Компетентный учитель – успешный ученик
«Создание ситуации успеха – необходимое и очень важное условие формирования успешной личности. Но самый главный результат – это интерес детей к науке, исследовательской деятельности, родной природе. Это блеск любопытства в их глазах и улыбка радости на лицах от выполненных проектов и побед, достигнутых добросовестным трудом. Я уверена в таких детях – в жизни их тоже ждет успех», – так говорит о своей школе директор МБОУ «СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Елена Питиримова.

«ДК»: Елена Рудольфовна, вы только что вернулись с Московского международного салона «Образование». Ваши впечатления?

Е.П.: Впечатления сильные. Меня порадовало то, что наше государство сегодня четко сформулировало перед школой социальный заказ: развитие компетенций учителя, наставничества (в том числе через создание педагогических классов) и повышение престижа учительского труда. Теперь мы, наконец, будем учить и воспитывать детей, а не «оказывать услуги».

«ДК»: Назовите самые яркие и актуальные образовательные проекты, реализуемые в школе.

Е.П.: Уже несколько лет нашим сетевым партнером является ИжГТУ. В сотрудничестве с ним и по желанию родителей и детей год назад мы открыли предпринимательские классы. А усилиями школы, ИжГТУ и Детского технопарка «Кванториум» организовали профильные классы, работающие по направлению «IT-вектор». Дети из этих классов раз в неделю посещают занятия в технопарке, успешно защищают свои индивидуальные проекты, принимают участие в олимпиадах разных уровней и занимают в них призовые места. С УдГУ мы развиваем наши гуманитарные классы, и надеюсь, что университет поможет нам организовать педагогические классы. Это наша первоочередная задача. Вместе с УГАУ (бывшая ИжГСХА) будем создавать агроклассы. В более отдаленной перспективе в школе может появиться и инженерный класс. Мы обязаны отвечать на запросы детей и предлагать им максимум возможностей для развития.

«ДК»: А как выполняется требование государства усилить в школе воспитательную работу?

Е.П.: Для нас важным направлением гражданско-патриотического воспитания было и остается создание кадетских классов, востребованных и детьми, и родителями. Мы начали их формировать еще четыре года назад в сотрудничестве со Школой юных летчиков и Кадетским пограничным центром «Граница». Дети из этих классов участвуют в Парадах Победы в Ижевске, стоят на посту у Вечного огня и участвуют во всех конкурсах военно-патриотической направленности. Наши самые младшие кадеты учатся в 5-м классе, а старшие заканчивают 9-й класс. Еще один инновационный сетевой проект, на который мы возлагаем большие надежды, называется «Методическое обеспечение освоения научно-гуманитарного наследия академика Д.С. Лихачева как ресурс патриотического и нравственного воспитания школьников». В нем задействованы учителя русского языка и литературы нашей школы и еще нескольких школ Ижевска и республики. Курируют его С.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и республиканский ИРО. Реализуем мы его с участием детей с 8-го по 11-й класс, и в рамках ИнКо будем делиться своим опытом на городском семинаре – расскажем о сути проекта и покажем подготовленные детьми вместе с учителями его презентации, пособия и видеоролики.

«ДК»: Президент РФ своим Указом о Годе педагога и наставника актуализировал тему наставничества…

Е.П.: И это абсолютно правильно. Наставничеством была сильна советская школа, и мы не утратили эту традицию. Я называю наш педагогический коллектив коллективом единомышленников еще и потому, что на протяжении многих лет к нам на работу педагогами возвращаются наши выпускники. Их привлекает сюда атмосфера единства, взаимопомощи, внимания к молодым. Другой пример: к нам на практику регулярно приходят студенты РСПК – будущие педагоги-организаторы. И мы окружаем их таким вниманием, что они остаются работать у нас.

ДК»: Наш традиционный вопрос о работе по профессиональному развитию педагогов.

Е.П.: На эту цель у нас систематически работают предметно-методические комиссии и проект по повышению профессиональных компетенций педагога «Методические каникулы с пользой». В его рамках совсем недавно в школе закончилась неделя методических семинаров: традиционное занятие по нейрографике и семинар на актуальную тему «Современные дети, познакомимся заново». Были полезными и два серьезных педсовета: на одном на базе Национальной библиотеки УР мы говорили об основах функциональной грамотности учителя, на втором – о формировании современных компетенций педагогов. Благодаря инициативам ИМЦ «Альтернатива» наши педагоги участвуют в городском проекте по читательской грамотности учеников, в рамках инновационного комплекса «Инициатива» – в проекте по развитию математического образования и по экологии.

«ДК»: И сделано вами много, и планы серьезные. Как вам все это удается?

Е.П.: Мы работаем единой командой: есть конкретный посыл, есть условия для его реализации и есть общая заинтересованность в результате. Это и есть рецепт наших успехов.

Виктор Чулков