– Наталья Геннадьевна, новый учебный год начался совсем недавно. Каковы ваши планы на ближайшие девять месяцев напряженной работы, и каких результатов вы рассчитываете достичь?
– От каждого учебного года мы всегда ждем чего-то нового. Лучшего, чем было в прошлом году. Меняются условия образования, развивается материально-техническая база школ, открываются новые образовательные организации. Последнее особенно важно, поскольку основная проблема Завьяловского района – это нехватка мест в школах и дошкольных учреждениях. В наших учреждениях образования сегодня занимаются более 14 тысяч учащихся и воспитанников. В районе 23 школы и 14 из них – больше половины – работают в режиме переуплотнения. Уроки идут в две смены. Особенно перегружены пригородные школы. Шесть из них – Завьяловская, Октябрьская, Ягульская, Хохряковская, Первомайская и Каменская – переуплотнены в два раза и более. Трудно представить, как можно работать в таких условиях, но наши педагоги – спасибо им огромное! – справляются со своими задачами и показывают отличные результаты. А наша главная задача – модернизация образовательного процесса.
– В районе постоянно идет строительство новых школ. Какие объекты уже введены в эксплуатацию и где учеников и учителей ждет новоселье в ближайшее время?
– В прошлом году мы открыли новую школу на 160 мест в селе Постол. Для нас это не просто очередная сельская школа, а выстраданный объект. До этого ребята там обучались в старом деревянном здании, которое больше нельзя было эксплуатировать. Когда год назад ученики, их родители и учителя вошли, наконец, в новое здание, это вдохновило всех. Школа не только была построена с учетом всех самых современных требований, но и укомплектована по последнему слову техники. Преподаватели, готовясь к открытию, прошли переобучение, повысили свою квалификацию. Теперь они готовы работать и с наборами по робототехнике, и с новыми станками, и с вышивальными машинами. Не говоря уже об интерактивных досках и компьютерной технике. Разве это может не радовать!? Сейчас строятся еще две школы: в Пычанках на 825 мест и в селе Ягул на 500 мест. Их сдача в эксплуатацию запланирована на 2022 год. Оборудование для этих школ мы закупим заранее, чтобы открыть их как можно скорее после завершения строительства.
– Какова ситуация с вводом в строй новых дошкольных учреждений?
– Детские сады у нас открываются ежегодно. В 2019 году построено 7 яслей. Создано 530 новых мест для дошкольников. В нынешнем году строятся 5 яслей общей вместимостью 520 мест.
В этом году мы ждем открытия сразу нескольких дошкольных учреждений. Завершается возведение яслей в Люкшудье, Постоле, Лудорвае и Юськах, а также детского сада на 220 мест в Хохряках. В начале следующего года эти учреждения должны открыть свои двери для воспитанников. Полностью решить проблему обеспеченности местами в детских садах в районе позволит строительство еще нескольких больших детских садов в общей сложности на 780 мест в Завьялово, Первомайском, Пирогово, Октябрьском и Ягуле.
– Уже второй год подряд в школах района создаются «Точки роста», предусмотренные нацпроектом «Образование». Какие перспективы открываются в связи с этим перед сельскими школами?
– В проекте открытия «Точек роста» в рамках нацпроекта «Образование» мы участвуем вместе со всей республикой. В прошлом году у нас в Первомайской, Ягульской и Юбилейной школах были открыты три образовательных центра цифрового и гуманитарного профилей, направленных на повышение качества дополнительного образования, а также на более эффективное преподавание ОБЖ и технологии. В нынешнем сентябре мы открыли еще три «Точки роста» в Совхозной, Подшиваловской и Завьяловской школах. На этот раз они ориентированы на естественнонаучное и технологическое направления. Основная цель таких центров не только повысить качество обучения в тех школах, где они открыты, но и наладить сетевое взаимодействие с другими учебными заведениями района. Отработать такое сотрудничество между общеобразовательными школами, приобрести опыт – это сегодня наша стратегическая задача.
– Видны ли уже первые результаты работы, нацеленной на повышение качества образования? Каковы успехи выпускников сельских школ?
– Минувший учебный год мы завершили неплохо. Школы района выпустили 17 медалистов. Для получения золотой медали «За особые успехи в учении» необходимо было на ЕГЭ по русскому языку набрать не менее 70 баллов. Среди медалистов не только победители районных и республиканских олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, но и спортсмены, участники художественной самодеятельности, начинающие художники и поэты, лидеры ученического самоуправления, инициативные и творческие личности. В основном самые высокие результаты по ЕГЭ продемонстрировали именно медалисты: Виктория Кабанова, выпускница Казмасской школы, набрала 100 баллов на ЕГЭ по географии и самый высокий балл в районе по русскому языку – 96. Сейчас она уже студентка Высшей школы экономики – одного из самых престижных российских вузов.
– Так повелось, что День учителя у нас в стране давно перестал быть сугубо профессиональным праздником. Ведь каждый из нас – это и родитель школьника, и сам бывший ученик. Что вы могли бы пожелать своим коллегам в канун этого всеобщего торжества?
– Труд учителя – это больше, чем работа. Это служение. Учительский труд требует столько любви, мудрости, преданности и терпения, чтобы их хватило на несколько поколений учеников. Педагог – это тот, кто обладает душевной щедростью и способностью передавать свои глубокие знания молодому поколению. Пусть этот праздничный день подарит вам любовь и признание учеников и их родителей, одобрение коллег и ощущение счастья от своей профессии!
Дмитрий Чернов