министр образования и науки Удмуртской Республики Светлана Болотникова
Завершение 2019-2020 учебного года
Экстренный переход от очного формата образования к дистанционному в марте 2020 года не стал неожиданностью. Учебные заведения Удмуртии смогли быстро адаптироваться к новым условиям работы. Первыми на дистанционный формат перешли республиканские вузы и ссузы. Так, в ИжГТУ переход «на удаленку» произошел еще 17 марта. Последними отправили на дом школьников – с 30 марта, по завершении весенних каникул. Для возможности осуществления дистанционного обучения нуждающимся ученикам школ Удмуртии на безвозмездной основе был предоставлен 341 ноутбук.
Министр образования и науки Удмуртской Республики Светлана Болотникова отметила ряд сложностей: «В ходе дистанционного обучения выявилось много проблем: скорость Интернета, обеспеченность техникой, готовность педагогов». В то же время руководитель ведомства также обратила внимание на положительные стороны удаленного обучения: большая самостоятельность в изучении материала, возможность опробовать современный формат взаимодействия учащихся между собой и с учителем, повышение технических навыков. «Все лучшее, что мы вынесли из этого опыта, возьмем в дальнейшую работу», – заверила министр.
По-новому проходила и сдача единого государственного экзамена. На обеспечение дополнительных мер безопасности в пунктах проведения ЕГЭ из регионального бюджета было выделено 10,5 млн рублей. Кроме того, введены дополнительные дни для сдачи экзамена.
– Несмотря на непростую ситуацию, в 2020 году при проведении ЕГЭ в Удмуртии не зафиксировано ни одного технического срыва. Это говорит о том, что уровень слаженности работы команды был очень высокий, – отметила Светлана Болотникова.
В республике на участие в ЕГЭ заявилось 7518 школьников. По результатам государственной итоговой аттестации, 60 выпускников Удмуртии получили 100 баллов, годом ранее – 52 выпускника. По итогам ЕГЭ 2020 года Удмуртия поднялась с 17-го на 7-е место среди 85 регионов.
Несмотря на пандемию, возросло и число медалистов – 566 против 526 в 2019 году.
министр образования и науки Удмуртской Республики Светлана Болотникова
Итоги нацпроекта «Образование»
На протяжении всего 2020 года не останавливалась работа в рамках национального проекта «Образование», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. Улучшения коснулись школьного, среднего профобразования, а также учреждений допобразования.
В 2020 году в рамках нацпроекта:
– было создано 42 образовательных центра «Точка роста»;
– открыты мобильный технопарк «Кванториум», Дом научных коллабораций и центр цифрового образования «IT-Куб»;
– отремонтированы 26 спортивных залов в школах сельской местности;
– внедрена цифровая образовательная среда в 36 учреждениях СПО и 66 школах;
– 24 мастерские открыты в учебных заведениях СПО, в том числе в Можгинском агропромышленном, Увинском профессиональном и Сарапульском педагогическом колледжах;
– 102 образовательные организации Удмуртии были оснащены современной компьютерной техникой;
– построено шесть детских садов на 835 мест;
– создан Центр поддержки волонтерства в Ижевске;
– открыты новые школы в селе Постол и в Ленинском районе Ижевска;
– обновлена материально-техническая база в коррекционных школах № 39 и № 79 Ижевска.
Комментируя открытие одного из новых образовательных пространств – «IT-куба», Александр Бречалов пояснил, что главной особенностью центра является проведение совместных мероприятий с партнерами, среди которых Яндекс.Лицей, IT-школа «Самсунг», Центр высоких технологий, «Пиком» и другие.
– Отличная база, уверен, в будущем выпускники центра будут обеспечены классными местами для стажировок и рабочими местами, – подчеркнул глава республики.
Следует отметить, что работа ведется не только в рамках нацпроекта «Образование», так, по нацпроекту «Демография» в 2020 году в республике построили 3 школьных стадиона: у общеобразовательных учреждений № 17 и № 35 Ижевска, а также школы в селе Грахово.
