Ольга Шахова: Горжусь тем, что у меня получилось!
Двухэтажное здание на улице Карла Либкнехта рядом с приметной парашютной вышкой было построено в 1937 году и остро нуждалось в реконструкции. В 2019 году Школа юных летчиков попала в проект «Большой ремонт». В несколько этапов провели капитальный ремонт здания, заменили все инженерные системы, реконструировали фасад и благоустроили прилегающую территорию. А еще получили уникальное современное оборудование: квадрокоптеры, оборудование для лазерного тира, кабину пилота, симуляторы полетов. В сентябре 2022 года курсанты вернулись в родные стены. Школа юных летчиков обрела второе дыхание, цифры набора уже второй год растут. В чем секрет популярности этого учреждения дополнительного образования, рассказывает его директор Ольга Вячеславовна Шахова.

Как название «Школа юных летчиков»?

– В 60-х годах прошлого века школы юных летчиков (ШЮЛ) и школы юных космонавтов (ШЮК) были созданы во многих городах, где были расположены летные училища или активно действовали региональные отделения ДОСААФ. В 1963 году первая ШЮК появилась в Оренбурге, потом ей присвоили имя Ю.А. Гагарина. Школа юных летчиков в Ижевске – одна из первых в стране – родилась в 1965 году на базах школы № 25 и Ижевского аэроклуба. В каникулы школьники выезжали в палаточный военно-спортивный лагерь «Юный летчик» на базе аэроклуба Пирогово. Официальный статус ШЮЛ получила 10 апреля 1967 года. С историей ижевской Школы юных летчиков связаны судьбы многих ярких героических людей и знаковые события. Мы наследуем ее имя, знамя и традиции. Через год, в 2025-м, будем праздновать большой красивый юбилей – 60 лет! Историческое имя осталось в нашей эмблеме и полном названии: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр патриотического воспитания «Школа юных летчиков», да и основным остается летное направление. Но сейчас мы делаем логическое ударение на том, что это Центр патриотического воспитания.

С июня 2023 года центр носит имя летчика, уроженца Удмуртии, Героя Советского Союза Александра Андреевича Девятьярова. И специальные знания (по летному и парашютному делу, истории и практике авиации), и тренировки (военно-спортивное многоборье, прыжки с парашютом, начальная военная подготовка) соединены в единую систему развития личности и характера юного гражданина. Курсанты первого года обучения дают клятву. В этом учебном году это событие было масштабным и значимым. Оно проходило в зале Городской думы города Ижевска 9 декабря, в День Героев Отечества. 170 пятиклассников дали клятву быть верными Родине, школе, товарищам, семье. Впереди у них несколько лет развития и самосовершенствования. Не все из них выберут небо, но все осознанно выберут профессию.

– Ольга Вячеславовна, расскажите подробнее о Концепции развития центра…

– В 2019 году мы готовились к капитальному ремонту здания и, конечно, размышляли о том, что в обновлении нуждаются и наши образовательные программы. Была поставлена задача: развивать личность каждого ребенка, дать ему возможность выбора и одновременно подставить плечо, помочь обрести уверенность в себе. Мы начали с размышлений о том, как переживают подростки, если по состоянию здоровья профессия летчика для них недостижима. Любая сильная детская мечта должна быть реализована, она может трансформироваться, уточняться. В атласе новых профессий мы нашли профессию: «Оператор беспилотного воздушного судна (БВС)». Это специалист, который с земли, дистанционно управляет беспилотниками. А еще есть специалисты, которые проектируют БВС, проводят технический осмотр, ремонтируют, производят расчеты полетов, решают логистические задачи. Новые направления инженерной авиации сейчас самые актуальные и динамично развивающиеся сферы деятельности. Спрос на специалистов по беспилотникам на рынке профессий невероятный. Прогнозы их востребованности в ближайшие 7-10 лет самые оптимистичные.

