Всероссийская командная олимпиада по программированию.
– Владимир Петрович, никто не сомневается в качестве выпускников экономико-математического лицея № 29. Можете ли вы как директор назвать основные слагаемые этого успеха?
– «Математика+» – формула подхода к построению образовательного процесса в лицее. Такая философия позволяет нашим лицеистам приступать к изучению любой другой области с хорошим математическим инструментом, в связи с этим дети достигают высоких результатов по информатике, экономике, физике. В лицее постепенно создаются условия для определения его в качестве Республиканского математического центра для одаренных детей. Но любой подход к процессу не может быть реализован без образовательной среды. И первое, что может способствовать развитию среды, – это традиции. Традиции, которые были задуманы и закреплены предыдущими поколениями лицеистов, педагогическим коллективом, конкретными людьми. И главная наша задача – сохранить их и преумножить. Понятно также, что в связи с появлением требований и условий нового времени в обществе в лицее появляются соответствующие традиции.
Второе слагаемое – это то, что наша система обучения учит работать. То есть просто отсидеться на новых местах учебы или работы наши выпускники не смогут. Каждый из них в поиске улучшения сознания и бытия. В любом случае ребята развиваются, руки не опускают – это самое главное. Бывает, что система иногда не принимает их, но мы учим наших лицеистов принимать правила. Система развивающего обучения формирует у ребенка самостоятельность мышления, умение отстаивать и высказывать свое мнение. Уже обучаясь в начальной школе, лицеисты строят свои ответы на разные вопросы таким образом: «По моему мнению…», «Я считаю…».
Всероссийская командная олимпиада по программированию.
– То есть выращивать собственное «я»?
– Да, совершенно верно. Мы хотим, чтобы наш ученик, выпускник имел свое мнение и твердо стоял на ногах. Мы в каждом воспитываем личность.
– Вы сказали, что в лицее создана определенная среда…
– Дети, учителя и родители – это самые важные люди в создании образовательной среды. Но в целом среда создается всеми участниками образовательного процесса. У лицея есть крупные партнеры, есть старые друзья, которые активно принимают участие в развитии наших детей. Это ИЭМЗ «Купол», «Удмуртнефть».
С «Куполом» у нас отдельная история – школа № 29 строилась когда-то как учебное заведение для детей работников завода, который всегда нас поддерживал. И в статусе лицея мы состоялись во многом благодаря этой поддержке. Руководство ИЭМЗ нас всегда слышит и самым внимательным образом относится ко всем нашим планам развития.
Что касается родителей, они у нас очень активные. Я не устаю повторять, что наши родители самые лучшие, потому что они не только переживают за образовательный процесс, но и принимают активное участие в формировании развивающей образовательной среды.
Если глубоко рассуждать о составляющих образовательной среды лицея, нельзя упускать детали, без которых не будет полной картины об условиях формирования личности лицеиста. Например, необходимо напомнить об организации выездных сессий в рамках изучения синхронизированного курса трех областей: история, литература, искусство.
Лицеисты – чемпионы Национальной технологической олимпиады.
– Расскажите об этом подробнее. Что это за поездки?
– Лет двадцать назад была разработана линия изучения этих трех направлений по эпохам. У каждого ребенка должно сформироваться целостное понимание исторических эпох, и он должен понимать, почему именно в то или иное время появились конкретные произведения литературы и искусства. Этот курс был разработан в нашем лицее специалистами кафедры «Культурология».
– То есть в рамках этой программы вы регулярно вывозите детей и организуете целенаправленные тематические экскурсии?
– Мы называем эти поездки в Санкт-Петербург и другие города выездными сессиями. Каждый день в этих поездках наполнен интересными маршрутами и защитой проектов.
– Расскажите, пожалуйста, о непредметной коллективной деятельности в вашем лицее.
– Сила единого целого в силе составляющих это целое, поэтому в лицее особое внимание уделяется развитию детских коллективов. Это образцовый танцевальный ансамбль «Янушка», в нем занимаются около 150 детей, в четырех возрастных группах занимаются дети из разных образовательных учреждений. Ансамбль принимает участие в разных конкурсах, фестивалях, в том числе международных. Благодаря пониманию руководителем коллектива Яной Юрьевной Юрченко задач лицея в ансамбле приняты принципиальные правила, которые способствуют общему развитию детей.
Образцовый танцевальный ансамбль «Янушка».
