– Наталья Владимировна, в 2020 году Лицей № 14 вошел в список базовых школ РАН. Расскажите, как проходила процедура отбора и какие преимущества открывает сотрудничество на столь высоком уровне перед одаренными лицеистами и преподавателями?
– Подчеркну, что это был не какой-то специальный конкурс. Решение принималось на уровне президиума РАН под эгидой Владимира Владимировича Путина. В список вошли учебные заведения, показавшие выдающиеся результаты на заключительных этапах всероссийских олимпиад школьников по естественнонаучным дисциплинам. Первоначальный отбор прошли 120 школ со всей России, это не так много в масштабах страны, но и из них впоследствии часть отсеялась. В конечный список вошли только 100 учебных заведений, а из Удмуртской Республики – всего три.
В рамках проекта нашей школе было выделено 2 миллиона рублей, что позволило оснастить кабинет химии современной лабораторией, а биологии – мобильным классом. Укрепление материально-технической базы дало нам возможность не только вывести уроки на новый уровень, но и усилить подготовку ребят к практической части олимпиад.
А для наших преподавателей сотрудничество с РАН стало отличной возможностью для дополнительного повышения компетенций. Хотя, конечно, из-за пандемии большинство конференций и семинаров проходили в онлайн-формате.
– В чем секрет столь успешной подготовки?
– В сильном преподавательском составе. Человек решает все. Наша большая гордость – это преподаватель химии Олеся Зиязетдинова, она действительно горит своим делом. Олеся Хаузировна – победитель национального проекта «Образование» – «Лучшие учителя России», трехкратный победитель конкурса-смены среди учителей химии, постоянный сопровождающий сборной Удмуртии на этапе ПФО. Под ее руководством ежегодно наши лицеисты занимают призовые места не только на республиканском этапе, но и на всероссийском. А в 2019 году один из ее подопечных стал «серебряным» призером и на международной олимпиаде.
В 2018 году мы одни из первых в республике открыли профильный медицинский класс, который также подразумевает углубленное изучение химии и биологии. В рамках данного профиля сотрудничаем с ижевским медицинским колледжем, что позволяет ученикам посещать симуляционно-аттестационный центр и получать базовые практические знания на уникальном оборудовании, таком как интерактивный стол Пирогова. Дополнительный бонус: по окончании 9-го класса наши лицеисты уже имеют диплом «Младшая медицинская сестра/брат». А учащиеся 10-11-го класса этого направления готовятся к поступлению в вузы медицинской направленности на базе ИГМА.
Еще один непосредственно связанный с химией профиль – нефтяной, который реализуется в старших классах. Речь идет о совместном проекте с Институт нефти и газа имени Гуцериева при Удмуртском государственном университете. Для лицеистов это возможность получить на базе вуза углубленные знания по информатике и физике.
– А как обстоит дело по другим направлениям обучения?
– Большинство направлений являются совместными сетевыми проектами, это сегодня общая тенденция. Есть у нас и «Инженерный класс» (7-8-й класс) – углубленную предметную подготовку ребята проходят здесь в стенах лицея, а специальные дисциплины – промышленный дизайн, 3D-моделирование, робототехнику – изучают уже на базе ДДЮТ в современных лабораториях.
Большой популярностью и у лицеистов, и у родителей пользуется наш гуманитарный профиль. Это во многом заслуга Алексея Дубовцева, нашего учителя русского языка и литературы, кандидата филологических наук и действующего преподавателя УдГУ. Результаты его работы тоже более чем наглядны – третий год подряд у нас 100-балльники по литературе, в 2021 году у нас был победитель всероссийского конкурса сочинений. Его знают и любят далеко за пределами школы. Неудивительно, что на сегодня у нас самое большое число заявлений на поступление в 10-й класс именно по этому профилю.
– Поделитесь планами на следующий учебный год?
– Актуальная задача – подтвердить наш высокий статус и сохранить лидерские позиции, максимально полно участвовать в грантовых и иных конкурсах, успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, показать высокие результаты на Всероссийской олимпиаде школьников.
Наши ученики сегодня более чем конкурентны на российском уровне, неудивительно, что им нередко поступают предложения о переводе из столичных лицеев. Соответственно, еще одна задача – создание условий для того чтобы одаренные дети захотели остаться в стенах школы, в родной республике. Благо это хорошо понимают и на уровне Правительства УР, сегодня победителям российского этапа в качестве поощрения выделяются денежные суммы в размере 70 тысяч рублей.
А мы со своей стороны продолжим работу над созданием еще более комфортной, благоприятной среды и для активных преподавателей, и для ребят. Но главное, будем оставаться верными нашим ценностям – это душевный человеческий подход, поддержка и помощь в раскрытии способностей каждого лицеиста.
Дмитрий Горбунов