Михаил Дударев
О том, как это было, а также об истории и современных стандартах Ижевской медакадемии мы говорим с ректором Алексеем Шкляевым и проректором по дополнительному проф. образованию и медицинской деятельности Михаилом Дударевым.
– Алексей Евгеньевич, насколько серьезным испытанием стала для студентов академии пандемия?
А.Ш.: – Мы с гордостью говорим о наших обучающихся, которые несли ночные дежурства в отделениях реанимации и интенсивной терапии, работали в составе бригад скорой медицинской помощи. Они достойны памяти медработников республики, проявивших героизм в годы ВОВ, памяти наших великих учителей, создавших систему подготовки врачей в Удмуртии. Вот уже более 85 лет один из старейших вузов ПФО – Ижевская государственная медицинская академия готовит квалифицированные кадры для Удмуртии и других регионов России.
– То есть сильные традиции и сильная «школа» – в этом секрет самоотверженности ваших студентов?
А.Ш.: – Я верю, что в нашу профессию идут по призванию. Но традиции академии, пример педагогов, безусловно, сыграли свою роль. Студентам-медикам есть на кого равняться. В 2021 году самому молодому факультету академии, факультету повышения квалификации и профессиональной подготовки врачей, исполняется 30 лет. Но здесь я передаю слово проректору Михаилу Валерьевичу Дудареву.
Михаил Дударев
– Да, хотелось бы остановиться подробнее на этой значимой дате.
М.Д.: – Факультет усовершенствования врачей был организован в 1991 году, первоначально на нем обучалось всего 200 человек в год. Большой вклад в открытие и становление факультета внесли ректор В.А. Ситников и первый декан – Т.Е. Чернышова. За прошедшие 30 лет на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки обучились более 40 тысяч специалистов и руководителей отрасли.
– А по каким еще врачебным специальностям осуществляется подготовка в медицинской академии сегодня?
М.Д.: – Выпускники вуза – это врачи первичного звена (участковые врач-терапевт и врач-педиатр, врачстоматолог). Чтобы оказывать специализированную врачебную помощь, нужно пройти еще два года ординатуры.
Сегодня академия проводит подготовку кадров высшей квалификации по 31 специальности. Особенно востребованы в наше время неврологи, онкологи, анестезиологи-реаниматологи. Кроме ординатуры, сегодня в медицинской академии реализуются программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) по 41 медицинской специальности; ежегодно по данным направлениям проходят обучение более двух с половиной тысячи специалистов.
– Изменилась ли специфика подготовки врачей за последнее время?
М.Д.: – Для оказания качественной помощи врач должен овладеть новейшими методами диагностики и лечения, постоянно совершенствовать свои знания и практические умения. Ключевая формула подготовки врача сегодня – от образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь».
В 2017 году в вузе была организована служба непрерывного медицинского образования. Академия ставит во главу угла соблюдение оптимального баланса между традиционными и инновационными формами обучения (симуляционное обучение, клиническая и дистанционная подготовка).
Организованный в академии мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр оснащен более чем 200 симуляторов и тренажеров высокой степени реалистичности. Созданы тренажерные классы по хирургии, педиатрии, терапии, акушерству и гинекологии, имеется оборудование для отработки лапароскопических и эндоскопических манипуляций. Подготовку на базе симуляционного центра проходят врачи, ординаторы, и именно на базе этого центра проводится аккредитация специалистов.
– А как вы относитесь к полностью дистанционной подготовке, современной тенденции и одному из следствий пандемии?
М.Д.: – В нашей профессии допустим только комбинированный формат обучения. Многие врачи, получившие медицинское образование «по компьютеру», сталкиваются с серьезными трудностями при прохождении первичной специализированной аккредитации. Практически все они вынуждены обращаться в академию для дополнительной подготовки.
Не умаляя достоинств современных образовательных технологий, хотелось бы подчеркнуть приоритетность клинической составляющей в медицинском образовании. Недопустимо учить врача практическим вопросам абстрактно и виртуально. И поскольку в Ижевской медакадемии мы традиционно делаем ставку на клиническую подготовку, то приглашаем пройти все этапы обучения у нас.
Дмитрий Горбунов