– Светлана Михайловна, какие мероприятия запланированы в республике в первую очередь?
– Хочу в самом начале подчеркнуть, что Год образования – это не только построенные детские сады, школы, новые места в дополнительном образовании, и мы оцениваем его результативность не только с этой позиции. Важно сказать, что основа будущей экономики находится в образовательной плоскости, поэтому приоритетной целью наступившего года мы считаем доступное качественное образование всех уровней, независимо от места обучения.
При участии практически всех органов государственной и муниципальной власти, руководства вузов разработан годовой календарь событий. Он содержит более 250 мероприятий и включает три направления реализации. Первое – развитие инфраструктуры. Второе – развитие кадрового потенциала отрасли.Третий вектор – знаковые мероприятия международного, всероссийского и окружного уровней.
Новые проекты и акселераторы, конкурсы, запущенные в Год образования, позволят раскрыть интересы и таланты молодежи, повысить уровень профессионализма педагогов и престиж профессии. В 2022 году республиканская образовательная система продолжит трансформироваться в экосистему, систему взаимодействия учреждений всех уровней и форм собственности. Характеристиками этой системы, прежде всего, станут доступность, качество, эффективность.
– Большая проблема – капитальный ремонт школ и детских садов. В Год образования как власти будут решать этот вопрос? Какие объекты попали в заявку 2022 года?
– Безусловно, капремонт требуется многим образовательным учреждениям, и этот процесс актуален для всех регионов без исключения. В связи с этим в большинстве субъектов Российской Федерации стартовала программа капитального ремонта школ, инициированная Президентом России и реализуемая Министерством просвещения страны. Федеральная программа капитального ремонта школ в этом году охватит 1306 объектов в 79 регионах. За два следующих года капремонт должны сделать не менее чем в трех тысячах школ России. Программа не ограничится только ремонтными работами, она подразумевает масштабное развитие: закупку оборудования, повышение квалификации учителей. Все это позволит создать комфортную и современную образовательную среду.
В рамках федерального проекта в Удмуртии капитально отремонтируют 22 объекта. Это школы в Ижевске и Можге, в селах Алнаши, Понино Глазовского района, Орловское и Сюмси, Красногорское, Тарасово Сарапульского района, Нылга Увинского района, Каракулино, поселках Ува, Игра, Яр. В 2022 году 9 школ будут полностью отремонтированы, ремонт еще 6 школ будет переходящим и завершится в следующем году. В 2023 году в программу капремонта отдельно включено 7 объектов.
В каждой школе, где будут проходить ремонтные работы, создадут общественный штаб. В него войдут представители общественных организаций, родительского комитета, а также сотрудники надзорных органов и профильные специалисты органов исполнительной власти. Наблюдатели будут контролировать каждый этап ремонта: от проекта и проведения экспертиз до приемки работ.
– В системе специализированного и профильного образования какие грядут нововведения?
– На базе Удмуртского государственного университета, который выиграл федеральный грант на 100 млн рублей, реализуется более 40 проектов. К примеру, это организация центра цифровых компетенций по удмуртскому языку и культуре, лаборатории «Виртуальные технологии в туризме», формирование IТ-парка сетевой структуры для подготовки кадров по IТ-направлениям, создание регионального центра онлайнобучения и инновационных цифровых технологий, центра компетенций по внедрению отечественного программного обеспечения в государственном и муниципальном секторах, формирование учебно-научной лаборатории геномных исследований. И это только самые крупные проекты УдГУ.
Еще значимым направлением в деятельности вузов является подготовка мотивированных старшеклассников через профориентацию. ИжГТУ и УдГУ совместно с Министерством цифрового развития УР продолжат проект «ITвектор» – вновь будут открыты более 90 IT-классов. Ижевская государственная медицинская академия, Медицинский колледж и Министерство здравоохранения УР курируют проект медицинских профильных классов, которых в 2022 году будет открыто более 20. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия совместно с республиканским Министерством сельского хозяйства продолжит проект по открытию агроклассов.
– Сетевые педагогические классы и «Педагогическая проакадемия». Что это за проект? Расскажите, пожалуйста, подробнее.
