• 19 июня 2019 16:03
  • 1 862
  • Время прочтения: 11 мин

Игорь Шаймарданов: Народный поэт на народной ткани – что может быть органичнее?

Игорь Шаймарданов: 
Народный поэт на народной ткани – что может быть органичнее?
6 июня мы отметим 220-летие поэта, чье имя является символом России. Пушкин присутствует в нашем сознании с раннего детства, стал частью нашего культурного кода и превратился в мифологическую фигуру независимо от полноты и глубины знания его биографии и творчества (он есть, и этого достаточно). Но не стоит забывать и о «реке времен» – пушкинский словарь, образы и система ценностей все труднее поддаются прочтению и осмыслению. На этом фоне особенно ценны любые талантливые попытки «приблизить» Пушкина к человеку начала XXI в., обозначить и укрепить наше с ним внутреннее – духовное – родство. Пушкинский цикл работ художника Игоря Шаймарданова – один из самых удачных примеров подобного «приближения». У жителей Ижевска и республики есть шанс в ближайшее время познакомиться с творчеством Игоря Дмитриевича и с «его Пушкиным». А пока предлагаем вашему вниманию беседу с замечательным художником и нашим земляком.

– Удмуртия для вас просто место рождения?

– Удмуртия – это почти совсем родная земля. Малая Родина, если хотите. Это то место, где я подпитываюсь и творчески, и эмоционально. Вот понимаешь, что садится батарейка, – и домой на недельку. И пусть ничего не делаешь, просто слушаешь, киваешь, что-то отвечаешь, может, даже невпопад, а душа набирается сил. Звучит эгоистично, но вот такой мы народец – художнички. Всё для себя и всё для творчества, а в конечном счете – для зрителя.

– В том числе и для ижевского?

– Да. Лет 15 назад в Ижевске прошли две мои персональные выставки. Какое-то время сотрудничал с Русским драматическим театром им. Короленко и с Удмуртским национальным театром. И уже почти 30 лет – с Театром «Молодой человек». Можно сказать, свидетельствую его развитие и выход на серьезный профессиональный уровень. Не постоянным присутствием, а наплывами, наездами, но я принимал участие в выпусках как минимум 10 спектаклей. Сейчас выпускаем спектакль по Чехову (премьера назначена на открытие нового сезона). Меня в этом коллективе греет работа над материалом, когда режиссер и актеры думают не о том, кто как встанет-выйдет и скажет-ответит, а о том, почему, про что и для кого они это будут делать. Я часто до премьеры не понимал, что за спектакль получится. Артисты с режиссером что-то не по теме обсуждают, о чем-то молчат, колосники (т.е. потолок) разглядывают. Ты волнуешься, и вдруг на премьере все встает на свои места. Как у Пушкина:

Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Кстати, уместно сказать и о наших с театром поездках на пушкинские праздники поэзии в Михайловское. Кажется, это вообще единственный театральный коллектив из Удмуртии, который не раз приглашали на такое центровое мероприятие.

– Вы много раз были главным художником Всероссийской Масленицы в Пскове. Каково такому художнику, как вы, с ярко выраженным индивидуальным стилем, найти общий язык с организаторами и администраторами?

– Масленица – мой любимый праздник. Как художник-постановщик участвовал в 10 Масленицах. В Пскове – в 5 Масленицах подряд, и в Санкт-Петербурге. Еще были карнавал на Невском, Рождественские ярмарки в С.-Петербурге, Пушкинские праздники поэзии. В этом году в очередной раз являюсь художником-постановщиком международных Ганзейских дней в Пскове.

Художник городских массовых праздников – моя профессия. Я получил диплом художника-постановщика в Санкт-Петербургской театральной академии. «Ярко выраженный стиль», как вы выразились, это для мастерской, для мольберта, холста. А здесь ты действительно делаешь «проект», в котором, по большому счету, каждый должен заниматься своим делом. В идеале это должна быть команда. Важно выйти на консенсус: и о себе как о художнике заявить, и пожелания заказчика соблюсти. Чтобы зритель получил радость и хорошее настроение. Чтобы сказал: «Ну вот, могут же!».

– Масленица – ваш любимый праздник. А Пушкин – ваш любимый герой. Почему он у вас такой «неклассический» – легкий, полулубочный, полуанекдотичный? Я бы сказал – «ролевый».

– Такой Пушкин у меня от меня самого. Я про него ничего не сочиняю. Просто представляю, как могло быть, и вижу эпизод, момент из жизни Пушкина в Михайловском. Если хотите, восстанавливаю «недостающий кадр». Все мы знаем какие-то общеизвестные факты из его биографии. Мне же видятся промежутки между этими фактами. При желании корни и отправные точки моих картин найти можно. Правда, кто-то говорит, что Пушкин не похож на самого себя. И правильно – это мой Пушкин. Нарисуйте своего и любите. Кто-то говорит: не играл Пушкин на гитаре и не запускал воздушного змея. Но памятливый читатель знает, что Петруша Гринев клеил змея из географической карты. Значит, Александр Сергеевич был знаком с такой методой, и то, что в воспоминаниях о поэте сей факт не указан, так это за невнимательностью пишущих.

