Поскольку, «новое – это хорошо забытое старое», то решать жилищную проблему партия принялись по методу древнеримского императора Нерона. По его инициативе в перенаселенном Риме начали строить так называемые инсулы - многоэтажные дома. Последние никогда не называли «нероновками», тогда как малогабаритные пятиэтажки советской эпохи мы до сих пор именуем «хрущевками» в память о тогдашнем первом секретаре ЦК КПСС Никите Сергеевиче Хрущеве.
Еще Михаил Афанасьевич Булгаков в своем известном романе «Мастер и Маргарита» заметил, что москвичи хорошие люди, но их «квартирный вопрос их испортил». В действительности, этот вопрос всегда преследовал не только столицу, но все без исключения города нашей страны. Отказ от «архитектурных излишеств» и внедрение технологии панельного строительства позволили в Советском Союзе в сжатые сроки если не решить квартирный вопрос, то резко снизить его остроту.
Хрущевки, построенные до Хрущева
Любопытно, что в СССР первые экспериментальные панельные дома были сооружены задолго до того, как в 1953-м к власти пришел Н. С. Хрущев. Их построили еще в 1948 году в Москве по предложению главного инженера Моспроекта, Героя Социалистического труда Виталия Павловича Лагутенко. Изначально такие дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла вскоре перешли на каркас железобетонный. Начиная с 1950 года в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других крупных городах страны началось сооружение вообще бескаркасных панельных домов. Этот опыт был признан удачным, и уже в начале 1950-х годов в СССР было развернуто строительство первых заводов железобетонных изделий (сокращенно ЖБИ) и домостроительных комбинатов (ДСК), которые выпускали «детали» для сборки типовых домов.
По-настоящему массовое возведение панельных «хрущевок» началось во второй половине 1950-х с подмосковной деревни Черемушки, территория которой была полностью застроена такими пятиэтажками. Затем данный почин распространился по всей стране и продолжался вплоть до начала Перестройки в 1985 году.
Первая в Ижевске
Многим жителям нашего города хорошо известна самая первая ижевская панельная «хрущевка». Она появилась в 1960 году по адресу Ленина, 9 и на ее стене по этому поводу имеется памятная табличка. Такие типовые дома неузнаваемо изменили облик нашего города. До начала 1960-х годов ХХ века Ижевск был застроен одно-двухэтажными серыми бревенчатыми домами и бараками. Лишь в центре - у кинотеатра «Колосс» (ныне это Собор Александра Невского), да вдоль улицы Пушкинской стояло несколько десятков кирпичных «сталинок». Примерно 60 лет назад именно «хрущевками» начали застраивать целые районы Ижевска: из них более чем наполовину состоит центральная часть города между улицами Кирова и Карла Либкнехта, почти весь район «Металлург», и за очень редким исключением весь район «Буммаша».
Для того, чтобы ижевчане могли наглядно представить себе устройство крупнопанельного дома, в это время на центральной аллее парка имени Кирова было установлено несколько секций, имитирующих внешнюю стену панельной «хрущевки». Это своеобразное «наглядное пособие» простояло более 30 лет и исчезло только в начале третьего тысячелетия. Но еще и сегодня на такие дома приходится порядка 20% благоустроенного жилого фонда Ижевска.
Но вернемся в «золотые 1960-е». Надо сказать, что массовое строительство в первую очередь панельных домов изменило не только внешний облик городов, но и жизненный уклад советских людей. Тысячи семей впервые обрели собственное жилье «со всеми удобствами» и возможность жить отдельно от родителей и соседей. Минусом такого решения стала однотипность жилых домов по всей стране – этот момент хорошо показан в фильме Эльдара Рязанов «Ирония судьбы или с легким паром!». Вся интрига там построена на неотличимости жилых домов в разных городах, которые во что бы то ни стало сдают до Нового года, чтобы выполнить годовой план. Конечно, здесь показаны не «хрущевки», а более дорогие «столичные» дома. Но суть проблемы от этого не меняется.
В моих детских воспоминаниях отчетливо отпечаталась картинка из конца 1960-х годов, когда моим родителям – инженерам с двумя детьми – дали в панельной хрущевке на улице Коммунаров отдельную трехкомнатную квартиру. Самым главным впечатлением от этой новой «трешки» и от посещений квартир наших соседей по дому были их феноменальная… пустота. Так, из мебели, привезенной туда из тесной «однушки» на улице Советской, у нашей семьи не было ничего, кроме трех кроватей, этажерки для книг, кухонного шкафчика, обеденного стола и нескольких табуреток. И то же самое можно было увидеть в квартирах почти всех моих новых друзей по двору.
