Перед Россией поставлена задача обеспечить глобальную конкурентоспособность отечественного образования и войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Это одна из главных целей национального проекта «Образование». И она должна быть достигнута к концу 2024 года. Этого не добиться без современной инфраструктуры, которую нужно создавать, учитывая предыдущий опыт.
Над концепцией образовательного учреждения, отвечающего новым требованиям, работает редакционная группа федерального проекта «Современная школа», крупнейшего в рамках нацпроекта «Образование» – его бюджет составляет 295 млрд рублей, это почти 38% от общего объема финансирования. Руководит редакционной группой директор Психологического института РАО Павел Сергоманов. И он считает одним из наиболее интересных кейсов идею, которая сегодня прорабатывается в Ижевске, – создать отдельную сетевую старшую школу для учеников 10-11-х классов.
– Если строить школу, ориентируясь на возраст, то возникает много новых возможностей. Психологам известно, что когда дети могут делать выбор, переходить со ступени на ступень, обсуждать эту ситуацию в семье, их адаптационные ресурсы резко возрастают. Нам очень важно учитывать эти возрастно-психологические основания при работе над концепцией школы. Если говорить о старшеклассниках, то ведущей деятельностью для них, на мой взгляд, является жизненное планирование. В этом возрасте впервые происходит концентрация на жизненных задачах, идет координация между замыслами, целями, ресурсами и условиями, в которых оказался ребенок. И если в школе нет ситуации выбора, например, предмета, то сам сюжет с построением жизненного плана будет не обеспечен. Не тренируя ребенка осуществлением планирования, мы упускаем возможности для развития личности.
Ижевск показывает пример проектирования в контексте города. Понятно, что здесь возникает вопрос по логистике: как обеспечить коммуникацию педагогов, детей, как составить расписание и просто доехать до места. Но сама по себе ситуация необходимости составлять планы на день в условиях рассредоточенности ресурсов является в этом возрасте специфической. Дети, которые получили такой опыт, будут серьезно отличаться от тех, что находились в более компактном пространстве.
Следующие аспекты, связанные с формированием образовательной среды, касаются успеваемости. Проводилось исследование, как школы регулируют условия, в том числе психологические, физиологические, материальные, чтобы сохранять и развивать здоровье детей. Это простые вещи – вентилирование, освещение, возможность для движения, активности, психологический климат и т.д. – всего 13 позиций. Выяснилось, что психофизиологические причины дают почти 20-процентный вклад в успеваемость.
Исследования, проведенные в 2015 году, показали, что треть 15-летних детей не обладают функциональной грамотностью, то есть не умеют применять знания, которые им дают на уроках. Это одна из базовых проблем школы. Знания крепкие, а как только их нужно применить, дети теряются. Здесь может помочь персонификация обучения – доказано, что при этом рост успеваемости доходит до 40%. Но педагог не может 35 детей одновременно учить в разном темпе. Поэтому персонификация обучения в рамках традиционной школы имеет свои пределы.
Работая в Министерстве образования и науки РФ (до 2016 года), я занимался разработкой критериев для изменения типовых проектов школ. Должен признать, что у нас пока нет сильного решения. Но сама тема новой концепции школы появилась. Есть функциональные требования, которые предполагают необходимость определиться с тем, что должно «уметь» здание и помещение, какие функции педагогической и учебной деятельности они должны обеспечить. Исследования разных подходов к дизайну образовательных пространств показывают, что чем более они приспособлены для выбора формы занятий, тем лучше академическая успеваемость. Это значит, что обсуждение дизайна и проектно-сметной документации должно идти от психолого-педагогических требований.
Алистер Блайт из Университета Вестминстера (Лондон) занимается вопросами эффективности использования образовательного пространства более 10 лет. Наработанная им практика свидетельствует, что это напрямую влияет на мотивацию обучающихся и на то, как они воспринимают материал.
– Причины, которые вызвали необходимость задуматься об изменении образовательного пространства, связаны с тем, что образование играет ключевую роль в воспитании здорового общества. Мы требуем от учеников того спектра знаний, способностей, навыков, которые потребуют руководители компаний от молодых специалистов. И это не только технические навыки. Они должны уметь решать задачи, адаптироваться, уметь работать в команде, обладать лидерскими способностями. Изменения нужны, чтобы мотивировать учеников не только работать в команде, но и приобретать навыки работать самостоятельно, независимо от сверстников. Они должны знать и понимать свою роль в обществе.