Интуитивно мы попали в точку роста, угадали тенденции развития современных военных и гражданских профессий. Это совпало с буквально взрывным завоеванием рынка ижевской компанией ZALA Aero, специализирующейся на разработке и производстве беспилотных воздушных судов. Несомненно, даже ознакомительная экскурсия на производство беспилотников – важное событие для курсантов. Мы стремимся дать ребятам практические навыки по каждой программе. Значит, нужны новые учебные рабочие места: если раньше для авиамоделирования годились фанера и клей, то теперь нужны паяльные станции. И, главное, новому образовательному направлению необходимы уникальные наставники: педагоги-инженеры, знающие авиацию. Концепция развития центра подразумевает и развитие коллектива. Я горжусь своими коллегами. Это профессионалы, люди с армейским опытом и четкой жизненной позицией. В коллективе работают много молодых мужчин. Наши педагоги умеют находить общий язык с подростком, заинтересовать, посоветовать, помочь в трудной ситуации. Не секрет, что часто к ним обращаются мамы с просьбой: «Помогите вырастить сына настоящим мужчиной!». И это получается.

– Как у вас организован учебный процесс?

– Центр является учреждением дополнительного образования. В возрасте, когда ребята начинают у нас заниматься, уже формируются интересы и предпочтения. Окончательное решение принимаем вместе с родителями или представителями ребенка. После первого полугодия все поступившие проходят промежуточную аттестацию. И те, кто объективно готов стать курсантом, дают клятву и начинают осваивать образовательные программы. У нас есть два варианта: либо ребенок пришел самостоятельно, либо он учится в классе общеобразовательной школы, партнерами которой мы являемся. В первом случае мы формируем из курсантов объединения по интересам, они бывают разновозрастные. Во втором – к нам приходят на занятия целыми классами. Школа выбирает образовательный профиль, а мы предоставляем площадку, программу и педагогов. Расписание и количество занятий в неделю зависит от выбранной программы. Если программа рассчитана на 72 часа, то занятия два раза в неделю. Если программа рассчитана на большее количество часов, то 3-4 раза в неделю.

У нас на сегодня открыты 24 программы по пяти основным направленностям: социально-гуманитарная, художественная, техническая, туристско-краеведческая и физкультурно-спортивная. Программы у нас разновекторные.

Безусловно, базовые – это «Юный летчик», «Пилот», «Юный десантник», «Курс юных бортпроводников». Есть военно-спортивные программы строевой и стрелковой подготовки, рукопашного боя, атлетической гимнастики, ГТО с элементами полиатлона. Есть «Школа выживания», «Школа почетного караула», «Кадетский медиацентр», «Дефиле с оружием», языковые курсы. Можно учиться сразу на нескольких программах, они сочетаются одна с другой. Через три года, к 8-му классу, курсант получил базу знаний и навыков, сформировался, подошел осознанно к выбору жизненного пути.

Если он готовится к службе в армии, действительно желает стать летчиком, то выбирает программу первоначальной летной подготовки. Взрослые курсанты проходят предварительный медосмотр, занимаются на уникальном современном тренажере «Кабина пилота», на аэродроме в Пирогово. Десять наших лучших курсантов 16-18 лет выезжали в город Торжок, где прошли недельную стажировку в Государственном центре боевой подготовки и переучивания летного состава Минобороны России. Ребята участвуют в торжественных построениях и военно-патриотических мероприятиях.

Причем не только городских и республиканских, но и всероссийских, и даже международных. Наши курсанты, например, выезжали в город Брест и принимали участие в торжественных мероприятиях, посвященных 50-летию Поста памяти в Брестской крепости. Центр традиционно участвует в финале республиканской военно-патриотической спартакиады «Гвардия», в смотре-конкурсе «Равняемся на героев», в Вахтах памяти и Параде Победы. Вот в эти дни как раз более 100 воспитанников центра участвуют в репетициях Парада Победы и строевого смотра «Равняемся на Героев». Это большая ответственность и большой труд. Спасибо родителям, директорам и педагогам школ, которые нас поддерживают.