Дело в том, что мебель для обставления новой квартиры в то время было почти невозможно купить. Ее приходилось «доставать по блату», либо стоять на нее в многомесячной и даже в многолетней очереди. Советские люди приходили в мебельные магазины только для того, чтобы «записаться» на необходимые им гарнитуры, стенки и иную мебель, которую в те годы нельзя было приобрести что называется «здесь и сейчас»…
Хрущевка на новый лад
Вообще-то, термином «хрущевка» обозначается не только панельная пятиэтажка, но и блочная, и даже кирпичная. По большому счету, это любой типовой пятиэтажный дом с потолками высотой 2,5 метра, малогабаритными квартирками, без архитектурных и каких-либо иных излишеств (таких как лифт, мусоропровод, незадымляемая лестница и т.д). Ну, а «хрущевками» их называют потому, что именно сам Никита Сергеевич Хрущев являлся горячим сторонником такого жилья супер-эконом класса.
В самом конце июля 1965 года, буквально перед самым Днем строителя, на экраны кинотеатров СССР вышла культовая кинокомедия режиссера Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Эта картина снималась сразу в четырех городах страны: Москве, Ленинграде, Одессе и Ялте. Действие фильма проходит в хорошо знакомых нам «хрущевках» (как панельных, так и кирпичных), в нем также показаны и внутреннее убранство, и этапы строительства таких домов.
В этой комедии в новелле «Напарник» состоялся дебют Шурика – студента, комсомольца (правда не совсем спортсмена и отнюдь не красавца), который подрабатывает разнорабочим на постройке типовых домов. Полное сходство таких строек друг с другом позволило режиссеру снимать они и те же сцены в разных городах СССР. Например, еду для напарника Шурика привозят на московскую новостройку Свиблово, где как раз в это время строилась не одна сотня тысяч квадратных метров типовых домов. А вот обедают они оба уже не в Москве, а в …Одессе - в этой сцене хорошо видны, вроде бы те же самые пятиэтажки, но они не облицованы «столичной» керамической плиткой.
Вполне закономерно, что и в других, так называемых дружественных странах, Советский Союз применял ту же технологию жилищного строительства, что и для своих граждан. Как известно, целые микрорайоны «хрущевок» были возведены нашими строителями в Монголии и Афганистане. В более развитых странах народной демократии тоже строили типовые панельные дома по технологиям, аналогичным или близким к советским. Однако, например в Восточной Германии после состоявшегося в 1990-е годы объединения ФРГ и ГДР такие дома объявили непригодными для жилья и начли интенсивно сносить.
В то же самое время встал вопрос, как расселить десятки тысяч граждан СССР, которых нужно было вместе с войсками вывести из Западной группы войск (читай из Германии). Для решения этой проблемы расторопные немцы наняли турецкие строительные фирмы, которые построили по всей России тысячи новых жилых домов. При ближайшем рассмотрении они оказались все теми же «хрущевками» – типовыми пятиэтажными панельными домами без каких-либо излишеств. Язык не поворачивается называть их «немецкими домами» ибо сами немцы в таких домах почему-то не живут.
А что же дальше?
Только к началу 1970-х годов в СССР было построено около 400 млн квадратных метров «хрущевок». Впрочем, уже тогда проектировщики понимали, что срок жизни такого жилья недолог: ведь для первых серий «хрущевок» он был установлен в 25 лет. По истечении этого времени их планировалось снести и заменить более долговечным и комфортным жильем. В Москве «хрущевки» действительно интенсивно сносятся по программе реновации начиная с 1999 года. В других городах и весях России такие дома продолжают стоять, уже более чем вдвое пережив отведенное им время.
Для того, чтобы снести и расселить обитателей имеющихся в нашей стране около 250 млн квадратных метров «хрущевок», необходимо без малого 10 трлн рублей – сумма указана в ценах 2015 года т.е. на самом деле она окажется значительно большей. Это поистине неподъемная для бюджета цифра, которая более чем в три раза превышает объем внешнего долга России (последний на 1 июля 2022 года составлял 473 млрд долларов, что по курсу 60 рублей за доллар равно 2,8 трлн рублей)!
У советских, а теперь и у российских строителей на этот счет имеется весьма красноречивая поговорка: «Нет ничего более постоянного, чем временное сооружение». И дай Бог, чтобы ижевским «хрущевкам» удалось простоять третий и все последующие сроки их жизни. Впрочем, процесс реновации жилого фонда начинается и в Ижевске. Так, жильцов самой первой ижевской «хрущевки» по улице Ленина планируют расселить до конца 2022 года, после чего она будет снесена. И это очень хорошая новость. Ведь, как утверждает старинная китайская народная мудрость, «Даже самая длинная дорога начинается с одного маленького первого шага»…
Коллектив «Делового квадрата» сердечно поздравляет всех строителей с их профессиональным праздником и желает им новых успехов в их благородной и чрезвычайно нужной всем россиянам работе. Слегка переиначив слова Владимира Владимировича Маяковского, мы говорим: «Строительство славим, которое есть. Но трижды – которое будет!» УРА!
Дмитрий Коробейников