– Галина Витальевна, предлагаем начать наш разговор с темы, которая еще пару лет назад серьезно волновала общественность республики, – о создании в Удмуртии опорного вуза.
– Система высшего образования – очень точный индикатор процессов, происходящих в государстве и обществе. Бурный, я бы сказала – неуправляемый, рост числа вузов в России в 90-е и начале «нулевых» годов можно оправдать лишь тем, что тем самым на 4-5 лет оттягивалось вступление молодежи в самостоятельную жизнь. Если помните – в ту жизнь, в которой молодежь, по большому счету, никто не ждал. В эти годы выпускники школ стояли перед выбором – либо в вуз (система начального и среднего профессионального образования сдала позиции), либо в безработные (тогда далеко не все квалифицированные специалисты могли найти работу), либо в криминал. И система высшего образования стала, по мнению ряда экспертов, чем-то вроде «социального отстойника», который уберег сотни тысяч молодых людей от худших сценариев развития их судьбы. Но система и заплатила за это резким падением качества высшего образования и его престижа. К середине «нулевых» ситуация в стране начала меняться к лучшему, и государство вернулось к регулированию системы высшего образования через отсечение слабых и неэффективных вузов и филиалов (в конечном итоге количество вузов в стране сократилось в два раза). Создание опорных вузов стало одним из шагов в процессе повышения эффективности высшего образования. На первом этапе оно проходило через объединение вузов, мы в республике его пропустили и, я считаю, поступили совершенно правильно. На втором этапе требование объединения было снято, УдГУ успешно прошел все процедуры отбора и вошел в число финалистов. Недоставало лишь согласия республики на софинансирование. И тут нам просто не повезло: именно в это время в Удмуртии произошла смена власти, новая команда руководителей столкнулась с дефицитом бюджета и огромным долгом республики. В этой ситуации требовать к себе особого внимания было, мягко говоря, некорректно. Но мы не теряем надежды и намерены принять участие в третьем этапе, в ходе которого в 50 регионах России будет создано еще 40 опорных вузов. Шансы нашего университета я рассматриваю как очень высокие.
– Работа по повышению эффективности привела к перестройке внутренней жизни вузов: менялись их структура и принципы управления, пересматривались учебные планы и набор специальностей, формировались новые критерии оценки работы и система оплаты труда преподавателей и сотрудников. Что сегодня является мобилизующим фактором и основным драйвером развития вузов и, в частности, Удмуртского государственного университета?
– Если коротко, то национальные проекты. И в первую очередь – проекты «Образование» и «Наука».
– А можно развернуть этот ответ…
– Конечно. В первую очередь, необходимо сделать российское образование конкурентоспособным в мировом образовательном пространстве. А это значит, что Россия должна войти в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Для этого вузам, в том числе и УдГУ, следует продолжить и ускорить модернизацию профессионального образования через внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, расширение системы непрерывного образования, чтобы уже работающий человек мог на базе университета обновить свои знания и приобрести новые компетенции, в том числе в сфере цифровой экономики.
Это то, что касается образования. Национальный проект «Наука» требует от нас сосредоточения на исследованиях и разработках в тех областях, которые являются приоритетными в мировом научно-техническом развитии. Для этого мы будем совершенствовать нашу научно-исследовательскую инфраструктуру. Научные установки класса Megascience в одиночку мы, конечно, «не потянем», но вполне реальные планы по решению ряда принципиально новых фундаментальных и прикладных задач у нас есть. Чуть позже я о них расскажу. И, естественно, нам необходимо коммерциализировать все наши научные разработки и развивать систему подготовки и профессионального роста научных и педагогических кадров.
Наконец, не будем забывать и о «третьей миссии» вузов – нашем участии в социально-экономическом развитии республики. А это и кадровое обеспечение экономики и социальной сферы Удмуртии, и проектная деятельность, и выполнение заказов со стороны предприятий, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.
Круг задач, которые сегодня стоят перед вузами страны, республики, перед УдГУ, предельно широк. Но если сводить их к общему знаменателю, то очевидно, что в конечном итоге именно система высшего образования должна стать локомотивом того прорыва, о котором говорил В.В. Путин в своем указе.
– А теперь, пожалуй, главный вопрос: насколько Удмуртский госуниверситет готов к реализации национальных проектов?
– Ответ на данный вопрос однозначен – готов. Об этом ярко свидетельствуют данные различных рейтингов. Так, в рейтинге востребованности вузов в РФ наш университет в 2018 г. занял 33-ю позицию среди 89 классических университетов России (это к вопросу о том, каковы наши стартовые позиции в выполнении «третьей миссии» вузов). В этом же году мы впервые (и первыми из вузов Удмуртии) попали в престижный международный рейтинг научных организаций SCImago Institutions Rankings (SCImago 2018). Это рейтинг, в который входят и образовательные организации, и научно-исследовательские центры, и частные корпорации. Он считается одним из самых объективных, так как эксперты оценивают научные организации не по их заявкам, а по открытой информации из международных баз данных. Само по себе присутствие в этом рейтинге уже говорит о многом. А 27-я позиция среди российских научных (!) организаций, 12-я среди вузов России и 2-я среди вузов Уральского и Волго-Вятского регионов однозначно указывают на то, что наш университет занимает высокие позиции в российском и международном научном пространстве. Индекс цитирования наших ученых тоже очень высок. Не случайно «Вестник Удмуртского университета. Математика. Механика. Компьютерные науки» является единственным в республике периодическим научным изданием, которое входит в Scopus и SCImago Journal Rank. Это признание результатов исследований наших сотрудников мировым научным сообществом.
– Впечатляет. Но в одиночку такого уровня вряд ли можно достичь.
