• 12 марта 2025 15:30
  • 32
  • Время прочтения: 1 мин

Камский мост: как восстанавливали стратегический объект Гражданской войны

Камский мост: как восстанавливали стратегический объект Гражданской войны Фото: Управление по делам архивов Администрации Сарапула
12 марта 1920 года стало ключевой вехой в истории Сарапула и всей страны. В этот день завершилось восстановление железнодорожного моста через Каму, что позволило вновь запустить движение поездов по маршруту «Москва — Екатеринбург».

Этот мост, построенный в 1914 году, стал жизненно важным объектом для транспортного сообщения. Однако в разгар Гражданской войны, 7 апреля 1919 года, 159-метровый пролёт был взорван Красной Армией. Это было сделано с целью остановить наступление войск адмирала Александра Колчака.

После освобождения Сарапула в июне 1919 года начались активные работы по восстановлению разрушенной конструкции. Инженеры и рабочие столкнулись с серьёзной проблемой: изготовить новый пролёт на месте было невозможно. Выход нашёлся — в качестве замены решили использовать металлическую ферму, предназначавшуюся для моста через Неву. Она находилась на станции Мга под Петроградом, и её транспортировка потребовала значительных усилий.

В январе 1920 года Совет Рабоче-Крестьянской Обороны поручил Реввоенсовету Запасной армии ускорить работы по восстановлению моста. Несмотря на суровые условия и нехватку ресурсов, инженеры, рабочие и добровольцы справились с задачей досрочно. 20 марта 1920 года председатель Совета рабочей и крестьянской обороны РСФСР Владимир Ленин отправил телеграмму с благодарностью строителям за их труд и самоотверженность.

Сегодня, спустя более века, история восстановления Камского моста остаётся примером инженерного мастерства, коллективной работы и стойкости перед лицом трудностей. Этот эпизод напоминает о том, как важны решительность и сплочённость в сложные времена.