В традиционной модели образовательной среды в центре внимания учитель, самому ученику внимания уделяется меньше. Что касается инновационной образовательной среды, здесь ученик может сам выбирать, что он хочет изучать, и учитель обращает больше внимания на индивидуальную работу ученика. Должна быть гибкость в составлении расписания, надо создавать систему, где уроков меньше, но они более продолжительны. Главное – это качество времени, а не его количество.
Что касается преподавателей, то им необходимо обмениваться опытом, работать в группах, внедрять разнообразные методические приемы, чтобы вместе развиваться в профессиональном плане.
Если вы меняете методику в педагогическом плане, то вам придется делать изменения и в пространственных вопросах. Стандартная модель организации учебного пространства – это когда преподаватель стоит перед классом и обращается ко всему классу. Но его можно преобразовать – в том же самом классе организовать несколько подгрупп, чтобы они изучали предмет и материал различными способами. Немного реорганизовав пространство, можно построить учебный процесс по-другому, чтобы мотивировать студентов не только изучать материал в группах, но и учиться друг у друга, а также изучать материал независимо от своих сверстников. Студенты могут работать над совместными проектами в режиме онлайн – технологии помогают продвигаться и развиваться более интенсивно.
Какие существуют тенденции в проектировании образовательной среды? Во-первых, открытое пространство. Например, в огромном помещении три преподавателя, и каждый работает над своим проектом, но никто друг другу не мешает. Если мы хотим развивать навыки индивидуально, это не значит, что мы должны посадить ребенка в отдельную комнату. Он может работать и в открытом пространстве, но самостоятельно.
Во-вторых, взаимосвязанное пространство. Это закрытые комнаты, классы, но с прозрачными стенами и перегородками, за счет чего дети могут наблюдать друг за другом. Самое интересное, что в различных зонах дети занимаются совершенно разными делами. Но если потребуется, могут открыть двери и присоединиться к другой группе учеников. Даже коридор здесь становится не переходом между классами, а частью образовательного пространства.
Пространство должно быть достаточно «гибким», чтобы допускать изменения. Для этого мебель должна перемещаться из одной точки в другую. Поставьте столы и стулья на колесики, и можете организовывать учебный процесс, как хотите. Смысл такой организации учебного пространства в том, чтобы трансформировать его легко и быстро, не затрачивая лишнего времени.
В России, как и во всем мире, проводится целый ряд исследований, которые доказывают, что качество образования зависит от организации образовательного пространства. Например, результаты пилотного исследования образовательной среды в школах, которое прошло параллельно с Международным мониторинговым исследованием качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS), показывают, что статистическая разница между типами преподавания и результативностью школьников наблюдается только при работе в малых группах и коллективном обучении. В российской же школе больше распространено традиционное фронтальное обучение (когда учитель стоит перед классом). А те методы, которые могут использоваться для повышения результативности, не используются.
Выявлена статистическая связь и между результативностью и индексом восприятия среды – если ученику нравится в школе, если ему комфортно учиться, если он чувствует себя в безопасности, то и качество образования выше. К вопросу результативности в образовании относится и противодействие буллингу (по-русски – травле). Когда детей третируют, когда они чувствуют, что их обижают, это напрямую отражается на результате.
В прошлом году Всемирный банк запустил проект «Индекс человеческого капитала». Числовой показатель индекса – это оценка производительности труда будущего работника в сравнении с эталоном полного образования и полноценного здоровья. Составляется он по трем показателям: выживаемость, школа, здоровье. То есть ИЧК дает представление о том, насколько эффективно та или иная страна инвестирует в человеческий капитал.
– Исследования Всемирного банка показывают, что образовательная среда оказывает большое влияние на обучение, – отмечает Тигран Шмис, руководитель проектов в области образования Всемирного банка. – В России – высокий индекс человеческого капитала, он сопоставим с показателями ведущих стран. То есть в России живут люди с высоким потенциалом. Но чего нам не хватает? По итогам исследований, которые выявляют уровень развития социально-эмоциональных навыков, – таких как способность управлять взаимоотношениями с другими людьми, контролировать свои эмоции и поведение, эмпатию, что необычайно важно для современного молодого человека, мы уже несколько отстаем. Решить вопрос можно в том числе благодаря изменению традиционного школьного образования и среды.
