Билет в будущее – ориентир на профессию
По всей России педагоги принимают поздравления в свой профессиональный праздник 5 октября. Но, как говорят сами учителя, образование – процесс перманентный, то есть постоянный, и даже праздничный день – это трудовые будни вперемежку с поздравлениями и букетами. К примеру, в системе образования Удмуртии трудятся 28 тысяч человек. В школах из этого числа работают 12 тысяч. А сколько из них наставников по выбору будущей профессии, статистика вряд ли подскажет. В канун календарного повода «ДК» решил погрузиться в раздел ранней профессиональной ориентации школьников и поговорить об учителях-навигаторах в мире профессий. Беседу на востребованную тему поддержала министр образования и науки УР Светлана Болотникова.

– Начался Всероссийский проект профориентации «Билет в будущее». По замыслу организаторов, пять тысяч педагогов из всех регионов России пройдут обучение по специальной программе, которая поможет им определять профессиональные наклонности детей. Светлана Михайловна, как у нас будет выстроена наставническая работа? Как отбирают учителей на специализацию навигатора?

– Начнем с того, что Министерство просвещения России совместно с Фондом гуманитарных проектов дали новый импульс проекту «Билет в будущее», главная цель которого – помочь школьникам 6-11-х классов выбрать профессию. Для этого необходимо построить и предоставить школьникам системную модель взаимодействия в профессиональном самоопределении. И в первую очередь нужно подготовить наших специалистов по профобразованию. Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Удмуртской Республики в 2021 году стал региональным оператором реализации проекта «Билет в будущее». И с середины сентября более 70 педагогов из нашего региона уже приступили к обучению. Учителя осваивают новую образовательную программу повышения квалификации, которая поможет им работать с подопечными учениками по формированию их будущей профессии. После полуторамесячных курсов они получат статус педагога-навигатора.

А на новой цифровой платформе школьники смогут пройти профориентационные диагностики и пробы, чтобы определить свою профессиональную траекторию. Регистрация начнется в ближайшее время, дети также могут ознакомиться с востребованными профессиями, а их в списке 95. К тому же проект предполагает участие родителей. Они имеют возможность пройти битесты и проверить, совпадают ли их ожидания с устремлениями детей. Обучение школьников на платформе будут внимательно сопровождать педагоги-навигаторы.

– Как лично вы относитесь к тестированию на профессиональную предрасположенность? Одно дело, когда ученик определяется по типу технарь/гуманитарий. Другое дело, когда результат теста указывает на конкретную профессию.

– Безусловно, выбор профессии – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, ведь значительную часть времени мы проводим именно на рабочем месте. Зачастую от работы зависит и наше окружение, хороший коллектив чаще всего способствует развитию личности. Выбрать направление будущей деятельности можно с помощью тестирования, но особо хочу отметить, что никакой тест не заставит вас обучаться нелюбимому делу. Тест лишь помогает понять и раскрыть свой потенциал и указывает возможный вектор профессионального развития.

– Приведите, пожалуйста, примеры, где налажены и уже работают вертикальные связи в системе «школа – колледж – вуз – предприятие»?

– Я уже упоминала в начале разговора про открывшийся в Ижевске Центр опережающей профессиональной подготовки. Он тоже нацелен на решение современной задачи по формированию эффективных связей в системе «школа – колледж – вуз», ускоренное профессиональное обучение, настройку коммуникаций учреждений среднего профессионального образования (СПО) с реальным сектором экономики. Все это делается в рамках реализации национального проекта «Образование». Работа центра направлена, главным образом, на профориентацию, ускоренное профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации по наиболее востребованным на рынке труда профессиям. Там можно пройти ускоренное профессиональное обучение по самым перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе по стандартам WorldSkills. ЦОПП уже подписал соглашение о взаимодействии с Удмуртским государственным университетом, Ижевским государственным техническим университетом, Удмуртским филиалом Института экономики Уро РАН.

Наш центр оснащается интерактивным, презентационным оборудованием, средствами вычислительной техники, программным обеспечением. Создается цифровая платформа для участников образовательных программ.

– И в завершение интервью немного о планах. 2022 год объявлен в Удмуртии Годом образования. Что ожидает учителей, школьников и их родителей? Дорожная карта имеется, можете озвучить основные пункты?

– На данном этапе идет проработка всех аспектов и вопросов, дорожная карта Года образования находится в режиме активной разработки, о ключевых моментах можно поговорить ближе к концу этого года.

От редакции «ДК» добавим, что одна из ключевых задач национального проекта «Образование» – заинтересовать нынешних школьников в дальнейшем обучении профессиям, которые в кризисное время были в разряде мало престижных. Сейчас это весьма высокооплачиваемые рабочие места, и наблюдается заметный разворот общественного мнения в сторону высокотехнологичных производственных специальностей. В частности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии разработало образовательный проект «Кадры для АПК – со школьной скамьи». Для примера: ижевские школьники изучают в профильных классах ситифермерство, сельскохозяйственные биотехнологии, тепличное производство, ветеринарию, садоводство, эксплуатацию сельхозмашин. В сельских школах преподают животноводство, растениеводство, механизацию сельского хозяйства. Наставниками агроклассов становятся специалисты предприятий АПК.

Три года назад несколько школ и лицеев Ижевска вошли в проект «Медицинский класс». Это практикоориентированные профильные классы на базе Ижевской государственной медицинской академии, Республиканского медицинского колледжа под руководством преподавателей и практикующих врачей. В данном случае помог еще один национальный проект «Здравоохранение», благодаря которому был открыт Симуляционно-аттестационный центр, где практические занятия организованы и для школьников. Программа обучения включает предметы: «Основы медицинских знаний», «Практикум по микробиологии», «Основы физиологии и анатомии», «Функциональные системы человека», «Оказание первой помощи». Проект нацелен на формирование предпрофессиональных умений и навыков нынешних школьников – будущих медработников. И самое важное, что таким образом происходит осознанный выбор медицинской профессии.

Проект «Инженерный класс» Центра образовательных инноваций совместно с Республиканским детским технопарком «Кванториум» также проверен временем – он был успешно апробирован в 2018 году. Обучение в таких классах направлено на развитие инженерного мышления и погружение детей в современный технический мир в условиях дополнительного образования. Ученики знакомятся с будущей профессиональной деятельностью, информационными технологиями, нанотехнологиями, машиностроением, робототехникой. Они занимаются проектными работами, которые уже в школе позволяют определить направление будущей профессии.

«IT-вектор образования» – межшкольный проект предпрофильной подготовки будущих специалистов в сфере информационных технологий. Программа рассчитана на долгосрочный период. На базе пилотных школ проводятся профориентационные мероприятия с привлечением сотрудников IТ-компаний и представителей высших учебных заведений. Первая ступень проекта – обучение в IТ-классе с программой углубленного изучения математики и информатики. Вторая ступень – открытие новых IТ-специальностей на базе профессиональных образовательных организаций. В качестве примера, Ижевский промышленно-экономический колледж лицензировал специальность «тестировщик» под выпускников 9-х классов – участников проекта «IТ-вектор образования». Третий уровень – работа базовых кафедр на базе УдГУ и ИжГТУ, где осуществляется обучение по дополнительным программам, разработанным совместно с IТ-компаниями. Особенность состоит в том, что обучение включает изучение актуальных программных сред и информационных ресурсов, использующихся в ведущих IТ-компаниях республики.

Котнстантин Ижболдин