– Денис Николаевич, само название проекта «Сохранение лесов» говорит о том, что восстановление леса является приоритетным направлением нацпроекта «Экология». В прошлом году в Удмуртии был перевыполнен план по восстановлению лесов. Как обстоят дела в нынешнем году, и какие меры предпринимаются в республике для восстановления лесных угодий?
– Согласно проекту «Сохранение лесов», сколько леса вырубается, столько должно и восстанавливаться. Отмечу, что за годы реализации проекта в республике площадь восстановленных лесов уже на 22 процента превышает площадь вырубленного и погибшего леса. В текущем году нам предстоит восстановить леса на площади 9,2 тысячи гектаров. С каждым годом планка по лесовосстановлению повышается, но нас это не смущает. Уже в весенний лесокультурный период плановый показатель выполнен на 59 процентов, несмотря на то, что этот период отличается скоротечностью. С учетом опыта прошлых лет, осенью плановые показатели также будут перевыполнены. Для этого есть все предпосылки.
Во-первых, выращен собственный посадочный материал как с открытой, так и с закрытой корневой системой. Во-вторых, подготовлена почва для дальнейшей высадки лесных культур. И в-третьих, ведется контроль за своевременным выполнением лесопользователями работ по восстановлению ресурсов. При этом большинство инвесторов, которые взяли в аренду леса для реализации приоритетных инвестиционных проектов, полностью выполняют свои обязательства.
– Минприроды Удмуртии уделяет особое внимание созданию в республике северного лесного кластера. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее. Каковы его цели и задачи? Что предстоит сделать для его полноценной работы?
– Создание кластера на севере республики предусмотрено Концепцией развития лесного хозяйства и лесной промышленности Удмуртской Республики на период 2019-2030 годов, которая утверждена распоряжением Правительства Удмуртской Республики. Результатом деятельности кластера должна стать интеграция заинтересованных производственных предприятий, научных и образовательных организаций отрасли, что позволит положительно сказаться на установлении и развитии кооперационных связей между планируемыми участниками кластера, расширении рынков сбыта продукции, модернизации производственных мощностей и сокращении издержек на логистику.
В качестве примера можно привести комплекс предприятий на территории Увинского района. Это три инвестора, один из которых производит плиты из технологического сырья, другой выпускает фанеру из березового и осинового кряжа, а третий занят производством пиломатериалов из наиболее ликвидной древесины. В результате эти три компании обмениваются между собой сырьем, обеспечивая как потребности рынка, так и безотходное производство.
В свое время вопрос о создании северного кластера вызвал много дискуссий. В 2018 году у нас подлежали расторжению 14 договоров аренды лесных участков, и тогда встал ребром вопрос: продлить эти договора аренды со старыми арендаторами на прежних условиях, потеряв при этом темп развития глубокой переработки леса, либо наращивать этот темп с новыми арендаторами. Мы приняли решение идти по второму пути, и на сегодняшний день можно видеть первые результаты сделанного нами выбора. Еще полтора года назад были полностью выполнены два приоритетных инвестиционных проекта компаний «Увадрев-Холдинг» и «Орион». Сейчас в стадии завершения приоритетные инвестпроекты компании «Восток-Ресурс». И, наконец, мы объявили инвестора, который готов вложить около трех миллиардов рублей в строительство Глазовского фанерного комбината, который войдет в северный лесопромышленный кластер. В настоящее время создана ассоциация «Межрегиональный лесопромышленный кластер Чепца», зарегистрированная в Глазове. В нее вошли уже более полутора десятков организаций. Проведены заседания наблюдательного совета и первое общее собрание членов кластера.
– Ранее вы предполагали, что одним из приоритетных видов глубокой переработки может стать деревянное домостроение, которое способно развиться на всей территории Удмуртии. Оправдались ли ваши прогнозы? Насколько активно развивается данное направление?
В целом можно отметить, что деревянное домостроение важно с точки зрения экологичности, эффективного освоения лесных ресурсов и сдерживания оттока населения в сельской местности за счет обеспечения комфортных условий проживания. При этом данная отрасль предусматривает максимально глубокую переработку древесины на современных производственных линиях. Потенциал развития индивидуального жилищного строительства, в том числе деревянного домостроения, очень высокий: уже сейчас половина вводимого в стране жилья приходится на частные дома. До конца текущего года должны запустить федеральную ипотечную программу в сфере индивидуального жилищного строительства. Частные дома стандартизируют, лучшие проекты отберут на конкурсе. А в целях стимулирования спроса на отечественные деревянные дома заводского изготовления Правительство РФ предусмотрело субсидирование первоначального взноса на кредит для покупки деревянного дома заводского изготовления в размере 10 процентов от его стоимости.