Помощь педагогам
В республике продолжается реализация региональной программы, направленной на решение проблемы дефицита педагогических кадров. За первый год работы начинающие учителя получают единовременно 40 тысяч рублей, за второй – 60 тысяч, за третий – 80 тысяч. Начиная с 2019 года, данная программа распространяется на молодых педагогов не только в сельских, но и городских школах. В 2020 году выплату получили более 240 человек на сумму почти 13,4 млн рублей.
По правилам программы молодой педагог должен устроиться на работу сразу после получения диплома. По окончании первого года работы он сможет претендовать на выплату, подав документы в Минобрнауки Удмуртии.
Кроме того, в рамках федерального проекта «Земский учитель» для учителей, решивших переехать в сельскую местность, где педагогические ставки не были заполнены, предусмотрена выплата в миллион рублей. В 2020 году на эти цели из федерального бюджета было выделено 14 млн. Необходимость в педагогах была в Копкинской школе Селтинского района (иностранный язык), Варзи-Ятчинской школе Алнашского района (математика), гимназии села Малая Пурга (биология) и других. На 14 вакантных мест поступило 70 заявок, не только из Удмуртии, но также Татарстана, Хабаровского края, Ульяновской области и других регионов. По итогам конкурса четверо педагогов переехали в республику. В 2021 году Министерством просвещения России в рамках проекта «Земский учитель» выделено еще 13 миллионов рублей и соответственно еще 13 учителей на конкурсной основе закроют дефицит кадров.
Кроме того, с сентября 2020 года классные руководители республики начали получать надбавку в размере 5000 рублей, согласно предложенной Владимиром Путиным инициативе. На конец 2020 года в республике классным руководством занималось 10 305 педагогов.
– Некоторые ведут по два класса, они получают выплаты дважды. На 1 октября все 75,6 млн рублей федеральных денег были перечислены на счета школ конкретным людям, – заверила руководитель ведомства.
Образование в 2021 году
В планах правительства республики на 2021 год открытие еще 39 «Точек роста»; ремонт 26 спортзалов в сельских общеобразовательных учреждениях; строительство школы на 825 мест и создание центра «IT-Куб» в Воткинске.
Завершается строительство еще пяти школ: в Ижевске на улице Архитектора Берша – на 1224 места, в микрорайоне А-10 – на 825 мест, в Кезу – на 500 мест, в Селтах – на 384 места и в Большом Волково Вавожского района – на 160 мест. Также продолжается работа по обеспечению школ высокоскоростным Интернетом. В 2021 году он должен появиться еще в 118 общеобразовательных учреждениях.
В 2020 году во всех пунктах проведения экзамена на ГИА-9 установлены камеры (ранее действовали только на ЕГЭ), что обеспечит контроль за прохождением процедуры. На это израсходовано около 93 млн рублей.
Среди нововведений 2021 года можно отметить сдачу экзамена по информатике в компьютерной форме. На закупку технического оборудования для пунктов проведения экзамена выделено более 53 млн рублей. Для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме в Удмуртии будут работать 29 пунктов.
Еще одним нововведением станет включение в ОГЭ по химии и физике практической части – выполнение экспериментов. Для этого также уже закуплено необходимое оборудование на 29 млн рублей. В пункты проведения экзамена оно должно поступить в мартеапреле 2021 года.
Начиная с сентября, для учеников начальной школы организованы бесплатные горячие обеды. Такое решение было принято Президентом России Владимиром Путиным. Дополнительно на республиканском уровне бесплатное горячее питание будет предоставляться и для детей из многодетных семей с 1-го по 11-й класс, вне зависимости от доходов.
Помимо уже реализуемых и запланированных на текущий год программ и проектов, у республиканского правительства есть и более глобальные цели.
– Мы вместе с вами разработаем план работы до 2030 года, куда включим ремонт всех учреждений образования и здравоохранения, которые в этом нуждаются, – пообещал Александр Бречалов в традиционном видеообращении к жителям.
И такая цель кажется вполне достижимой. Поскольку масштаб и разнонаправленность мер, принимаемых в сфере образования Удмуртии уже сегодня, действительно впечатляет. При этом особое внимание уделяется традиционно болезненным вопросам, таким как дефицит кадров, повышение престижности профессии и финансовая мотивация учителей, современное техническое оснащение учебных заведений. Все это позволяет надеяться на успешное развитие системы образования республики в будущем.
Дмитрий Горбунов