– На базе Глазовского государственного педагогического института в декабре 2021 года открылся Педагогический технопарк, одной из задач которого является cоздание 55 классов психолого-педагогической направленности. Специалисты кафедры педагогики и психологии ГГПИ разработали программу обучения в сетевых педагогических классах.
В «Педагогической проакадемии» ученики занимаются по программам дополнительного образования: «Введение в педагогику», «Тренинг педагогических умений», «Основы психологии», «Тенденции в развитии мирового образования» и другим. Помимо очно-дистанционного обучения, для учащихся сетевого класса будут организованы педагогическая практика в пришкольном лагере и профессиональные пробы в начальной школе. Ребята будут проводить исследования, разрабатывать совместные проекты, участвовать в форумах, практикумах, мастер-классах и конференциях.
Напомню, в перечень организаций, подведомственных Минпросвещения России, вошли 33 педагогических вуза. Они становятся площадками для развития инноваций в системе общего образования, поэтапно реализуя проекты, направленные на выстраивание индивидуальных образовательных траекторий и проектной деятельности обучающихся, внедрение информационно-коммуникационных технологий, формирование инновационных систем.
– Как намерены развивать образовательные проекты «ТАУ», «IT-куб» и другие инновационные направления?
– В 2022 году в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» запланировано создание двух центров цифрового образования детей «IТ-куб» – на базе Сарапульского техникума машиностроения и информационных технологий и в Глазовском техническом колледже. Общий размер субсидии составляет 34,9 млн рублей. В каждый центр будет закуплено высокотехнологичное оборудование на сумму 17,45 млн руб.
Напомню, что в каждом «IТ-кубе» смогут бесплатно заниматься до 400 детей. Обучение будет проводиться по трем обязательным и трем вариативным направлениям. Это «Программирование на Python», «Разработка VR/ARприложений», «Программирование роботов», «Системное администрирование», «Мобильная разработка», «Основы алгоритмики и логики», «Основы программирования на Java».
Региональный образовательный центр одаренных детей «ТАУ» станет организатором Межрегионального конкурса «Марафон проектов», который запланирован на конец мая. Это отличная возможность для ребят 12-18 лет, занимающихся проектной деятельностью, заявить о своем проекте, прокачать навыки проектно-исследовательской деятельности и получить рекомендации от наставников и экспертов. Два трека конкурса «Юниор» и «Профи» позволят отделить проектно-исследовательские работы, находящиеся на этапе разработки. Принять участие смогут школьники и студенты СПО до 18 лет со всей Удмуртии. Конкурс пройдет по трем направлениям – естественнонаучное, социальное и техническое.
Также будут продолжены образовательные проекты Экостанции, Проектной академии, Олимпиадное движение, выявление, сопровождение одаренных детей и молодежи, сотрудничество с федеральными образовательными центрами, научными и индустриальными партнерами, с центром «Сириус». На базе ДОЛ «Кампус «ТАУ» будет проведено 50 профильных смен в направлениях: наука, спорт, искусство.
– Какие еще прописаны планы в дорожной карте Года образования?
– Будет уделено особое внимание развитию инклюзивного образования, обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В Год образования будет заложено строительство новой современной школы, реализующей адаптированные программы, выделены средства на обновление материально-технической базы школ, работающих в данном направлении. Для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью будет совершенствоваться инфраструктура детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка».
Будет завершено формирование региональной системы оценки качества образования, будет создана система показателей, которые будут представлять объективную информацию об эффективности муниципальных образовательных систем. Мониторинг этих показателей будет проводиться в автоматическом режиме и не станет дополнительной нагрузкой, послужит основой принятия эффективных управленческих решений.
На базе образовательной платформы Центра опережающей профессиональной подготовки в 2022 году будет завершена работа по формированию системы непрерывного обновления нашими педагогами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых навыков. Таким образом, в сфере образования будет сформирована экосистема опережающего образования, интегрированная в социально-экономический комплекс региона, что обеспечит кадровые потребности базовых отраслей цифровой экономики и социальной сферы. Безусловно, общий результат формируется от вклада каждого муниципалитета, образовательной организации и каждого отдельно взятого человека!
Константин Ижболдин