Идеология новых образовательных пространств – это поддержка развития через среду, она предоставляет ребенку свободу выбора, помогает стимулировать его двигательную, творческую, интеллектуальную активность. И позволяет самим детям чувствовать свое влияние на среду, которая их окружает. По данным нашего исследования, применение учителями таких подходов в образовании, как коллективное обучение или организация групповой работы учащихся, значительно повышает результаты обучения по данным теста TIMSS. Такая организация обучения требует обновления школьных пространств и расширения методов обучения, поскольку подобные методы используются очень редко.
Пытаться решить задачи формирования современной образовательной среды можно и в рамках обычной школы. Вопрос лишь в том, сколько это будет стоить, как много времени на это потребуется и насколько адекватным получится результат. Новые вызовы требуют нетрадиционных подходов. И нацпроект «Образование» открывает для этого океан возможностей.
– В Ижевске нужно решать ситуацию с перегруженностью школ. Она достаточно сложная – к 2025 году, чтобы уйти от второй смены, необходимо построить минимум 10 новых школ. Если мы подойдем к этому традиционным образом, то точно не успеем, – говорит директор ижевского Гуманитарного лицея Михаил Черемных. – Но можно подойти к задаче нестандартно и построить не типовые общеобразовательные школы, а одну старшую школу. Это соответствует мировой практике, в которой начальная, подростковая и старшая школы отделены друг от друга. И это обоснованно, поскольку организация образовательного процесса для старшеклассников сильно отличается от того, как это делается для первоклассников. Коридоры, классы, парты, учитель у доски – очень хорошая система для обучения в начальной школе, но уже на подростках она проваливается. А для старшеклассника все должно быть построено совсем на других принципах: на персонализации образования, на индивидуальных программах, на вхождении во взрослую среду. Это уже не столько уроки, сколько лекции, семинары, индивидуальные консультации.
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, которые в обязательном порядке вводятся с 1 сентября 2020 года во всех школах страны, предусматривается, что образовательное пространство для старшеклассника – это не пространство классов и коридоров. Скорее, оно напоминает коворкинг. Мы бы назвали это «центром управления полетами», где есть диспетчеризация, мозговой центр, а образовательные маршруты могут выдвигаться далеко за его пределы. И мы понимаем, что если внесем новое содержание образования в старую конструкцию, то получим большую конфликтную ситуацию.
Если строить не 10 обычных школ, а одну школу для всех старшеклассников города, состоящую из пяти корпусов на разных площадках, то мы, с одной стороны, решим проблему перегруженности в два раза быстрее и дешевле, а с другой – сможем качественно изменить систему образования. Застройщики, кстати, заинтересованы в партнерстве и готовы взять на себя часть расходов. В проект можно включить и неиспользуемые сегодня исторические здания, заводские корпуса. Такая практика тоже достаточно распространена в мире. У каждого из корпусов может быть своя специализация: корпус для универсальных и индивидуальных образовательных маршрутов, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и социально-экономический. Старшеклассники с помощью тьюторов, с помощью правильной диспетчеризации могут перемещаться, использовать ресурсы разных корпусов в зависимости от выбранной специализации, и в то же время каждый из них получит универсальные компетенции.
Кроме того, когда образовательные ресурсы распределены, старшеклассники получают практику сетевого взаимодействия. Важно не замыкать старшую школу на себе, чтобы старшеклассник перемещался по городу и понимал, что отвечает за определенную часть его территории, которая становится для него «зоной пионерского действия». Так мы решаем еще одну задачу – преобразование города.
Сегодня разрабатывается дорожная карта проекта «Городская сетевая старшая школа», в которой учитываются вопросы подготовки к новой системе, кадрового, информационно-технологического и материально-технического обеспечения. Фактически проект должен выйти на полную мощность к 1 сентября 2024 года, когда в 10-й класс пойдут те, кто сегодня закончил начальную школу. Поэтому принимать принципиальное решение о реализации проекта, который может сделать Ижевск первым в стране, нужно уже сейчас.
Автор: Сергей Савинов
------------------------------------
Реклама
Вы студент? Впереди сессия? Вашему вниманию недорогая курсовая срочно. Гарантируем высокое качество курсовой по доступной стоимости.