- Еще одно ключевое направление деятельности министерства – пресечение нарушений закона в природоохранной сфере. Как будет развиваться работа по борьбе с незаконной заготовкой древесины и ее нелегальным оборотом?
– За 2020 год и первое полугодие 2021 года у нас выявлено около двух тысяч нарушений лесного законодательства. Однако на незаконную заготовку леса из этого количества приходится всего 13 процентов. Удмуртия традиционно попадает под космический мониторинг Рослесхоза. Но через спутниковую систему выявляется только каждое пятое подобное правонарушение. Остальные обнаруживаются посредством традиционного наземного патрулирования.
Работа по своевременному выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства ведется в тесном взаимодействии профильных ведомств: Минприроды УР, МВД по Удмуртской Республике, УФССП, прокуратуры, таможенных и налоговых органов. Мобильными группами осуществляются плановые проверки автотранспорта на предмет законности приобретения перевозимых лесных грузов, проверки пилорам и рейды в лесных массивах. Они помогают выявить нарушителей лесного законодательства по горячим следам. В результате совместной работы за последние полтора года пресечена деятельность пяти организованных преступных групп, действовавших на территории Завьяловского, Якшур-Бодьинского и Яганского лесничеств.
В ближайшем будущем нарушителей ждет еще одно неприятное для них техническое новшество. Буквально две недели назад на уровне Председателя Правительства УР было принято решение о запуске пилотного проекта по созданию авиаотрядов в Сарапуле и в Шарканском районе. В состав каждого из отрядов войдут диспетчерская служба и три беспилотных летательных аппарата, два из которых постоянно будут находиться на дежурстве. Для этого нам нужны беспилотники с длительностью полета от четырех до шести часов, которые накроют всю территорию республики и будут наблюдать не только за незаконными вырубками, но и за лесопожарной обстановкой.
– Нельзя не отметить что в то время, как в некоторых регионах России ситуация с лесными пожарами выглядит катастрофической, в Удмуртии данная проблема остро не стоит. За счет чего удалось добиться в наших лесах относительной пожарной безопасности?
– В первую очередь, благодаря своевременно принятым мерам. Мы начали готовиться к предстоящему лесопожарному периоду еще с конца прошлого года. Разработали и утвердили всю необходимую нормативно-правовую базу для предупреждения и тушения лесных пожаров. В марте провели учения по взаимодействию наземных сил и средств пожаротушения, межрегиональному взаимодействию органов исполнительной власти субъектов РФ при тушении лесных пожаров в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.
С началом пожароопасного периода в республике в лесах с 30 апреля был введен особый противопожарный режим, запрещающий разведение огня в любом его проявлении. Также четырежды вводился запрет на посещение лесов гражданами в местах, наиболее подверженных угрозе возникновения лесных пожаров. Здесь надо отдать должное и поблагодарить жителей Удмуртии. Это уникальные люди, которые очень ответственно относятся к данным ограничениям. Если посещение леса запрещено, то этот запрет, как правило, соблюдается.
В плановом режиме выполняются противопожарные мероприятия по охране лесов от пожаров АУ УР «Удмуртлес» и арендаторами лесных участков. Проводится усиленное наземное патрулирование лесов. В дополнение к нему в дни с высоким классом пожарной опасности применяется авиапатрулирование.
– Приближается День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности. Денис Николаевич, какими словами вы бы поздравили и что пожелали бы своим коллегам?
– В первую очередь, я хотел бы выразить большую благодарность тем работникам, которые трудятся в отрасли. Почти все они пришли в эту профессию по призванию, потому что невозможно трудиться в лесу без любви к лесу. И благодаря этим людям, несмотря на все трудности предыдущих периодов, мы показываем хорошие темпы развития. Если в 2017 году мы занимали по исполнению переданных полномочий 32-место в стране, то сегодня Удмуртия находится на 8-м месте среди всех субъектов России. И это заслуга тех специалистов, которые работают на местах. Такой рывок, по достоинству оцененный как на республиканском, так и на федеральном уровне, был бы невозможен без сплоченного коллектива. Поэтому хочется каждому, кто работает в лесу на местах, сказать большое спасибо и пожелать крепкого здоровья!
В статье использованы фотоматериалы Минприроды Удмуртии и фотографа Вячеслава Ложкина.
Дмитрий Чернов