Марина Рудольская: Ребенка формирует система
Пока готовился этот материал, стало известно, что в последнем рейтинге Рособрнадзора, посвященном качеству школьного образования, Удмуртия оказалась на 7-м месте в России. И Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» внес в этот результат свой весомый вклад.

Только в 2020-2021 учебном году лицей, включенный в реестр Росстандарта «100 лучших образовательных организаций», стал лауреатом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны», вошел в рейтинг лучших школ России естественнонаучного и инженерно-технологического направления, дал республике 100 победителей и призеров всех этапов Всероссийской олимпиады школьников и воспитал 7 выпускников, получивших на ЕГЭ по 100 баллов (двое из них получили по 100 баллов на двух экзаменах!).

Эти цифры и факты из справки, которую Марина Ивановна Рудольская передала нам со словами: «Это вам для сведения. А разговаривать мы будем о другом».

«ДК»: О чем, если не о достижениях, говорить с директором лицея, который является одним из самых узнаваемых и уважаемых образовательных брендов республики?

М.Р.: Во-первых, специально «брендингом» мы не занимаемся. Особенно его внешней стороной. Нас интересует качество знаний, которое отличает наш лицей от других образовательных учреждений города и привлекает к нам детей и их родителей. Во-вторых, рейтинги – вещь довольно условная. Мы, например, не стали базовой школой РАН. Обидно, но разумом я понимаю, что причина не в нас, а в сложившихся на тот момент обстоятельствах. Они вскоре изменятся, а наша система обучения и воспитания детей останется и продолжит приносить свои плоды. Главное не бренд и не рейтинги. Главное – система. Она формирует ребенка, помогает ему открывать и развивать в себе лучшие качества, которыми его наделили Творец и родители.

«ДК»: А ваша задача – поддерживать эту систему?

М.Р.: Поддерживать и развивать. Я люблю выражение: «Мы стоим на плечах гигантов». «Тридцатке» скоро «стукнет» 90 лет, и в основании нашей системы заложены лучшие традиции нескольких поколений блестящих педагогов. И сегодня наша цель – это ученик, в котором глубокие и обширные знания сочетаются с высоким уровнем социализации. Ученик-лидер, который способен не только найти свое место в современном социуме, но и делом (знаниями и умениями) подтверждать свое право расти и развиваться в нем. И у нас это получается. Многие наши выпускники становятся старостами групп и курсов, лидерами студенческих сообществ в ведущих вузах страны.

«ДК»: Думаем, что для достижения этой цели в лицее должна быть какая-то особая атмосфера.

М.Р.: Правильно думаете. Есть такое понятие – «дух тридцатки». Это дух товарищества, когда знания добываются, а умения и навыки нарабатываются всеми вместе – в союзе и равноправном диалоге учеников между собой, с учителями и родителями. Для этого у нас созданы все условия: учимся мы в одну смену, но являемся школой полного дня. Вторая половина дня – это текущая воспитательная работа, подготовка к олимпиадам, конкурсам, ключевым мероприятиям. Их у нас 4 – по количеству четвертей. И принцип один – в каждом участвуют все лицеисты. Подчеркиваю – все! Каждый ребенок одарен по-своему, и мы помогаем каждому найти свое место в общем деле.

«ДК»: Школа полного дня – и для учителей?

М.Р.: Разумеется. У каждого учителя есть свой кабинет, оборудованный всем необходимым для подготовки к урокам и самообразования. Наши учителя нисколько не уступают лицеистам во владении гаджетами, достаточно свободно ориентируются в цифровом пространстве. И, конечно, постоянно учатся. Это тоже важный элемент нашей системы: учитель должен быть «с веком наравне».

«ДК»: Говоря о равноправном диалоге, вы назвали и родителей. Уж с ними-то вам везет.

М.Р.: Вы намекаете на родителей, чьи фамилии известны в республике? Про это знают все. Но далеко не все знают, что в нашем лицее сегодня учатся 120 детей из малообеспеченных семей. Мотивированных, организованных, ответственных, сознательно выбравших именно наш лицей и прекрасно чувствующих себя в нашем коллективе. Как, собственно, и абсолютное большинство наших лицеистов. Нам действительно везет на родителей, которые воспитали, подготовили к школе и привели к нам таких детей. Тут доход семьи и статус родителей решающей роли не играют. Да, лицею по мере сил помогают настоящие и бывшие родители, выпускники, спонсоры – частные лица и организации. Это тоже давно сложившаяся традиция, тоже часть нашей системы. И я благодарна каждому, кто хотя бы однажды протянул лицею руку помощи.

«ДК»: Что является высшей оценкой вашей работы?

М.Р.: Наши дети, которые, начиная с первого класса, по своей инициативе проводят в лицее все каникулы. Наши выпускники, которые, став студентами МГУ, МФТИ и МГТУ им. Баумана, читают лекции в нашем летнем лагере «Академгородок». Наши выпускники, которые возвращаются к нам учителями, предлагают нам свою помощь и поддержку, приводят к нам своих детей и внуков. Если ученики возвращаются в свою школу, значит, это правильная школа.

Виктор Чулков