«ДК»: Татьяна Владимировна, ваша школа рассчитана на 850 учеников, а учится в ней 1292. Где все они помещаются?
Т.З.: Это не самая большая проблема. Мы ее решаем, оптимизируя внутреннее пространство школы. Например, по сетевому проекту переоборудовали читальный зал в учебный центр, в котором может заниматься целый класс.
«ДК»: Может, лучше «упереться» и не принимать лишних?
Т.З.: Лишних детей для нас нет. Школа должна быть в шаговой доступности. Коллектив меня в этом поддерживает, Управление образования Администрации г. Ижевска помогает. Наш девиз: «Школа для всех и каждого».
«ДК»: Что для «всех», это теперь понятно. А как обеспечить вторую часть слогана – «для каждого»?
Т.З.: Вот мы и вышли на главную тему. Приток детей из новостроек усложнил социальную структуру школьного коллектива и резко расширил спектр запросов учеников и их родителей. Поэтому у нас сильно развито дополнительное образование: оно позволяет быстро реагировать на новые запросы и одновременно усиливать воспитательную работу. Воспитываем желание учиться, трудолюбие, коллективизм – качества, которые помогают ребенку лучше успевать по основным предметам.
«ДК»: Ваша школа и без того славится своими ансамблями бального и эстрадного танца.
Т.З.: Да, ансамбли «Реверанс», руководитель Н.П. Юдина, и «Павлин», руководитель А.В. Румянцева, – это наши визитные карточки. А два года назад мы открыли новое направление – танцы NON-STOP. Масса спортивных секций, объединений художественной, естественнонаучной, социально-педагогической и технической направленности. Решающая роль в их создании принадлежит родителям и детям. Набирая первые классы, проводим среди родителей опрос: какие направления дополнительного образования необходимы вашим детям? Так секция ушу появилась, когда-нибудь кружок китайского языка откроем – уже спрашивают! Каждый ребенок осваивает от двух до семи программ дополнительного образования.
«ДК»: Где берете преподавателей?
Т.З.: У нас стабильный коллектив. Большая заслуга в этом первого директора школы Л.М. Корольковой. Очень сильные предметники, имеющие высшую и первую квалификационные категории. В прошлом учебном году единственным 100-балльником по физике в Удмуртской Республике стал ученик нашей школы (учитель Л.Г. Авдеева). С нашими пловцами работает мастер спорта СССР И.Н. Суглов. Привлекаем и специалистов со стороны, но не случайных. С шахматистами (их у нас 250 человек) занимается педагог шахматного клуба. С будущими пианистами – преподаватель музыкальной школы. С программистами – преподаватель ИжГТУ. Для любителей робототехники оборудовали один из лучших в городе кабинет этого профиля. Сотрудничаем со Станцией юных техников, с IT-клубом «Технотроника».
Наш подход прост: здесь, рядом с домом, дети должны получить все, что им нужно, и самого высокого качества.
ДК: «Для всех и каждого»… А если ребенок «не тянет»?
Т.З.: Мы вошли в шестерку школ, которые работают по направлению «Инклюзия», и создали «гибкий класс». С проблемными детками из первых и вторых классов работает специально подготовленный педагог. Занятия идут фактически как индивидуальные. Результат на конец февраля: дети подтянулись, вошли в общий ритм и начали выбывать из «гибкого класса». Очень помогает и открытая по запросу родителей экспериментальная школа полного дня, где первоклассники получают 3-разовое питание, выполняют домашние задания, посещают кружки и секции, играют, отдыхают. Комфортная обстановка способствует повышению успеваемости.
«ДК»: Говорят, что лучшая школа – это та, в которую ее ученики возвращаются учителями.
Т.З.: Значит, школа № 93 – одна из лучших. Три года назад три выпускницы нашей школы, окончив республиканский социально-педагогический колледж, вернулись к нам учителями начальных классов и привели своих подруг. Теперь учителя начальной школы у нас самое молодое и боевое звено. Мы первыми в городе вступили в сетевой проект и начали создавать педагогические классы. В итоге после 9-го класса выпускники получают свидетельство о профессии «Помощник воспитателя».
«ДК»: Вы говорили об акценте на воспитании детей. Но лучше всего воспитывают реальные дела.
Т.З.: Не хотела я об этом говорить… Коротко: мы вместе с нашими детьми и родителями помогаем воспитанникам детдомов (их у нас два), детям из реабилитационного центра, пациентам детской онкологии. Но давайте без подробностей, благотворительность – очень тонкое дело.
«ДК»: Для того чтобы так развиваться в таких условиях, нужен очень прочный фундамент.
Т.З.: Мое кредо: развитие школы – это развитие каждого! И ученика, и учителя. Мы так и делаем – повышаем качество образования, совершенствуем систему дополнительных услуг и шаг за шагом движемся вперед, к новым успехам.
Виктор Чулков