Рисую Пушкина обыденным и праздным, а не восторженно-воодушевленным, потому что сам поэт ужас как терпеть не мог игру в поэта, «служителя муз». Пушкинисты знают, о чем я. Отсюда анекдотичность, лубочность, сказовость: «в сказке ложь, да в ней намек». Такой поэт ближе и мне, и моему зрителю. Как изобразить гения? У этой задачи нет одного решения. Поэтому я и взял на себя смелость рисовать человека-Пушкина в обыкновенной жизни. В той, которая мне и, надеюсь, всем нам близка, знакома, понятна. В той, где я не погрешу против истины и правды.

– Как вы выбираете темы, сюжеты, материал (ситец, холст) для своих работ на пушкинские темы?

– Поверьте мне на слово – я не выбираю темы. Темы выбирают меня. Ничего не получится, если ты задумал кого-то удивить или осчастливить. Будет ложь, обман и стыд. Поэтому лучше не начинать. Плавали, знаем. Ситец родился волею судеб и случая. Это был 1999 год. Год 200-летия поэта. Все творили кто во что горазд. И все съедалось. В псковском театре выпускали спектакль «Полтава». И я был настолько погружен в тему, что Пушкин мне мерещился во всем. И вот в очередной поход за тканями для пошива костюмов среди рядов с образцами ситца я ясно увидел поэта. Представьте: рабочий полдень, лето, все трезвые, а тут Пушкин выглядывает из ситчика с горошком и цветочками. Так и родилась серия «Ситцевый Пушкин». Только я год ждал, пришлось ждать, чтобы спала волна юбилейного хлама, бреда и буйства. Это было испытание: я боялся – а вдруг кто-то сделает это за меня? Тема-то лежала на поверхности: народный поэт на народной ткани, что может быть органичнее? А в 2001 году состоялась моя первая выставка, посвященная Пушкину. Потом стали рождаться другие серии. Техническая легкость исполнения, почти эскизность и недосказанность могут полнее и точнее рассказать о той теме, которой я занимаюсь уже на протяжении более полутора десятка лет. Но в конечном итоге все идет от темы. У меня есть серия «Свет Родионовна, забуду ли тебя?». Как сделать портрет няни Пушкина? Мне представилось, что вдруг нашли на чердаке, в пыли, 25 прижизненных портретов Арины Родионовны, нарисованных псковским землемером Ивановым. Писанных на промасленной бумаге. И как только я для себя выстроил эту историю, дело оставалось только за технических исполнением.

– Когда мы увидим что-то из того, о чем вы рассказывали?

– Если все сложится так, как планируется, то с середины августа до конца октября этого года в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств состоится выставка моих работ. Рад, что власти Ижевска и республики заинтересовались и проектом семейного праздника «Пушкинский день России» («Пусть всегда будет Пушкин»). Этот проект к Дню России и Дню города разработал театр «Молодой человек. На мой взгляд, все получилось очень интересно, и теперь можно постепенно расширять географию участников и масштаб мероприятия. Хорошо бы сделать его ежегодным, пригласить в гости представителей Пушкинского заповедника «Михайловское». Это принесет свои плоды и в сфере просветительской, и в сфере повышения престижности и ценности событийной составляющей региона.

1/4
«Арина Родионовна»
2/4
«Куда ж нам плыть?»
3/4
«Волшебный дом»
4/4
«Пушкин и ромашки»

Игорь Дмитриевич Шаймарданов родился в 1964 г. в г. Камбарке, Удмуртия. Окончил Нефтекамскую художественную школу, Йошкар-Олинское художественное училище, Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. С 1995 г. работает как театральный художник. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. В 2008 и 2009 гг. был главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в с. Михайловском. Его работы находятся в Пушкинском заповеднике, Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Музее-квартире В.В. Набокова (Санкт- Петербург), Пскове, частных собраниях. В творчестве художника Пушкин играет ведущую роль. Ему посвящены десятки произведений и целые серии: «Ситцевый Пушкин», «Михайловские царапки», «Александр Сергеевич и Арина Родионовна».

Автор: Виктор Чулков

-----------------------

Реклама

Каждая женщина хочет выглядеть привлекательно. И для этого у нее есть много помощников. Даже новый комплект нижнего белья может поднять самооценку и заметно улучшить настроение. Поэтому не забывайте почаще себя баловать.

---------------------

А Вы уже знаете какой добрый и правильный интернет магазин MetroBas.ru? Самое время с ним познакомиться. Магазин предлагает всем желающим обширный ассортимент мобильных аксессуаров и других товаров ежедневно 24 часа в сутки.