь их монтажом, дети учатся находить и обрабатывать информацию, выделять в ней главное. То же самое можно сказать и о нашем ежедневном школьном радио. Небольшое отличие – путем всеобщего голосования в соцгруппах добавлена возможность заказывать инструментальную музыку, звучащую на переменах.
Печатные СМИ представлены газетами «Почемучка» для начальных классов и «Лицей» для старшеклассников. Оба издания существуют как в бумажном, так и в электронном вариантах. По желанию учащихся старших классов газету «Лицей» решено переформатировать в полноценный журнал, для чего на средства гранта уже закуплен специальный принтер. Первый выпуск журнала должен появиться уже этой осенью!
Наконец, группы в соцсетях – самое свежее направление. Там вся жизнь лицея, от актуальных объявлений и горячих новостей до ежедневного освещения в реальном времени, например, жизни летнего пришкольного лагеря.
– В течение последних 8 лет мы активно сотрудничаем с AFS Intercultural Programs, Inc – крупнейшей международной добровольческой организацией, под эгидой ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы, объединяющей более 50 стран мира. Это дает право школьникам из других стран проходить обучение в Воткинском лицее, а нашим лицеистам – за рубежом по программе Межрегионального благотворительного общественного фонда развития международных образовательных программ «Интеркультура».
Параллельно, совместно с иностранными образовательными учреждениями, мы организуем сетевые проекты, в рамках которых уже выпущено две книги – у нас и в Бразилии. Сейчас вместе с гимназией из Словакии ведется работа по сбору материалов о Морице Бенёвском – первом короле Мадагаскара, родившемся в Словакии и оказавшемся в России в начале XX века, для публикации книги на трех языках (русском, словацком и английском).
– В прошлом году к имеющимся четырем основным профилям мы добавили пятое направление – медицинское. На протяжении двух лет дети будут заниматься не только у нас, но и в Воткинском медицинском колледже. Затем, после сдачи экзаменов, получат удостоверение младшей медицинской сестры/брата, а также бонусы для поступления в Ижевскую медакадемию. Традиционно, 6-7 наших лицеистов ежегодно поступают в медицинские вузы Удмуртии и близлежащих регионов. Теперь, надеемся, их станет еще больше, что позволит снять кадровый голод в сфере республиканского здравоохранения.
Помимо этого, мы активно сотрудничаем с ИжГТУ. Начиная с 8-го класса, лицеисты посещают курсы дополнительного образования в Воткинском филиале, возглавляет который, кстати, выпускник нашего лицея Иван Александрович Давыдов.
Одной из важнейших задач стратегического плана развития Воткинского лицея является дальнейшая интеграция в международное образовательное пространство. Наша главная цель – развитие в лицее атмосферы свободы и творчества, которая сформирует такой уровень мышления и мировосприятия лицеистов, что для их деятельности и самореализации будет открыт весь мир!
Если же вернуться к началу разговора и вспомнить про тесное переплетение судеб, выяснится, что свыше 70 процентов родителей наших лицеистов работают на Воткинском заводе. У нас сложились целые династии, когда на обучение в лицей приходит уже третье по счету поколение. Вот так и получается, что наш лицей предоставляет детям работников Воткинского завода высококачественное образование, а завод в ответ помогает нам. Например, с установкой турникетов для обеспечения пропускного режима и ремонтом пола в спортивном зале. И конечно, мы всегда будем признательны за то судьбоносное решение, которое завод принял в сложном 1993 году, поддержав наш лицей и тем самым открыв дорогу тысячам воткинцев к качественному образованию.
Автор: Владислав Артемьев