«Айкай» – сердце удмуртского фольклора
25 марта в череде календарных праздничных поводов особо выделяется День работника культуры России. В Удмуртии одним из ярких представителей этой сферы является заслуженный деятель искусств УР Петр Данилов, который возглавляет Государственный театр фольклорной песни и танца «Айкай». «ДК» воспользовался информационным поводом и накануне записал интервью с директором прославленного коллектива.

– Театр «Айкай», без преувеличения, является визитной карточкой Удмуртии. При проведении знаковых мероприятий за пределами региона выступает именно ваш ансамбль. В чем секрет успеха?

– Думаю, это кропотливый труд и самоотдача всего нашего коллектива, доставляющего публике удовольствие от восприятия подлинно народной культуры. В этом нам помогает глубокое изучение основ песенно-танцевального творчества, владение исконным материалом на основе фольклорного репертуара, глубина подачи, а также огромная коллекция сценических костюмов, изготовленных на основе аутентичных. В результате такого комплексного подхода артисты на профессиональной сцене выглядят абсолютно органично.

«Айкай» выполняет важную и ответственную миссию – несет удмуртскую культуру за пределы региона, участвуя в самых знаковых событиях российского и международного уровня. К примеру, на Зимних Олимпийских играх в Сочи мы представляли свою концертную программу на главной сцене наряду с такими прославленными коллективами, как хор Пятницкого, Кубанский казачий хор. Вспоминаю, как мы были в Германии на Международном фестивале «Зеленая неделя», где «Айкай» вызвал восторженные отзывы у взыскательной европейской публики. Участвовали в культурных мероприятиях «Год Удмуртии в Москве».

– Все годы существования ансамбля «Айкай» с успехом гастролирует. Как антиковидные ограничения отразились на вашей гастрольной деятельности?

– Пандемия, естественно, повлияла на интенсивность концертных выступлений. Но и в этот сложный период мы выезжаем на гастроли. Например, в Ставропольском крае летом 2021 года проходил фестиваль-марафон «Песни России» под управлением Народной артистки РФ Надежды Георгиевны Бабкиной. Совместные концерты с ансамблем «Русская песня» прошли в десяти курортных городах Ставрополья. Также выезжали на гастроли в Екатеринбург, на телевизионный конкурс в Москву.

1/1

– А к себе на малую родину в Балтасинский район Татарстана привозили ансамбль «Айкай»?

– У меня сложились дружеские отношения с руководством Республики Татарстан. Мы регулярно выезжаем на гастроли к нашим соседям, и нас всегда там гостеприимно встречают. На это лето уже есть план гастролей. Мой родной Балтасинский район – лучший пример многонационального дружного взаимодействия русских, татар, удмуртов, марийцев. Своим творчеством и популяризацией традиционной удмуртской культуры «Айкай», безусловно, укрепляет добрососедские отношения.

– Каждый ваш танцевальный номер уникален. Расскажите, пожалуйста, как он создается?

– Танцы ставит Андрей Прокопьев. Это редкий специалист, который много лет кропотливо изучает народную хореографию. И в сотрудничестве постановщика танцев с музыкальным руководителем появляются потрясающие танцевальные номера, которые репетируем и оттачиваем до совершенства. Здесь очень важна творческая дисциплина всех артистов, и у нас она на высоком уровне. Вообще, наш коллектив семейный, в составе много супружеских пар. Как и везде, происходит ротация кадров – кто-то уходит на пенсию, кто-то в декретный отпуск. Радует, что у нас нет случайных людей, все поступают в театр «Айкай» по призванию. И это дает уверенность в завтрашнем дне.

– Вы всегда даете живые концерты. Насколько удается конкурировать с шоу-бизнесом, который все активнее уходит в интернет-пространство?

– Зритель естественным образом меняется по причине освоения цифровых технологий. Виртуальный мир частично уводит от реального искусства. Но живого концерта ничто никогда не заменит. Всегда в конце выступления я обращаю внимание публики на то, что наши музыканты играют вживую, без фонограммы. И тем не менее возможности интернет-ресурсов, социальных сетей позволяют продвигать культурный контент и наши творческие номера. Бесспорно, это механизм продвижения, и мы им пользуемся. Мне кажется, сейчас происходят большие культурные изменения, но это не всегда вовремя осознаешь. Большое влияние имеет масс-культура, которая портит вкус, к сожалению. Во все времена важно понимать, что такое настоящее искусство и что такое его подобие.

– Петр Павлович, вы имеете серьезный опыт работы в республиканском Министерстве культуры и Государственном Совете Удмуртии. Как вам удается оставаться на различных руководящих постах абсолютно творческим человеком?

– Я занимаюсь любимым делом. В любой работе мне не дает покоя стремление к творчеству. Любой опыт дорог и полезен в жизни, поэтому депутатская деятельность и госслужба в министерстве – это требование времени, и там я работал с полной отдачей и удовлетворением от сделанного. Все складывается, как судьбе угодно. Рад, что много друзей и знакомых в многих сферах жизни и общение с ними обогащает меня как личность. Это помогает развиваться в культурном пространстве. Главное, что коллектив существует, все творческие замыслы мы реализуем сообща! И это большая миссия!

Константин Ижболдин

Редакция «ДК» благодарит Петра Павловича Данилова за многолетнее сотрудничество, поздравляет коллектив Государственного театра фольклорной песни и танца «Айкай» с Днем работника культуры и желает многолетнего творческого вдохновения!