«Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель»
Любой специалист по ядам – хоть Борджиа, хоть князь Юсупов – подтвердит, что отраву лучше всего закладывать в сладкое – пирожное или другой десерт. И трансгуманизм также начинает свою пропаганду с благих помыслов: избавить человечество от болезней, страданий, да и самой смерти.
«Человек хочет жить долго и счастливо, контролировать все аспекты, связанные с его телом: старение, рождение детей, здоровье, сексуальную активность. Трансгуманизм дарит человеку надежду на вечную счастливую жизнь на Земле без страданий и болезней», – рассказывает философ О. Виноградова. Способы избавления от страданий и смерти весьма интересны.
Человек мучается от несовершенства своего разума? Следует имплантировать ему чипы и другие технологические устройства, вставить в затылок нейрошланг и подключить через него к Британской энциклопедии.
Женщина страдает, производя ребенка на свет, терпит тяготы материнства? Детей нужно выращивать в «искусственной матке» – инкубаторе, синтетически воспроизводящем функции материнского организма (кормление плода, удаление отходов, поддержание нужной температуры тела и так далее).
Многие болезни передаются по наследству? Отредактировать геном посредством генетических манипуляций. Сделать человека «идеальным» уже к моменту рождения. (В этом «пункте плана» хорошо видно духовное родство с фашизмом, проповедовавшим евгенику.)
Смертные муки? Сосканировать структуры серого вещества и перенести сознание человека в цифровое пространство. Он будет вечно носиться по Интернету, в то время как сейчас приходится отвлекаться на еду, сон, секс.
Кстати – о сексе: почему полов только два? И почему они «предустановлены»? Ведь это же дико ограничивает свободу человека! Менять Мишу на Машу новые трансгендерные технологии позволят хоть каждый день.
Тем более что дней этих будет бесконечное множество – как сказано выше, новые «проповедники» обещают людям вечную жизнь.
Трансгуманизм утверждает, что готовит решения для всех мучающих людей вопросов: «Устали раз за разом смотреть на часы в ожидании автобуса? Мы имплантируем часы прямо в ваш мозг и вам не придется напрягаться, чтобы узнать время», «Болит голова? Надобно головушку отрезать. Нет головы – нет головных болей. Думать будете через вот этот гаджет», «Ваш муж богат, но кособок? Не беда, наши специалисты подредактируют геном, и ваш ребенок будет похож на красавца дядю Васю из соседнего подъезда», «Влюблены в Катю, а она лесбиянка? Срочно на операцию – будем делать из вас женщину».
Обращает на себя внимание тот факт, что решения предлагаются исключительно «легкие», не требующие от человека ни личных усилий, ни самодисциплины, ни духовного роста.
При этом сплошь и рядом трансгуманисты записывают в свой актив многие изобретения прошлых веков и тысячелетий. Протезы, лекарства, вакцины – что это, как не победа человека над самим собой, что это как не трансгуманизм? – вопрошают вожди нового мира. Да, зубные пломбы использовались еще в Древнем Египте, а лечить болезни люди умели еще в первобытном обществе. Конь позволял двигаться в разы быстрее, а всадник впервые увидевшими его людьми, например, американскими индейцами, воспринимался как метаморф. Однако ни лошадь, ни автомобиль, ни протез, ни зубная пломба сами по себе не могут расчеловечить человека. Не средства, а цели меняют людей. Какие же цели ставят перед собой трансгуманисты?
«Сатана там правит бал»
Большинство трансгуманистов, говоря о целях своего учения, расплывчато утверждают, что «прогресс важен ради самого прогресса», что «вечные жизнь и совершенствование – абсолютное благо сами по себе». Но подобная «дурная бесконечность», разумеется, способна устроить только «средние умы». Ведущие деятели трансгуманизма имеют вполне конкретный взгляд на его цели и задачи. Представитель гедонистического прагматизма Пирс утверждает, что итогом должен стать утилитрониум – сверхорганизм, получающий бесконечно огромное удовольствие. Поклонник сциентизма Бостром считает что сверхсущество должно быть не максимально счастливым, а максимально умным – компьютрониумом. Счастье и ум несовместимы, поэтому в этих аспектах авторитеты расходятся. Но сходятся в другом – сверхсущество должно убить всех конкурентов.
Позволим себе цитату из Википедии: «трансгуманистами обсуждаются концепции компьютрониума (высказана Ником Бостромом) и утилитрониума (высказана Дэвидом Пирсом) – сверхсуществ, оптимизированных, соответственно, под максимально быстрые вычисления и под получение максимально возможного удовольствия, и ради реализации этой цели уничтожающие всех остальных существ на Земле и во Вселенной. В результате такой катастрофы, несмотря на смерть почти всех существ, финальная цель трансгуманизма (когнитивная или гедонистическая) будет выполнена».
