• 23 марта 2021 11:28
  • 730
  • Время прочтения: 5 мин

Учителя показали класс. В Ижевске финишировал конкурс «Столичный педагог – 2021»

Учителя показали класс. В Ижевске финишировал конкурс «Столичный педагог – 2021»
Хорошей традицией стало в Ижевске проведение конкурсов профессионального мастерства в рамках проекта «Столичный педагог». Он реализуется уже в пятый раз. Одной из основных тем стало применение в образовании цифровых технологий. На страницах «Делового квадрата» организаторы и победители конкурса поделились своими размышлениями о профессии педагога, информатизации учебного процесса, перспективах дистанционного обучения и многом другом.

Наталья ГВОЗДКОВА, начальник Управления образования Администрации города Ижевска:

– Конкурс «Столичный педагог» поддерживается администрацией города. Участие в нем всегда было престижно и почетно. Конкурс высвечивает многие личностные и профессиональные качества тех, кто рискнул принять в нем участие: целеустремленность, собранность, умение себя преодолевать и, наконец, талант. В этом конкурсном сезоне приняли участие 300 педагогов из 134 образовательных организаций Ижевска. Из них 54 участника стали финалистами, 11 – победителями. Для многих конкурсантов «Столичный педагог» стал социальным лифтом и первой ступенью профессионального роста от победы в муниципальном конкурсе до республиканского этапа и выхода на российский уровень.

Светлана ДАВЫДОВА, директор Информационно-методического центра «Альтернатива», организатор проекта «Столичный педагог – 2021»:

– Участие в конкурсах профессионального мастерства очень важно для педагогов. Многие боятся этого, потому что подобное состязание подразумевает выход из зоны комфорта. Но результат оправдывает вложенные усилия. Ни с чем не сравнить вдохновение, которое получает учитель, воспитатель, администратор учебного заведения от признания результатов своего труда. Более того, все понимают, что высокой оценки удостаивается на конкурсе не только сам педагог, но и та образовательная система, которую он представляет. А затем следует и профессиональный рост.

Приведу в качестве примера достижения учителя математики средней школы № 91 Марии Ившиной. Она в прошлом году заслужила право участия во всероссийском конкурсе «Учитель года», став педагогом года Удмуртии, а перед этим одержав победу в конкурсе «Столичный педагог». Персональный сайт Марии Анатольевны открывается ее жизненным кредо, в качестве которого она выбрала китайскую мудрость: «Жизнь – это наклонная плоскость. Ты либо движешься вверх, либо падаешь вниз».

Если наблюдать за проектом «Столичный педагог» только из зрительного зала во время церемонии награждения, может показаться, что конкурс для учителей – это сплошной праздник. За кадром остается огромная работа, которую проделали и сами участники при подготовке к своим выступлениям, и ИМЦ «Альтернатива», несколько месяцев занимавшийся организацией всех этапов проекта. Финальный этап прошел на площадке 42-й школы. В жюри по разным номинациям работало около 50 экспертов. И главная цель в итоге, полагаю, была достигнута. Удалось мотивировать и поддержать педагогов, которые решились на участие в конкурсе, а также подать пример тем, кто будет участвовать в следующих мероприятиях. Они не за горами. Уже с 5 апреля ИМЦ «Альтернатива» начинает прием заявок на Фестиваль передовых педагогических практик.

Елена РАССОМАХИНА, директор МБОУ «СОШ № 58», победитель в номинации «Лидер в образовании»:

– Очень ответственным был финальный этап, где в рамках публичного выступления надо было представить свой взгляд на тему «Менять нельзя работать как прежде». Не так-то просто найти, где в этом предложении должна стоять запятая! Сегодня неравнодушие педагога, отношение к своему делу, профессионализм – это те учительские качества, которые ни в коем случае нельзя менять. Но современному, «цифровому» учителю приходится работать в постоянно развивающемся мире. И если все будет оставаться как прежде, ученики нас не поймут, а мы не научим их находить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшей жизни.

В своем выступлении я привела самый простой, но очень характерный пример, связанный с традициями наставничества. Все привыкли, что опытный педагог помогает пройти становление в профессии молодому коллеге. Но когда в мире разразилась пандемия, изменившая весь уклад жизни, в наставничестве все получилось наоборот. Теперь молодые учителя, которые на ты с компьютерной техникой, стали наставниками и очень помогли опытным педагогам овладеть азами дистанционной работы на электронных площадках. Это привело к тому, что в нашей школе не было претензий со стороны родителей на снижение качества обучения.

Подводя итоги, хочу сказать, что победа в номинации «Лидер в образовании» не только мое достижение. Это была командная игра, и успеха добился весь коллектив нашей школы.

Дмитрий ДЕМЕНТЬЕВ, учитель начальных классов школы «Гармония», победитель в номинации «Цифровой педагог»:

– Во время личного общения с детьми присутствует эмоциональный настрой. При дистанционном обучении все намного сложнее. Сейчас некоторые высказывают мнение, что в недалеком будущем в школах бесплатным останется лишь заочное, дистанционное образование, а очные занятия с педагогом – только за деньги. Но это, мягко говоря, спорное утверждение. Во-первых, дистант сильно утомляет детей. Приходится долго сидеть у монитора, сохраняя концентрацию внимания. Вовторых, нет живого общения, личностного контакта между учеником и учителем. Эмоциональная связь теряется, нет ни закрепления пройденного материала, ни повторения пройденного. Только новые темы.

Виктория ПЕРМЯКОВА, учитель иностранных языков, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 90», победитель в номинации «Учитель»:

– Учитель сегодня – это проводник. Дети сами получают огромный объем знаний. А наше дело – показать им, в каком направлении развиваться, как пользоваться полученными знаниями. Я молодой и «цифровой» педагог, однако за то время, когда школы работали в дистанционном формате, смогла узнать много нового, приобрела навыки и компетенции, которые теперь применяю в своей работе. Тем более иностранные языки – это тот предмет, где информационные технологии выводят качество обучения на значительно более высокий уровень. Прежде всего, речь идет о непосредственном общении с носителями языка. Мы и до пандемии пользовались электронными сервисами, чтобы обеспечить такое общение. А теперь стали настоящими экспертами в этом вопросе.

Максим ДЕРЯБИН, заместитель директора по УВР МБОУ ДО «Дом детского творчества Первомайского района», победитель в номинации «Заместитель директора, заместитель заведующего по ВР (старший воспитатель)»:

– Мне очень нравится высказывание изобретателя лампы накаливания Томаса Эдисона. Когда ему задали вопрос о множестве неудачных попыток и долгом отсутствии каких-либо положительных результатов, он ответил: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают». Особенность дополнительного образования в том, что оно предоставляет ребенку возможность пробовать самые разные практики, и выбрать для себя то, что наиболее интересно, и то, что лучше соответствует его способностям. Проигравших здесь не бывает. Но к выбору должны быть готовы и сами учащиеся, и их родители, и мы, педагоги.

Юлия ДЕМЕНТЬЕВА, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 40», победитель в номинации «Воспитатель»:

– Несмотря на то, что мы, воспитатели, имеем дело с самыми маленькими детьми, цифровые технологии в нашей работе применяются особенно активно. Причем нынешние малыши готовы к этому чуть ли не с рождения. Более того, некоторые воспитанники могут даже показать педагогам мастер-класс по информатике. Особенно нравится детям одна из наших электронных образовательных методик. Мы создали мультстудию, и ребята после прочтения той или иной сказки и знакомства с героями создают по ней собственный мультик. Надо ли говорить, как радует их творчество и с каким воодушевлением они посещают занятия?!

Дмитрий Чернов