В лицее есть фольклорный ансамбль «Ладушки», он был создан больше не для того чтобы «ставить» голос детям, а для того чтобы знакомить с русскими народными традициями. Светлана Геннадьевна Вершинина, руководитель ансамбля, находит ключик к сердцу каждого ребенка, используя интересные подходы. Коллектив знают не только в нашем регионе.
«Ладушки» — фольклорный ансамбль.
Баскетбольный клуб «Купол-ЭМЛи» был создан в 2015 году. Считаем, что он относительно молодой с точки зрения даты создания, но коллектив уже вырос в Спортивный клуб лицея, в котором дети занимаются в секциях по нескольким видам спорта в различных возрастных группах. Волейбольная и баскетбольная команды лицея являются ежегодными победителями и призерами городских и республиканских соревнований.
Клуб спортивного бального танца «Манила» – это уже коллектив подготовки спортсменов высших достижений. Главный специалист лицея в танцах – Евгений Александрович Солертовский.
Самый молодой коллектив нашего лицея – театральная студия «Воздух». Я уверен, что мы выйдем на хороший уровень, потому что специалист, который руководит коллективом, молодая, энергичная и амбициозная. Сабина Нуралиевна Кочурова закончила Санкт-Петербургский институт по профильному направлению. Мы с ней хотим запустить некий «спрут» нашей студии в другие учреждения для реализации больших проектов.
Относительно недавно в лицее была создана Академия интеллектуальных игр, где поддерживается спортивное направление – шахматы, шашки. Подготовка детей к соревнованиям ведется лучшими специалистами города и республики Светланой Игоревной Цодовой по шахматам, Светланой Петровной Тороховой по шашкам. Благодаря их работе совместно с городскими коллегами сборная лицея по шахматам выросла до действующего чемпиона республиканского турнира «Белая ладья», а в «Дебюте» наша команда самых маленьких шахматистов заняла абсолютное 4-е место в России. По шашкам возглавляемая Светланой Петровной команда является лидером в России, более того, Степану Щеткину, ученику 7-го класса, в этом году присвоено звание Мастера спорта России по шашкам.
Cборная ЭМЛи – действующие чемпионы республики по шахматам.
– Сейчас во всех сферах дефицит людей. Где вы их берете?
– Любая система выстроена так: либо она принимает человека, либо нет. Но я против того, чтобы относиться к человеку «наш – не наш». Потому что любой человек может стать нашим, надо с ним поработать. Надо суметь «вакцинировать» его атмосферой лицея.
На личной странице «ВКонтакте» есть рубрика «В гостях у директора». Из директора не надо делать пугало. Я тот человек, который может помочь, если что, с которым можно делиться своими бедами. Я человек, с которым можно делиться радостью, победами.
У нас по традиции 1 сентября первоклассники заходят на экскурсию в мой кабинет. И я им говорю, чтобы сюда вас не приводили, а вы сами заходили. Лицеисты хотят сами прийти поделиться победами, радостью, а в кабинете мы с ними обсуждаем разные лицейские дела. Например, младшие школьники решили в качестве слогана на грамотах и благодарностях лицея печатать следующее: «У нас сложно, значит, интересно». Это их слоган!
С учреждениями дополнительного образования мы тесно дружим. Потому что на основе образовательного фундамента наши дети выходят на очень высокий уровень. Благодаря совместным усилиям наши дети в этом году заняли абсолютное первое место по направлению «Большие данные и машинное обучение» в Национальной технологической олимпиаде: 1-, 2- и 4-е место по России, 3-е место – у Татарстана. В командном туре они были вторые. «Большие данные и машинное обучение» – это очень перспективное направление, достижения ребят в этой области дали возможность поступления в ведущие учебные заведения РФ.
У нас неплохо, но может быть по-другому хорошо.
Лицеисты включены в золотой запас экономистов.
– Вы знаете, как? Какая-то стратегия развития у вас есть?
– Да. Что бы мы ни говорили по поводу всесторонне развитого выпускника, который будет осознанно выбирать свое будущее и так далее, – это некая миссия. Мы не будем менять вывеску, при этом будем больше двигаться в техническом направлении.
Я хочу, чтобы мы зашли еще в международную деятельность. Мы хотим найти школу-побратим в Китае и реализовать совместные интересные проекты. Они сильны в математике и информатике так же, как и мы, в экономике – не факт, что они сильнее нас. Но при этом я точно знаю, что в робототехнике мы слабее, и нам есть чему поучиться в этой области.
Для поддержки и реализации интересных проектов нам нужен сильный учредитель. Нам нужны люди, которые хорошо умеют делать долгосрочные проекты.