– Александр Степанович, вы работали на закрытом секретном объекте, были допущены к информации космического уровня во всех смыслах этого слова. А спустя 26 лет можете поделиться воспоминаниями о космодроме? – Да, срок давности прошел – можно писать мемуары…
Начал службу лейтенантом. Последняя должность на космодроме «Байконур» – начальник вычислительного комплекса. Вся информация о выведении на орбиту различных объектов в режиме реального времени – работа двигателей и многое другое – проходила через мой вычислительный комплекс и передавалась государственной комиссии. Из окна кабинета были видны запуски с площадок, особенно с ближайшего, знаменитого «Гагаринского» старта. Это неописуемо красиво, особенно когда ночью идет запуск ракеты и все озаряется вокруг! Если небо безоблачное, то очень хорошо видно, как боковые ступени отходят и как вторая ступень отделяется. И когда запускаешь ракету, отчетливо ощущаешь результат высокоинтеллектуального труда земляков и всей страны.
Находиться на вершине прогресса впечатляюще и ответственно! Мы в космосе занимали тогда ведущие позиции и, когда успешно выполнили пуск «Энергия-Буран», обогнали американцев лет на 10. Безусловно, мы были горды за свою страну.
– На такую ответственную работу берут избранных, точнее, нужно пройти серьезнейший отбор, конкуренция высокая при назначении на стратегически важные должности.
– Однозначно, условия работы требовали самоотдачи, психологической устойчивости и высокого IQ! И конечно, от нас требовалась отличная физическая подготовка.
В свободное время мы занимались спортом, играли в любимый футбол. За сборную Байконура выступали. Весь Казахстан объехали, там я стал кандидатом в мастера спорта. А в Тбилиси на Кубке СА и ВМФ по футболу заняли 3-е место в СССР.
В 1992 году проходили соревнования по полевой выучке среди офицеров. Это стрельба, физическая, тактико-специальная подготовка, оружие массового поражения и многое другое. Мне удалось выиграть этот конкурс, стать лучшим офицером космодрома, за что досрочно было присвоено воинское звание подполковника. Был награжден медалью «За отличие в воинской службе».
– Почему же вы ушли с военной службы на Байконуре?
– После развала СССР статус космодрома был не определен, и я написал рапорт об увольнении. Позже меня пригласили работать в Совет Федерации помощником председателя Комитета по международным делам. А через два года я организовал свой бизнес, который успешно развивается и сейчас.
– Александр Степанович, свое предприятие вы назвали «Байконур». Высокая точность и успех заложены в этом наименовании навсегда. Прямая ассоциация с лучшими достижениями современной отечественной науки.
– Совершенно верно. Для бизнеса очень важен изначальный посыл в названии, я в этом глубоко убежден. И коммерческий успех моих проектов – тому доказательство.
– Спасибо, Александр Степанович, «ДК» поздравляет Вас с юбилеем! Желаем Вам крепкого здоровья, семейного благополучия, верных ответственных соратников, удачи и неизменных профессиональных успехов!
Пусть скажут, громкие слова,
А я им верю, как же быть?
Ведь коль не верить, то тогда
Зачем на этом свете жить.
Здесь, как Ноев тот ковчег,
Со всей России собрались.
Здесь ночью снится белый снег
И города, где родились.
И утром снова мотовоз
Нас повезет под стук колес.
Чернорабочие земли
Готовим в космос корабли…