• 06 августа 2021 10:04
  • 188
  • Время прочтения: 6 мин

«Соколы России»: рожденные летать

«Соколы России»: рожденные летать
С большим размахом завершился Международный авиакосмический салон «МАКС-2021». Несмотря на сложности, вызванные пандемией, в этом году мероприятие собрало свыше 135 тыс. участников и гостей, более 2 млн онлайн-зрителей; свою продукцию представили 538 российских компаний и 831 экспонент из 56 стран мира; на стендах и в небе вниманию публики были доступны 256 летательных аппаратов, включая 49 иностранных. Авиасалон проводился под патронажем Президента РФ Владимира Путина с его личным участием.

Редакция «Деловой Квадрат» вошла в число 2600 российских и зарубежных журналистов, освещавших МАКС, при этом став практически единственным региональным изданием на юбилейном XV авиасалоне в Жуковском. К публикации уже готовится ряд уникальных материалов на основе прослушанных нами конгрессов и круглых столов.

Однако не секрет, что для большинства участников МАКС – это, прежде всего, не деловые переговоры и научные конференции, а авиационные новинки и, конечно же, демонстрационные полеты. Мы не только сохраняем, строим и совершенствуем летательные аппараты, но и поднимаемся в небо, а главное, делаем все это на мировом уровне! «Слезы на глазах», «Иногда просто думала, что такое невозможно! На это стоит посмотреть!», «Это было круто!», «Каждое выступление – это восторг!» – так описывают пользователи соцсетей свои впечатления от просмотра демонстрационной программы.

И сегодня мы бы хотели поделиться с нашими читателями настоящим эксклюзивом, редакции «ДК» на МАКСе посчастливилось ближе познакомиться с одной из легенд современных ВВС РФ – «Соколы России», единственной пилотажной группой, выполняющей демонстрационные бои на тяжелых боевых истребителях.

Предназначение и преемственность

В рамках короткой пресс-конференции ведущий звена авиагруппы «Соколы России», полковник Александр Гостев еще раз подтвердил неизменность одной истины – «в авиации случайных людей не бывает». Рассказал он и о собственном пути в небо. Александр был выпускником Суворовского училища. Несмотря на статус и известность учебного заведения, в советское время в авиационные вузы суворовцев не брали без прохождения медкомиссии и целого ряда тестирований. Пришлось начинать все сначала, будто человеку с улицы.

– Нужно с детства жить этим. Я другой профессии для себя никогда не рассматривал и уверен, все наши ребята также. Конечно, времена меняются, раньше случайных людей не было и в космосе, а сегодня артисты получили возможность отправиться на орбиту снимать фильмы.

Но одно дело полет, пусть даже в межзвездные дали, в качестве туриста, и совсем другое – управление боевым истребителем. Нужно действительно жить небом. И как минимум у одного из текущего состава команды «соколов», как выразился Александр Гостев, действительно «не было шанса». В пилотажной группе сформировалась собственная династия летчиков: капитан Виталий Сорокин – не кто иной, как сын подполковника Андрея Сорокина, который до 2019 года принимал участие во всех полетах «Соколов России». Как и отец, Сорокин-младший занимает в строю место правого ведомого. Более того, и дед, и прадед Виталия Андреевича также служили в ВВС. Формирование таких летных династий – одно из свидетельств, что у авиационных групп России действительно есть будущее.

В общем строю

В рамках МАКС и других масштабных мероприятий и праздников, таких как Парад Победы на Красной площади, «Соколы» участвуют наряду с другими летными группами: «Русские витязи», «Стрижи», «Беркуты». Выступают они и на значимых событиях регионального масштаба. В частности, в разные годы «Соколы» и «Витязи» демонстрировали фигуры высшего пилотажа жителям Ижевска. Полковник Александр Гостев развеял сомнения журналистов по поводу возможной конкуренции между группами:

– У нас нет конкуренции, каждый занимается своим делом. С «Витязями» у нас положительная совместная работа – в свое время «Соколы» выступали инструкторами для их группы, сейчас мы хотим пригласить уже их летчиков для подготовки наших новичков.

«Соколы» являются единственной пилотажной группой, которая на боевых самолетах такого класса показывает оборонительно-наступательные приемы ближнего воздушного боя. В реальных условиях воздушный бой может происходить на больших расстояниях, скоростях и различных высотах, а во время показа летчики демонстрируют для зрителей приемы боя на ограниченном пространстве, что обеспечивает зрелищность пилотажа, позволяет публике насладиться происходящим в воздухе, оценить маневренные возможности отечественных истребителей и мастерство летчиков.

– Мы демонстрируем те приемы, которые необходимо освоить каждому пилоту оперативно-тактической авиации. Мы показываем то, что входит в курс боевой подготовки. Но нужно выстраивать программу так, чтобы всегда оставаться на виду. Здесь на МАКСе мы также находимся в условиях жестких требований безопасности и очень сжатой местности, – отмечает Александр Гостев, – например, один из элементов нашей программы – тренировочный бой 2 на 2, как правило, проводится на значительно большей территории.

