Пленарное заседание Августовской конференции педагогических работников Ижевска состоялось в Русском драматическом театре Удмуртии.
Государственное дополнительное образование было традиционно развито в советский период. Оно неизменно присутствовало в системе дошкольного воспитания и общего образования, было представлено детскими творческими центрами и дворцами, спортивными секциями, клубами и станциями юных техников, специальными музыкальными и художественными школами. В Ижевске все было точно так же, как по всей стране. Другое дело, что к концу 90-х годов дополнительное образование столкнулось с проблемой финансирования и размещения, сменой педагогических кадров и ротацией руководителей, утратило общую идеологию и приняло несколько хаотичный характер. Правительство и президент неоднократно обращались к этому вопросу. Были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе. Вышел ряд постановлений в рамках объявленного в России Десятилетия детства. В 2014-2020 годах один за другим появлялись приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Первоначальная Концепция развития дополнительного образования была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года.
А в прошлом году в нее были внесены дополнения в части определения ценностного статуса и социокультурной роли дополнительного образования; определения приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации вплоть до 2030 года. Когда появилась концепция, мы ощутили не только преемственность и целенаправленность всей системы образования и своей работы в данном направлении, но, главное, – ее системность. Основными направлениями развития дополнительного образования в документе названы: туристско краеведческое, естественнонаучное, техническое, социальногуманитарное, художественное и физкультурно-спортивное.
Среди основных требований концепции – доступность, мобильность и адресность, вариативность и модульность, освоение новых цифровых технологий и дистанционного формата, социальная направленность, актуальность и перспективность дополнительного образования, масштабирование, интеграция и трансляция новых образовательных программ. У нас теперь есть обозримая перспектива развития, определены цели, поставлены четкие задачи и конкретные сроки, отлажен механизм мониторинга, проектный офис, нормативы электронных отчетов. Есть четкое понимание, куда мы движемся, каких результатов хотим достигнуть, есть контрольные точки, критерии оценки деятельности и показатели успешности. Могу с уверенностью сказать, что за последний год сотрудники управления образования освоили новые требования работы, выдвинутые концепцией.
Сегодня по стране уже более 82% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены программами дополнительного образования. В Удмуртии, как и во всех субъектах Российской Федерации, внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей. В разных районах Ижевска действуют 14 учреждений допобразования, среди них такие крупные и известные, как Дворец детского (юношеского) творчества, Школа юных летчиков, КПЦ «Граница». В 13 ижевских детских школах искусств учатся свыше 9 тысяч одаренных детей. В городе осуществляют деятельность 47 образовательных организаций различных ведомств, имеющих лицензию на дополнительное образование. Из них 15 организаций – негосударственные. По итогам прошлого учебного года услугами допобразования воспользовались 79 368 детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Пленарное заседание Августовской конференции педагогических работников Ижевска состоялось в Русском драматическом театре Удмуртии.
Внебюджетное дополнительное образование представлено детским технопарком «Академия Калашников», различными частными школами и центрами развития способностей детей. На базе Дворца детского (юношеского) творчества создана ассоциация 36 школьных театров. В партнерстве с Русским драматическим театром Удмуртии для них запланировано проведение мастерских, творческих встреч, учеб и мастер-классов. Есть программа сотрудничества всех технических, спортивных детских учреждений, существует объединение школьных музеев. Ежегодно в городе проводится до 30 крупных мероприятий по направлению дополнительного образования.
В настоящее время очень развита поддержка одаренных детей на федеральном уровне: это всероссийские олимпиады, творческие фестивали, единые профильные смены во всероссийских детских оздоровительных лагерях, проектные конкурсы, многочисленные фонды, грантовые программы. Отрадно, что наши учреждения допобразования регулярно выигрывают в конкурсах и получают гранты. Например, в этом году фонд «Культурное наследие» выделил миллион рублей Центру детского творчества Устиновского района. С 2022 года мы зашли в федеральную программу «Создание новых мест дополнительного образования детей». По ней в том году в 13 образовательных организациях было открыто 455 мест по программам дополнительного образования, в этом году – 12 учреждений и уже 920 новых мест. В планах открытие двух «ЭКО-станций» на базе Дворца детского (юношеского) творчества и Центра творческого развития «Октябрьский».
Надо отметить, что Ижевск одним из первых стал поддерживать таланты и достижения своих юных горожан, выделяя на это специальную строку бюджета. С 2012 года ежегодно, накануне Дня города, муниципальные власти вручают гранты одаренным детям: персональные (25 тысяч рублей) и коллективные (100 тысяч рублей). В конкурсной комиссии – работники сферы образования, культуры и спорта, представители Администрации и депутаты Городской думы. В 2023 году Администрация Ижевска поддержала таким образом 88 талантливых детей и 18 творческих коллективов. С 2021 года создан Реестр конкурсных мероприятий для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности в области науки, спорта и искусства, ведется мониторинг достижений, регулярно пополняется Реестр одаренных детей (сейчас в нем насчитывается 1300 человек). В общей сложности в системе допобразования столицы Удмуртии работают 720 педагогов. Действуют несколько городских методических объединений. В рамках республиканской программы «Наставничество» Ижевск даже несколько опередил российскую практику стимулирования преемственности поколений специалистов допобразования. Уже второй год мы выделяем гранты (25 тысяч рублей) лучшим педагогам со стажем, которые успешно передают свой опыт и знания молодым коллегам.
И, конечно, постоянная забота управления – это ремонт и содержание помещений детских образовательных учреждений, их охрана и пожарная безопасность, соответствие всем нормам и требованиям содержания, подготовка к началу учебного года, началу отопительного сезона. Например, большой объем ремонтных и строительных работ выполнен к 1 сентября на объекте «Дворец детского (юношеского) творчества»: ограждение территории, восстановление тира и реконструкция учебной площадки ГИБДД.
Каждый год в августе-сентябре начинаются наборы в кружки и студии, приходят новые ученики в ДШИ и образовательные центры. Система персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) начала действовать в Удмуртии еще с 2018 года. Регион одним из первых в стране подключился к системе ПФДО. И уже в 2019 году в Удмуртии было выдано и активировано более 180 тысяч сертификатов на посещение бесплатных секций и кружков. Вначале сертификат можно было оформить только лично, посетив одну из уполномоченных организаций в Ижевске. Но к 2020 году эта функция стала доступна онлайн, и родители в Ижевске получили возможность дистанционно оформить сертификат для посещения кружка. Список детских учреждений, в которых принимают к оплате сертификаты, постоянно растет, его можно уточнить в информационной системе «Портал-навигатор дополнительного образования детей Удмуртской Республики». Есть возможность доступа негосударственных организаций к бюджетным средствам для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе за счет внедрения системы сертификатов. Управление образования города Ижевска с 2018 года по настоящее время выдало 81 тысячу сертификатов. С 1 сентября этого года в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей произойдут изменения. Сертификат становится более удобным в использовании – его баланс будет выражен не в денежном эквиваленте, а в часах недельной нагрузки по программам дополнительного образования. На каждую образовательную программу, оплачиваемую средствами сертификата, в автоматическом режиме ребенку будет дополнительно формироваться социальный сертификат.
В заключение мне хотелось бы поздравить с началом нового учебного года всех коллег, которые трудятся в системе образования, как общего, так и дополнительного! Вы делаете одно общее дело, заняты воспитанием и развитием новых поколений жителей нашего города! Я желаю всем физических и духовных сил, здоровья и энергии, радости реализации себя в профессии и творчестве, исполнения всего намеченного, достижений учеников и побед воспитанников!