Упомянутые Бостром и Пирс – это не какая-то периферия трансгуманизма, а самый что ни на есть мейнстрим: именно ими в 1997 году было создано наиболее известное объединение «Humanity +» – «Всемирная трансгуманистическая ассоциация». Будучи профессорами, указанные деятели обладают какой-никакой культурой мышления и в состоянии сложить дважды два: если трансгуманоиды бессмертны и способны потреблять неограниченное количество благ, следовательно, ограниченным становится само количество существ. И чем больше благ они потребляют, чем больше удовольствия испытывают – тем меньшему количеству персон эти удовольствия полагаются. А поскольку нравственные ограничения у сверхчеловеков отсутствуют (об этом информировали еще Ф. Ницше и Г. Геринг, но и без них ясно: если нет ничего выше человека – нет и никаких ограничений для него), постольку они неизменно вступают в борьбу друг с другом. В конечном итоге остаться должен только один бессмертный – всепотребляющий/всезнающий мегасуперсверхтранс. Вместо миллиардов никчемных грешников – один, но могучий, как бог.
Откуда завелась на Западе эта скверна? Трансгуманизм естественнейшим образом вырастает из западной индивидуалистической культуры. Его истоки можно увидеть уже в тезисе древнегреческого философа Протагора: «Человек (каждый) есть мера всех вещей». Один из лидеров европейского протеста против ортодоксального христианства Мартин Лютер вполне в духе Протагора утверждал, что каждый человек в состоянии трактовать Библию. Тем самым человек уже ставится вровень с Богом, и недаром Лютер заявил, что «земные дела важнее небесных». Европейский либеральный гуманизм, утверждая, что нет ничего выше (каждого/любого) человека, тем самым автоматически отрицает и идею Бога, и идею коллектива, и идею семьи. Как только человек начинает считать себя самого высшей ценностью – он неизбежно приходит к одиночеству. Но вот беда – только человек приступил к постижению всех тайн и предуготовил себя к вкушению несметных благ, как вдруг случаются болезнь, старость, смерть, и «мера всех вещей» обращается в прах земной. Нехорошо-с. Надобно исправить. Такова природа человека? Изменить природу. Человека – в переделку.
Хотя как идеологическая доктрина трансгуманизм все еще продолжает свое формирование, его философские основы были полностью сформированы уже в XIX веке любимым философом немецких фашистов Фридрихом Ницше – знаменитое учение о сверхчеловеке. На словах отрекаясь от фашизма, на деле Запад развивает и трансформирует его в нечто худшее. Пропаганде трансгуманизма уделяет огромное внимание Голливуд, начиная от попсовой студии «Марвел» с ее сверхчеловеками и заканчивая культовыми фильмами типа «Джонни-Мнемоника». Западная школа постепенно выходит за рамки либеральных пединноваций и все активнее насаждает идеи трансгуманизма, мультигендерность в частности. Движение ширится.
«На западном фронте без перемен»
Как можно оценить трансгуманизм с точки зрения наиболее распространенных в России религиозных учений?
Для Православия вечная жизнь также является одной из главных целей. Но достичь ее люди должны совместно (всей Церковью) и под водительством Бога. Попытка стать бессмертным без Бога христианством оценивается как страшная угроза – грешный человек, получив вечную жизнь, будет лишь все глубже и глубже погрязать в пороках. С точки зрения Православия, трансгуманизм есть не что иное, как развернутые в тома слова великого искусителя, обращенные к Адаму и Еве: «не умрете, но станете, как боги».
Для ислама, разумеется, трансгуманизм также – харам и ширк.
И тем не менее «в России есть сообщества и площадки, прямо или косвенно занятые идеями трансгуманизма. Это, например, Институт философии РАН и Российское философское общество. На его базе было образовано «Российское трансгуманистическое движение», считающееся второй организацией в мире по численности после WTA», – сообщает РБК. Серебряные призеры. В то время как Запад вполне себе последовательно эволюционирует от индивидуалистического гуманизма через фашизм и либерализм к трансгуманизму и утилитрониуму, Россия стремится объять необъятное и объединить взаимоисключающее. На Пасху печет куличи и красит яйца, по понедельникам отправляет детей в школу, реформированную на западный манер – либеральную и пединновационную (см., например, статью «Прервалась связь времен» в «ДК» № 9 за 2020 год), а по мнению некоторых исследователей – уже и трансгуманистическую (см.: О. Четверикова «Трансгуманизм в российской школе»). «Многовекторное развитие». И один из векторов ведет Россию по тому пути, который Запад уже прошел. Учитывая, что «русские любят быструю езду», не так уж много времени потребуется, чтобы догнать своих врагов в этом «свободном» падении.
Важно понять – в конечном итоге речь идет о вере. («Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет».) Либеральный Запад верит, что Бога нет, и с точки зрения своей веры ведет себя абсолютно логично, ибо, как говорит Кириллов в «Бесах» Достоевского: «Сознать, что нет бога, и не сознать в тот же раз, что сам богом стал, есть нелепость». Россия же утверждает, что после эпохи коммунизма вернулась к традиционным ценностям православия и ислама.
И с этой точки зрения ее поведение совершенно необъяснимо. Ибо если ты веришь, что Бог есть – либерализм и его последыш – трансгуманизм – абсолютное Зло. Сегодня наша страна выступила в поход против Зла на внешнем фронте. Но на внутреннем, духовном, фронте без перемен.
Андрей Солдаткин