За денацификацию
История предприятия военных времен хорошо известна его работникам. Люди знают, какое горе принес нацизм на нашу землю. Практически в каждой заводской семье сохраняется память о родных, прошедших трудовой фронт, получивших ранения или погибших на полях сражений. Все мы – потомки поколения, раздавившего фашизм, поэтому особо остро ощущаем справедливость проводимой сейчас на востоке Украины специальной военной операции, направленной на денацификацию и демилитаризацию. И поэтому именно от коллектива исходила инициатива проведения митинга в поддержку политики нашего президента и наших Вооруженных сил.
В обеденный перерыв собрались заводчане на площади, чтобы выразить свое мнение по происходящим событиям. К ним обратился генеральный директор Игорь Юрьевич Чурбанов:
– Дорогие заводчане, мы живем в судьбоносное время. То, что происходит сейчас, современникам сложно оценить в полной мере. Но у меня есть абсолютная уверенность, что наши дети и внуки будут читать в учебниках истории об этом времени восстановления исторической справедливости и вспоминать как очень важную веху в истории государства.
Больше тридцати лет Запад пытался «научить» нас, как нам жить, во что верить, кого любить и кого ненавидеть. Происходившее можно сравнить со сжатием пружины. Вы все машиностроители и знаете, что никакая пружина не может быть под нагрузкой бесконечно. Она или сломается, или развернется и ударит. Сейчас пружина разворачивается.
Я верю президенту Владимиру Владимировичу Путину, верю в боеспособность и самоотверженность Вооруженных сил России – спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины будет доведена до логического завершения. Мир больше не будет прежним. Ему придется считаться с нашими интересами, с тем, что мы есть .
Наши парни сейчас делают то, что делали их прадеды восемьдесят лет назад, – борются за сохранение мира, защищают нашу страну от нацизма. И не может быть никаких сомнений, что наше дело правое.
Мы с вами люди государственные. Миссия завода – выполнять задания государства с высочайшим качеством в установленные сроки. И если 2021 год стал для нас годом сохранения коллектива, технологий, навыков, оборудования, то уже в этом году объем заказов будет рекордным для Воткинского завода. Объемы следующего года еще больше. Но я уверен, мы справимся. Это будет лучшим ответом всем недоброжелателям России. И самым большим вкладом, который может внести каждый из нас в общую победу.
В этот день выступающие вспоминали истории своих семей, связанные с Великой Отечественной, высказывали слова поддержки нашим военным, выполняющим важнейшее задание государства, говорили о неизбежной победе. В завершение митинга присутствующие приняли резолюцию:
«Мы, работники Акционерного общества «Воткинский завод», поддерживаем:
– политику Президента России Владимира Владимировича Путина по Украине;
– проведение специальной военной операции по защите республик Донбасса, денацификации и демилитаризации Украины;
– братский народ Украины, который российские Вооруженные силы освобождают от неонацизма, насаждаемого преступным руководством страны и западными странами.
Мы против:
– движения НАТО к границам России;
– западной политики двойных стандартов;
– стремления иностранных государств диктовать условия, как нам жить в собственной стране».
Личная история
Позиция заводчан по отношению к недопустимости проявлений нацизма и национализма, к сохранению памяти о подвиге нашего народа ежегодно ярко проявляется и во время шествия Бессмертного полка. Многотысячная колонна работников предприятия выходит на центральную площадь города из заводских ворот по сигналу исторического заводского гудка. Участники несут портреты своих прабабушек и прадедушек, бережно храня в душе историю их жизни, их подвига, подарившего жизнь всем нам. Вот лишь несколько из них.