В арсенале «Соколов России» также групповой пилотаж в строю в полетном порядке «ромб» (четыре самолета), где ведущим является полковник Гостев. Во время полета в плотном строю группы летчики выполняют комплекс фигур высшего пилотажа (петля Нестерова, горка с поворотом, косая петля, групповая бочка и другие) на минимальных интервалах и дистанциях. Нельзя не упомянуть и одиночный пилотаж в исполнении Александра Гостева. Здесь зрители становятся свидетелями таких элементов, как петля с поворотом, проход на малой скорости, кадушка, колокол и вращение по курсу на закритических углах атаки.

– Главное достояние четвертого центра – само формирование группы, которая летает в сомкнутом строю. Мы всегда на острие. Первые начинали летать на самолетах СУ 30 СМ, потом СУ 35.

Каждая из фигур высшего пилотажа не только зрелищна, но и имеет практическое боевое значение и свою историю. И, что не менее важно, многие из них впервые были опробованы именно российскими/советскими летчиками.

Например, «колокол» – фигура высшего пилотажа, при которой самолет переводится в вертикальный набор высоты с постепенным гашением скорости до практически полной остановки. В реальном бою данный прием позволяет становиться незаметным для доплеровских радаров и головок ракет с радиолокационным наведением на цель. Также применяется при работе по поверхности для погашения скорости и последующего прицеливания.

Долгое время «колокол» считался фигурой, доступной лишь для винтовых самолетов, поскольку большинство реактивных двигателей не могут работать на больших углах атаки. Впервые фигура была публично выполнена на турбореактивном самолете в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. Первопроходцем стал советский летчик-испытатель Анатолий Квочур на истребителе Миг-29.

Современные «Соколы» стали достойными преемниками советских традиций. И это может подтвердить любой, кто хоть раз был свидетелем высокого пилотажа в исполнении группы. И одновременно с этим демонстрационная программа становится шагом в будущее:

– Я всегда говорю, что если после показов «Стрижей», «Витязей», «Беркутов» хотя бы три человека пойдут и запишутся в летное училище – это главное, зачем все это делается, – отмечает Гостев.

Материал подготовлен при поддержке АО «КБЭ XXI века». Редакция «ДК» выражает искреннюю благодарность директору предприятия Виктору Уланову.

Дмитрий Горбунов

Справка:

Пилотажная группа «Соколы России» была образована на базе Липецкого авиацентра в 1993 году. В ее первый состав вошли: полковник Александр Харчевский (впоследствии генерал-майор авиации), майоры Александр Гостев, Георгий Карабасов и Юрий Сушков. Первый полет был выполнен летчиками в 1994 году. Целями создания группы изначально ставились: демонстрации маневренных возможностей самолетов Су-27, профессиональная подготовка летчиков и совершенствование навыков полетов истребителей в группе.

Этап создания и становления проходил в сложный для авиации постперестроечный период. Тем не менее опыт проведения демонстрационных полетов не только позволил доказать летные возможности Су-27, но и показал большой потенциал и перспективы развития пилотажной группы, что вскоре было подтверждено расширением ее состава и программы. С начала 2000-х годов в нее были включены групповой пилотаж шести и четырех самолетов, маневренный воздушный бой пара на пару и одиночный пилотаж.

Впервые название «Соколы России» – авиационная группа высшего пилотажа и воздушного боя (АГВП и ВБ) официально прозвучало 12 июня 2004 года в ходе воздушного показа в Нижнем Новгороде, посвященного 100-летию со дня рождения В.П. Чкалова.

«Соколы» являются регулярными участниками крупных международных выставок вооружения и военной техники, таких как «ARMS EXPO», «Гидроавиасалон», Международный военно-технический форум «Армия».

Во время воздушных показов «Соколам» рукоплескали жители Красноярска, Барнаула, Хабаровска, Воронежа, Ейска, Екатеринбурга, Североморска, Волгограда, Ульяновска и десятка других городов. В разные годы они демонстрировали свое мастерство и за рубежом – в небе Норвегии, Республики Беларусь, Казахстана и Киргизии. В сентябре 2006 года летчики группы на самолетах Су-27 в общем строю с пилотами эскадрильи «НормандияНеман» пролетели над Парижем в честь открытия президентами России и Франции памятника французским пилотам – участникам Второй мировой войны.

Летчики участвовали в воздушной части парада Победы над Поклонной горой в 1995 году, а с 2008-го по настоящее время являются постоянными участниками воздушного парада над Красной площадью города Москвы в составе строя самолетов «Тактическое крыло».

Сегодня «Соколы России» представляют уникальную летную программу на современных истребителях Су-30СМ, и Су-35С, в которой летчики в лучших традициях национальной пилотажной школы наглядно показывают всему миру возможности отечественной авиатехники и высокий уровень мастерства современных ВВС РФ.

Пилотажный состав «Соколов» на МАКС-2021 был представлен полковником Александром Гостевым, капитанами Виталием Сорокиным и Анатолием Сопиным, майором Денисом Погодиным.