– Реновация Школы юных летчиков стала возможна благодаря муниципальному финансированию. А есть у нее спонсоры и грантовая поддержка?

– Да, безусловно, основная часть капитального ремонта прошла за счет бюджетного финансирования. Общая сумма трех этапов составила 36,5 млн рублей. Спасибо Главе Удмуртской Республики, Администрации города Ижевска, выпускникам Школы юных летчиков разных лет и просто неравнодушным горожанам. Мы понимали, что невозможно просто ждать выделения денег, и активно занялись грантовой деятельностью. Участвовали в конкурсах Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив. Благодаря проекту «Инициативное бюджетирование» мы смогли реконструировать специальную полосу препятствий, открыть веревочную трассу и площадку ГТО. На средства гранта Российского военно-исторического общества создали Пост памяти на Аллее героев, музейное пространство, проект «Большие герои Великой войны». Проект возрождения нашей уникальной 25-метровой вышки стал народным.

Мы давно дружим и сотрудничаем с Советом отцов города Ижевска. Наш общий проект «Папа в деле» стал победителем I Конкурса 2023 года Фонда президентских грантов. В рамках его реализации в октябре прошлого года прошла Республиканская военно-спортивная игра «Зарница. Папа может». Есть проекты по приобретению нового оборудования, по развитию музейного пространства Школы юных летчиков.

– В свое время был широко известен ваш музей Надежды Курченко, в 2018 году его вновь открыли после реконструкции. Есть ли теперь музей?

– В 2020 году имя Надежды Курченко было присвоено школе № 91, мы полностью передали музей туда. Теперь в обновленном здании мы создаем новое музейное пространство «Боевая эскадрилья», посвященное предвоенным выпускникам Ижевского аэроклуба и ребятам-курсантам, погибшим в локальных войнах. Среди них 22 Героя Советского Союза и Герой России.

Сейчас Школа носит имя прославленного летчика Александра Андреевича Девятьярова, награжденного звездой Героя, двумя орденами Ленина, многими боевыми наградами. Он вернулся в Ижевск после войны в 1946 году, возродил комитет ДОСААФ и Ижевский аэроклуб. В своих мемуарах «Земля под крылом» писал, что с особым трепетом относится к Школе юных летчиков.

– В этом вы с ним похожи, вы ведь тоже теперь живете жизнью Школы юных летчиков?

– Не теперь, а практически всю жизнь. Я крепко связана со Школой юных летчиков с детства. Мой отец, Вячеслав Дмитриевич Мамонтов, работал летчиком-инструктором в Пирогово. Там же, на аэродроме, трудилась моя мама, Вера Александровна. Каждое лето мы со старшей сестрой большую часть каникул проводили в лагере, начальником которого был папа. Он был вторым директором Школы юных летчиков в 1968-1970 годах.

Люди, которые 6 лет назад предложили мне стать директором ШЮЛ, не знали про мое детство. Но знали меня, мой послужной список и репутацию. Я работала в общеобразовательной школе в разных статусах (педагог, завуч, директор), у меня большой педагогический опыт и стаж руководителя, звание «Заслуженный учитель Удмуртской Республики». Конечно, я согласилась принять школу в том состоянии, в котором она была в 2018 году, накануне предстоящего капитального ремонта, невзирая на все трудности и объективные проблемы. И я горжусь тем, что у меня получилось возродить Школу юных летчиков. Мы дружим с внуком нашего героя, Александра Андреевича Девятьярова, Алексеем Пономаревым. Как-то мы были у него в гостях, смотрели семейные фотоальбомы. Я беру фотографию и вижу – вот летчик, ветеран войны Девятьяров, а вот рядом с ним молодой человек – мой отец.

Ничего не бывает в жизни случайно!

Реклама. ИНН: 1835034192. ERID: 2VtzqumVa7B.