Мешок сухарей
Прадед Анны Владимировны Смирновой, инженера по организации и нормированию труда энергоремонтно-монтажного цеха, попал на фронт уже зрелым мужчиной. Арсентию Ивановичу Бегееву было без малого 45, дома остались жена и двое детей. Александра Васильевна отправляла мужа на фронт с тяжелым сердцем. Она привыкла в любом деле быть ему подмогой. А чем помочь, если супруг далеко? И вот надумала насушить мешок сухарей и… лично доставить адресату
Каким-то невероятным образом добыла пропуск и вместе с подругой отправилась на фронт. Что пришлось пережить за эти месяцы смелым женщинам, трудно вообразить. И мерзли, и голодали, их задерживали и наши, и немцы. Но, к счастью, обошлось – и те, и другие, не причинив вреда, отпускали.
Наконец, нашли Арсентия – грязного, худого, подстриженного наголо, но живого. Можно представить, сколько было радости от этой встречи. Домой прабабушка вернулась через несколько месяцев. Потом пришла весточка с фронта. Муж писал, что на привале, когда он спал, кто-то перерезал лямки и украл драгоценный подарок.
Вскоре стрелковую дивизию, где служил Арсентий Иванович, перебросили боронять переправу через Дон у села Коротояк под Воронежем. Там шли тяжелые бои. Очевидцы вспоминали, что вода в реке была красной от крови.
9 сентября 1942 года гвардии старший сержант Бегеев погиб в бою, его похоронили в братской могиле. А через несколько десятилетий в этот же день у него родилась праправнучка Валентина. Сейчас ей 31 год, и эту главу семейной истории она знает очень хорошо.
Короткие каникулы
- Моему отцу Алексею Романовичу было 15 лет, когда началась война, – говорит Михаил Алексеевич Павлов, плавильщик металла и сплавов литейного цеха. – Как сироту его зачислили в трудовые резервы, и он учился в одном из московских ремесленных училищ. 22 июня они с товарищами беспечно катались на карусели в парке Сокольники, празднуя окончание экзаменов за первый курс, строили планы на лето. Но на этом каникулы и закончились…
До осени работали – делали крючки для парашютов. Во время бомбежек дежурили на крышах, помогали тушить зажигательные бомбы. А в октябре, когда немцы подошли к столице, ребят эвакуировали. Вывели из Москвы, а дальше до Урала добирались кто как мог – пешком, на попутках, на крышах вагонов.
В Воткинске отец с товарищами пришли в цеха завода сначала учениками, а вскоре стали полноправными рабочими. Стоять у станка по 12 часов было тяжело, порой глаза закрывались прямо на ходу. Не хватало теплой одежды, обуви. Но голодными не были и с делом справлялись. После войны отец так и остался на заводе, общежитие стало его домом, а друзья-заводчане – семьей.
Пропал без вести
77 лет семья ничего не знала о судьбе Афанасия Николаевича Вихарева, родного деда Ольги Петровны Будиловой, бывшего заместителя начальника финансового отдела.
– Дед с семьей жил в деревне Майоры современного Кезского района. Его, солидного дядьку 1901 года рождения, призвали на фронт в первые недели войны, 4 июля 1941-го. На железнодорожную станцию на телеге отвез его мой отец – единственный оставшийся в семье мужчина. Было тому «мужчине» 10 лет. Дома мать и четыре сестренки.
Дед служил телефонистом. 14 сентября 1942 года бабушка Вера Михайловна получила извещение «Пропал без вести». Поначалу надеялась, что живой, вернется. Да так и не дождалась…
Мы не раз пытались отыскать следы деда. Помогли ребята-поисковики из отряда «Факел». В августе 2019 года они обнаружили останки 56 погибших красноармейцев и среди них нашего деда в засыпанном немецком окопе в урочище Карабаново Смоленской области. То, что это именно Афанасий Николаевич Вихарев, удалось установить благодаря сохранившемуся солдатскому медальону. И теперь наша семья точно знает место его захоронения.
Эпилог
В этом году, как только позволила эпидемиологическая обстановка, заводчане снова встали в ряды Бессмертного полка вместе со своими детьми, которые гордо пронесли по центральной площади города портреты своих предков. Они никогда не виделись, но от этого связь поколений не слабеет. Пока жива память. А мы помним, никогда не забудем и другим не дадим этого сделать. Победа будет за нами!