– Безусловно. И когда я говорю об этом, я всегда подчеркиваю, что высокий уровень интеграции нашего университета в международное образовательное и научное пространство достигнут нами во многом благодаря нашим российским и зарубежным партнерам. Участие в престижных европейских и международных проектах способствовало созданию положительного имиджа университета на мировом уровне. Сегодня мы сотрудничаем с научно-образовательными организациями стран СНГ, Европы, Восточной Азии, Северной и Южной Америки на основе 50 двусторонних соглашений. Наши студенты проходят обучение по программам международной академической мобильности в вузах-партнерах. В сотрудничестве с Гранадским университетом в УдГУ реализуется программа двух дипломов, которая позволяет выпускникам обоих вузов получить сразу два диплома – российский и испанский. Наши преподаватели повышают квалификацию и преподают в зарубежных вузах, реализуют международные проекты в составе научно-исследовательских групп. В УдГУ накоплен богатый опыт подготовки специалистов для зарубежных стран. На сегодня более 500 иностранных студентов проходят обучение в нашем университете.
Поднимая уровень академической мобильности студентов и преподавателей, мы заключили около 20 соглашений о сетевом взаимодействии с ведущими российскими университетами, среди которых Московский государственный университет, Нижегородский, Казанский, Мордовский и т.д., присоединились к Национальной платформе онлайн-образования, которую создали 12 крупнейших университетов страны.
Очень эффективным и перспективным для нас является участие в различных консорциумах. УдГУ – член консорциума центра компетенций национальной технологической инициативы в области робототехники и мехатроники на базе университета «Иннополис» (а это 16 российских университетов, 5 прикладных институтов и постоянно растущее число зарубежных партнеров). Мы вошли и в консорциум по развитию фармацевтической промышленности, который создан на базе Воронежского университета. Сегодня среди индустриальных партнеров университета такие известные предприятия, как АО «ИЭМЗ «Купол», АО «Элеконд», АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», Концерн «Калашников», ПАО «Ижсталь».
– После всего, что вы рассказали, УдГУ уже не хочется называть «региональным» университетом.
– Согласна, что сегодня фраза «УдГУ – региональный университет» является фигурой речи и не отражает нашего реального места в системе высшего образования страны. Но так принято говорить, имея в виду точку на географической карте страны. Мы себя мыслим и позиционируем как университет, который все прочнее встраивается в мировую систему образования и науки. Чего от нас и требует указ Президента России.
– Что в ближайших планах университета?
– Мы ведем переговоры с тюменскими нефтегазовыми университетами о вхождении в консорциум по нефтегазовому направлению. В ближайшее время намерены включиться в проект «Вернадский» (он предполагает, что ведущие вузы страны будут создавать консорциумы с региональными для реализации наиболее перспективных направлений развития науки и образования). Участие в консорциуме по развитию фармацевтической промышленности для нас связано с намерением, опираясь на разработки в сфере биотехнологий, создать Институт трансляционной медицины. Трансляционная медицина – это направление, которое предполагает ускоренную передачу достижений науки, всех исследований в практическое здравоохранение. Думаю, нет необходимости объяснять, насколько это важно. Для создания такого института у нас есть соответствующие ресурсы, на эту тему был разговор с министром здравоохранения республики, и тут мы можем быть очень полезными.
– Наверно, этот проект может быть интересен и для других вузов?
– Вы озвучили очень непростой вопрос. Отвечу на него как председатель Совета ректоров вузов Удмуртии. У нас в республике сложилась уникальная ситуация: 5 вузов и 37 организаций СПО закрывают потребность в кадрах для всех отраслей экономики и социальной сферы региона, вплоть до кадров для культуры и искусства. Если добавить сюда 33 организации, выполняющие научные и прикладные исследования и разработки, то можно уверенно сказать, что потенциал нашего научно-образовательного пространства огромен. Но он, на мой взгляд, реализуется явно недостаточно. И даже ослабляется, когда у нас один вуз открывает специальности, уже успешно развивающиеся в другом. Но сегодня речь не об этом, а о том, как мне видятся перспективы. Поле сотрудничества у нас действительно богатейшее: проведение совместных научных исследований, создание творческих научных коллективов, открытие межвузовских лабораторий для поддержки молодых ученых. Нам вполне по силам создать не только консорциум вузов, но и свой, республиканский консорциум ведущих научных и образовательных организаций республики с индустриальными партнерами, органами государственной и муниципальной власти, с академическими институтами. Это объединение всех потенциальных партнеров с тем, чтобы обеспечивать исследования, создавать конкурентоспособные продукты, заниматься коммерциализацией научных открытий и разработок. В качестве основных направлений, где бы мы могли объединить усилия, назову робототехнику и мехатронику, аддитивные материалы (физика и химия поверхности) и ТЭК, обеспечение безопасности человека, животных и растений, экобиотехнологии, связанные с повышением урожайности растений и их устойчивости к болезням и вредителям и т.д. Все это позволит нам плотнее интегрироваться в социально-экономическое развитие региона, усилит межвузовское взаимодействие для проведения междисциплинарных исследований. А в конечном итоге существенно повысит свой вклад и вклад республики в реализацию национальных проектов.
– Будем надеяться, что ваше видение перспектив создания единого научно-образовательного пространства республики как инструмента исполнения указа Президента России найдет поддержку и будет воплощено в жизнь.
– Спасибо. Я тоже на это надеюсь.
---------------------------------------------------------------------------------
Реклама
Порой состояние здоровья дает о себе знать. Причины могут разные - вид работы, малоподвижность, наследственность и другое. Однако на любой недуг есть свое средство лечения. Узнать все подробности, что такое геморрой, можно на сайте lechigemor.ru.